Метод проектов в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Пусть в школе будущего не будет мёртвой тишины на уроках.
Каждый ученик может высказать своё мнение, доказать его, поспорить, с другими.
Зачем разделять ОБУЧЕНИЕ и ОБЩЕНИЕ?
В жизни столько всяких проблем!
А в школе мы заучиваем ответы, вместо того чтобы учиться задавать вопросы…

Из дневника школьницы

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни  и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:

  • они направлены на достижение конкретных целей;
  • они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  • все они в определенной степени неповторимы и уникальны

При этом ведущим видом  деятельности в проектах может быть любая её разновидность:

– экспериментально-исследовательская,
– проектно-конструкторская,
– информационно-аналитическая,
– научная,
– методическая,
– образовательная и т. д.

В зависимости от целей проектной деятельности школьников различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть  скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы ( для освоения навыков).

Работа над проектом всегда предполагает решение, какой либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,  средств обучения,  а с другой стороны – интегрирование знании, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и т. д.  Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы.

Этапы создания проекта

1–й этап: определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется своеобразная творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.  

2-й этап: происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. Результаты этой работы можно отображать в различных формах( компьютерная обработка данных, видеосъёмка, разработка самостоятельных сценариев).

3-й этап: осуществляется подготовка к защите проекта  в форме, соответствующей содержанию проекта ( постановка спектакля, съёмка видеофильма, проведение экскурсии, составление журнала, стендовая защита, защита в форме презентации и т. д.). Особое внимание должно быть уделено составлению учащимися итогового отчёта: здесь ребятам необходимо помочь. Ученики готовы включить в защиту все запомнившиеся интересные эпизоды работы, а это не всегда укладывается в регламент выступления.

4 этап: сама защита. Дети приучаются к публичным выступлениям.
Схему процесса выполнения проекта с позиции совместной деятельности в системе «учитель – ученик» можно представить так:

Классификация проектов и проектной деятельности школьников может быть различной в зависимости от категории анализа

Классификация проектов школьников

По   технологической направленности По предмету труда
Человек – человек. Человек – природа.
Человек – техника. Человек – художественный образ.
Человек – знаковая система.
По сфере применения
Школа. Семья. Досуг.
Производство. Профессиональное самоопределение.
По интересам
Познавательные. Экологические.
Коммерческие. Игровые. Профессионально – трудовые.
Научные. Комплексные.
По материальному воплощению
Интеллектуальные. Информационные. Комплексные.
По преобладающим технологическим процессам
Архаичные ( ручные технологии)
Традиционные ( машинные технологии)
Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)
По методической направленности По цели проектной деятельности
Гностические. Изыскательские. Преобразующие.
По продолжительности выполнения
Долгосрочные (от 20 до 60 часов)
Среднесрочные (блок 8 – 10 часов)
Кратковременные (2 – 4 часа)
По организации проектной деятельности
Индивидуальные. Звеньевые. Групповые.
Школьные.
По структуре содержания
Мономодульные(охватывают один модуль программы )
Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)
Интегрированные (межпрндметные)
По уровню творчества
Репродуктивные. Творческие задания. Творческий проект.

Требования к проекту

К проекту предъявляют такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, системность, творческая направленность, посильность, эстетичность, значимость и др.

Роль учителя в проектной деятельности

Это прежде всего:

умение выбрать и предложить ученику наиболее интересные и практически значимые темы для проектов
– владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
– организация учебно – воспитательной работы по предмету, ориентироваться на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной  работы исследовательского, поискового, творческого плана).

В этом случае учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию; играет роль не только организатора, но и участника учебного процесса, который строится как диалог учащихся с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. То есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у педагога таких профессиональных качеств, как владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на учащихся своим авторитетом; умение устанавливать и поддерживать на занятиях устойчивый, положительный эмоциональный настрой.

Очень важна для педагога ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями.  

Критерии оценивания выполненных проектов  (по П.С. Лернеру)

включают в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическую направленность проекта и значимость выполненной работы, объём и полноту разработок,  выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решении, подходов, выводов, полноту библиографии, цитат; оригинальность темы, подходов, найденных решении, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным решениям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензии; качество изделия, оригинальность.

Что и как оценивается при защите проекта?

1. Качество доклада (критерии оценки: стройность композиции, полнота представления работы, объём тезауруса, объём и глубина знании по теме (или предмету), эрудиция, межпрежпредметные связи; коммуникативная ориентация; культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории).
2. Ответы на вопросы (критерии оценки: полнота, аргументированность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного развития темы и сильных сторон проекта).
3. Деловые и волевые качества докладчика (критерии оценки: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность).

Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 2-4 часов до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.

Итоговая оценка за проект выставляется с учётом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты/

Список используемой литературы:

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога – исследователя./ Екатеринбург: Дом учителя, 2000.
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. http://www.direktor.ru
  7. http://www.n-shkola.ru