Игра-аукцион "Мир математики, физики и экономики" в летнем физико-математическом лагере

Разделы: Внеклассная работа


С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют летние школьные лагеря с дневным пребыванием. На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же далеко не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома – без мамы и папы. Посещая же пришкольный лагерь, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни – в кругу семьи. А если же это еще и профильный лагерь, то, отдыхая, ребенок может узнать много нового, интересного, повысить свой интеллектуальный уровень.

При нашей школе (ГОУ СОШ №1981 ЮЗАО г.Москвы) ежегодно работает летний физико-математический лагерь «Квант».Он организован для учащихся 5-8 классов. Активный отдых учащихся сочетается с занятиями по физике и математике. На занятиях по математике дети разбирают занимательные задачи, решают задачи на смекалку, задачи со спичками, судоку, кроссворды, знакомятся с математическими софизмами, математическими фокусами и головоломками.  На полевой практике ребята измеряют при помощи геометрических методов высоту недоступных предметов и расстояние до них.

Занятия по физике позволяют ответить на огромное количество детских «Почему?»  Дети узнают, почему на спит Ванька-встанька, и не падает подъемный кран. И даже сами изготавливают «устойчивые» игрушки.

Узнают, почему плавает подводная лодка, и сами делают «картезианского водолаза», изобретенного еще Рене Декартом, а затем посещают музей Подводного флота России (подводная лодка). После экскурсии в музей ретро-автомобилей разбираются, как ездит автомобиль, как работает его двигатель, и что такое карбюратор.

Историю электрической лампочки изучают не только в школе, но и в музеях «Огни Москвы», в политехническом музее, где не только можно познакомиться с развитием  освещения в Москве и России, но и самим побывать старинными фонарщиками и современными диспетчерами электросети. Изучив законы гидродинамики, узнают, почему держится в воздухе тяжелый самолет. А затем совершают увлекательное путешествие в мир авиации  посетив музей ВВС в подмосковном Монино и музей истории авиациии в Жуковском.

И, конечно же, изучают реактивное движение, благодаря которому отправляются в космос тяжелые ракеты. Узнают, что такое перегрузка и невесомость.  А закрепляют полученные знания на экскурсиях в Звездный городок, музей космонавтики, РКК «Энергия» и в дом-музей К.Э.Циолковского в Калуге. На занятиях, посвященных изучению простых механизмов, ребята отправляются в путешествие по школе. В тренажерном зале изучают блоки и рычаги, а в мастерской гнут трубы гидравлическим трубогибом. С вопросами современной физики знакомятся в Институте общей физики РАН, где узнают о применении лазеров, о создании тепловых датчиков, об исследованиях в области экологии и медицины.

Занятия  по математике и физике проводятся и в игровой форме. Интересно и занимательно проходят игры: «Математик-бизнесмен», «Что? Где? Когда?», физико-математический «Брейн-ринг», физико-математический «Морской бой».  Одной из наиболее увлекательных игр является игра–аукцион «Мир математики, физики и экономики». Цель этой игры: привитие интереса к предметам физико-математического цикла, активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие эрудиции, воспитание коллективизма, привлечение внимания детей к изучению основ экономики, знакомство с процедурой проведения аукционов. Мероприятие проводится в актовом зале с использованием мультимедийного проектора. Аукционист (педагог-воспитатель лагеря) для проведения торгов использует настольный гонг или колокольчик.

В игру вовлекаются все учащиеся, посещающие лагерь. В аукционе принимают участие 3-4 команды. Все команды перед началом аукциона получают первоначальный капитал в виде игровых денежных знаков «Школевро» в размере 50 ед.  В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы из области математики, физики и экономики. (Приложение 1)

Аукционист объявляет правила игры:

  1. Аудитории задается конкретный вопрос, первоначальная цена которого высвечивается на экране.
  2. Право на ответ может купить любая команда, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
  3. Участники команды, называющие свою цены, поднимают руки.
  4. За правильный ответ на вопрос, команда получает «денежное» вознаграждение в размере заявленной суммы. Если же ответ неверен, то у команды изымается сумма, равная первоначальной стоимости вопроса.
  5. Если команда «обанкротилась», то она выбывает из игры.
  6. По окончании игры определяется команда–победитель, набравшая наибольшее количество «школевро».

Торги проводятся в три тура:

1 тур – «Открытый лот». Участникам задается конкретный вопрос, который отображается на экране, с указанием его первоначальной цены.
2 тур – «Полузакрытый лот». Участникам известна только область знаний и цена вопроса.
3 тур – «Закрытый лот». На экране отображаются только номера заданий с указанием их цены.

После оглашения правил аукционист открывает торги первого тура. Он задает первый вопрос, объявляет стартовую цену вопроса.

Вопросы первого тура.  Открытый лот

  1. Какая разница между числом и цифрой? (5 школевро) Ответ: Число – результат счета, цифра – математический знак.
  2. Как называются денежные единицы Франции, Германии, Японии? (5 школевро) Ответ: евро, йены.
  3. Может ли оказаться, что x > 10x? (3 школевро) Ответ: Может, если х < 0.
  4. Назовите прибор для измерения силы. (2 школевро) Ответ: Динамометр.
  5. Андрей живет на 5-м этаже, а Костя в том же доме вдвое выше, чем Андрей. На каком этаже живет Костя? (5 школевро) Ответ: На 9-ом.
  6. Что измеряют в Кельвинах? (5 школевро) Ответ: Температуру.
  7. Какая цифра была введена в математику последней? (2 школевро) Ответ: Ноль.
  8. Для чего используют анемометр? (5 школевро) Ответ: Для измерения скорости ветра.
  9. Числовая последовательность имеет вид: 3,1,4,1,5… Назовите два следующих члена этой последовательности. (2 школевро) Ответ: 1,6.
  10. Можно ли сохранить мороженое, охлаждая его вентилятором? (5 школевро) Ответ: Нет.

После небольшой музыкальной паузы аукционист объявляет о том, что во втором туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний. Команда  узнает формулировку вопроса лишь после того, как купит выставленный лот, то есть уплатит максимально высокую цену из всех, предлагаемых в ходе торгов. Ведущий объявляет область знаний первого вопроса и его начальную стоимость.

Вопросы второго тура. Полузакрытый лот

1. Область деловых отношений. (5 школевро)
Как называется документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки? Ответ: Договор.
2. Область геометрических фигур. (4 школевро)
Расположить следующие понятия так, чтобы каждое последующее включало в себя предыдущее: параллелограмм, квадрат, четырехугольник, ромб.  Ответ: четырехугольник, параллелограмм, ромб, квадрат.
3. Область международных экономических отношений. (5 школевро)
Как называется ввоз товаров и услуг из-за границы Ответ: Импорт.
4. Область действий с рациональными числами.(3 школевро)
На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4. Ответ: 0,5.
5. Область экономических санкций. (3 школевро)
Как называется денежное взыскание с виновных за нарушение условий договора, сделки? Ответ: Штраф.
6. Область геометрических построений. (4 школевро)
Можно ли из проволоки, длина которой 20 см, согнуть такой треугольник, чтобы одна сторона в нем была 8 см, другая – 10 см, а третья – 12 см. Ответ: Нет.
7. Область физических приборов. (5 школевро)
Где и кем был изобретен первый барометр? Ответ: Италия, Торричелли.
8. Область вычислительной математики. (5 школевро)
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей. Ответ: 8 ч.
9. Область физических законов. (4 школевро)
Какой закон описывает движение искусственных спутников Земли. Ответ: Закон всемирного тяготения.
10. Область истории физики. (5)
Какова национальность Цельсия?  Ответ: Швед.

После игровой паузы начинается заключительный третий тур. Ведущий-аукционист объявляет, что в этом туре игроки покупают закрытый лот, не зная, из какой он области знаний.

Вопросы третьего тура. Закрытый лот

1.   5 школевро. Три курицы за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? Ответ: 12.
2.   2 школевро. Что больше: сумма всех цифр или их произведение? Ответ: Сумма.
3.   2 школевро. Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? Ответ: 2 кг.
4.   5 школевро. Что такое рекламация? Ответ: претензия по качеству товаров и услуг.
5.   5 школевро. Почему лед плавает в воде? Ответ: Плотность льда меньше плотности воды.
6.   3 школевро. Какая линза стоит в очках, если зрение человека «– 2»? Ответ: Рассеивающая.
7.   5 школевро. Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр? Ответ: Пифагор. По кулачному бою.
8.   4 школевро. Доказать, что сумма углов треугольника равно 180о, имея в руках только треугольник, сделанный из бумаги.
9.   5 школевро. Что такое приватизация? Ответ: Перевод государственной или муниципальной собственности в частную).
10.  4 школевро. Что такое вес тела? Ответ: Это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Игра заканчивается подсчетом «денежных средств» и определением победителей.
Ребята с большим увлечением  и  азартом принимают участие в игре, проявляя при этом смекалку, находчивость, знания. Во время игры создается приподнятое, праздничное настроение, атмосфера единства детей в команде. При  подведении итогов смены все ребята говорят о том, что в лагере узнали очень много нового, закрепили свои знания по физике и математике, приобрели новых друзей, очень хорошо отдохнули.