Тестирование как форма контроля теоретических знаний по предмету "Физическая культура"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В настоящее время, здоровью подрастающего поколения, уделяется пристальное внимание со стороны государственных структур.
Ни для кого не секрет, что многое из того, что делалось и принималось, в прошлом, в отношении предмета «физическая культура», послужило причиной утраты многих основополагающих составляющих нашего предмета.

В целом неплохая, жизнеспособная система физического воспитания детей, была нарушена, но альтернативы для исправления положения, предложено не было.

Про предмет «физическая культура», просто стали забывать, в нашей системе образования. Возможно это не так, но я исхожу из личного опыта и делюсь своими соображениями.

Отрадно отметить, что в последнее время, вопросы здоровья наших детей, здоровья нации в целом, стали приоритетными в сфере образования.

Стали подниматься «архиважные» вопросы состояния здоровья подрастающего поколения, нашего будущего и судьбы государства в целом.

Удручающая картина, полученная в результате статистических исследований, состояния здоровья молодого поколения, послужила тому, что здоровье наших детей, стало приоритетным направлением деятельности нашего общества. Ни для кого не секрет, что здоровый человек стремится учиться, работать, создавать, быть полезным обществу, в котором он живёт. С другой стороны, человек больной или имеющий отклонения в состоянии здоровья, не такой «оптимист по жизни». Все его мысли направлены на преодоление своего недуга.

Предмет «физическая культура» может дать всем и каждому главное – «надежду и опору на здоровье и благополучие».

Двигательная активность, является основной составляющей нашего предмета. Но базой, платформой, фундаментом всего предмета в целом, являются теоретические знания.
По моему глубокому убеждению, теоретической подготовке, должно уделяться более пристальное внимание, со стороны учителей физической культуры, руководителей управлением образования и конечно всей государственной системой. Почему? Да просто потому, что глубокие знания, умения для их применения, навыки выполнения, помогут поставить все точки над « i », в вопросе состояния здоровья будущих поколений. И здесь, на первый план, выносится вопрос, о контроле знаний, умений, навыков. Этому может и должен помочь, полноценный экзамен по предмету «физическая культура», в форме ЕГЭ.

Должен ли он быть обязательным для всех, это отдельный разговор. Но структура экзамена должна быть выдержана в «старом стиле», т. е. практическая и теоретическая составляющие. Теоретическую составляющую, можно было бы представить в тестовом варианте, т.е. тестирование полученных знаний, которые ученики получили в урочное и неурочное время, на дополнительных занятиях, с помощью самоподготовки.

Обучаясь на дистанционных курсах «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся», под руководством кандидата педагогических наук Б. Х. Ланда, я нашёл подтверждение своим умозаключениям.

Контроль теоретических знаний,  в форме тестирования, кроме экзамена, может быть полезен на уроках, предметных олимпиадах, при проведении предметных недель,  в спортивных конкурсах, состязаниях, фестивалях, днях здоровья и т.д.

При разработке тестовых заданий, будет очень полезна информация,  изложенная в  научно-методических  рекомендациях В.С.Аванесова, А.Н.Майорова, Б.Х.Ланда.

По  содержанию и структуре, тестовые задания, могут различаться по формам и видам (по В.С.Аванесову).

Ниже, по тексту данной статьи, мной приведены примеры тестовых заданий, которые были выполнены для итоговой работы, при прохождении дистанционных курсов. Это очень кропотливая и тяжёлая  работа, но она оправдывает себя и помогает в работе.

Тестовые задания для контроля уровня знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся 8-9-х классов   (в соответствии  требованиями учебного программного материала)

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых ответов.

1. В олимпийской символике, определённый цвет кольца, означает:

а) вид спорта;
б) страну, проводящую Олимпийские игры;
в) один из континентов, представляющих спортсменов на Олимпийских играх.

2. В каком году впервые Россия приняла участие в Олимпийских играх?

а) В 1900 г. в Париже;  
б) В 1908 г. в Лондоне;
в) В 1924 г. в Париже.

3. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?

а) В 1952 году;
б) В 1960 году;
в) В 1976 году;
г) В 1980 году;

4. Как звучит девиз Олимпийских игр?

а) «Спорт, здоровье, радость»;
б) «Дальше, выше, быстрее»;
в) «Быстрее, выше, сильнее»;
г) «Будь всегда первым».

5. Первый Олимпийский комитет России был создан:

а) В 1900 году;
б) В1911 году;
в) В 1952 году;
г) В 1990 году.

6. Олимпийская хартия – это:

а) Свод законов Олимпийского движения;
б) Правила судейства Олимпийских игр;
в) Соблюдение олимпийских традиций на играх;
г) Правила проведения соревнований.

Ответы: 1 – «в»;   2 – «б»;   3 – «г»;   4 – «в»;   5 – «б»;   6 – «а».

Задания, в которых ответ надо вписать самому, в специально отведённом для этого месте.

1. Первым президентом МОК был ...
2. Дебют команды СССР на летних Олимпийских играх состоялся в ... , ... году.
3. Впервые зимние Олимпийские игры проводились во Франции в ... году.
4. Символом Олимпийских игр являются ...
5. Впервые олимпийская клятва спортсменов бороться честно прозвучала в ... году.
6. Последняя летняя Пекинская олимпиада проходила в ... году.
7. Инициатором возрождения первых Олимпийских игр современности был …

Ответы:   1 – «Д. Викелас»;   2 – «1952»;   3 – «1924»;   4 – «пять переплетённых колец»;   5 – «1920»;   6 – «2008»;   7 – «Пьер де Кубертен».

Задания на установление соответствия, в которых элементы одного множества требуется поставить в соответствие с элементами другого множества.

I.

Интенсивность и объём физической нагрузки:

1. Предельная;
2. Средняя;
3. Высокая;
4. Небольшая.

Частота сердечных сокращений:

а) 130 – 150 уд./мин.;
б) 100 – 130 уд./мин.;
в) 170 – 200 уд./мин.;
г) 150 – 170 уд./мин.

Ответы: 1 – «170 – 200 уд./мин.»;   2 – «130 – 150 уд./мин.»; 3 – «150 – 170 уд./мин.»;   4 – «100 – 130 уд./мин.»

II.

Физические способности:

1. Скоростные;
2. Координационные;
3. Выносливость;
4. Гибкость.

Контрольное упражнение (тест):

а) 6-минутный бег;
б) Наклон вперёд из положения сидя;
в) Бег 30 метров;
г) Челночный бег 3 х 10 метров.

Ответы:  1 – «в»;   2 – «г»;   3 – «а»;   4 – «б».

III.

Цвет пяти переплетённых колец на Олимпийском флаге:

1. Красный;
2. Зелёный;
3. Жёлтый;
4. Чёрный;
5. Голубой.

Один из континентов, соответствующий цвету кольца на флаге, представляющий спортсменов на Олимпийских играх:

а) Азия;
б) Африка;
в) Европа;
г) Америка;
д) Австралия.

Ответы: 1 – «г»;   2 – «д»;   3 – «а»;   4 – «б»;   5 – «в».

IV.

Показатели уровня здоровья:

1. Физическая подготовленность;
2. Функциональная подготовленность;
3. Физическое развитие.

Параметры оценки состояния здоровья:

а) Рост;
б) Гибкость;
в) Артериальное давление;
г) Частота сердечных сокращений;
д) Масса тела;
е) Выносливость.

Ответы: 1 – «б, е»;   2 – «в, г»;   3 – « а, д».

V.

Приборы и оборудование для тестирования:

1. Тонометр медицинский;
2. Спирометр ССП;
3. Секундомер;
4. Динамометр;
5. Ростомер;
6. Весы.

Проводимые исследования состояния здоровья при тестировании:

а) Частота сердечных сокращений;
б) Рост;
в) Масса тела;
г) Артериальное давление;
д) Жизненная ёмкость лёгких;
е) Сила кисти.

Ответы:   1 – «г»;  2 – «д»;  3 – «а»;  4 – «е»;  5 – «б»;  6 – «в».

Задания на установление правильной последовательности.

I.

Оказывая первую помощь при «тепловом ударе» необходимо:

1. Вызвать скорую помощь.  (6
2. Дать понюхать пострадавшему ватку, смоченную нашатырным спиртом.  (4)   
3. Перенести пострадавшего в прохладное место.  (1)
4. Положить «холод» на его грудь и голову.  (3)
5. Снять с него стесняющую одежду.  (2)
6. Дать пострадавшему подсоленную воду или холодный чай.  (5)

II.

Для проведения самостоятельного занятия надо:

1. Изучение техники.  (2)
2. Контроль полученных умений, навыков.  (5)
3. Закрепление материала.  (3)
4. Подготовка организма (разминка).  (1)
5. Совершенствование.  (4)
6. Снижение нагрузки и переход на отдых.  (6)
7. Самооценка результатов своей деятельности на занятии.  (7)

III.

При выполнении утренней гигиенической гимнастики, необходимо соблюдать определённую очерёдность выполняемых упражнений, а именно:

1.Прыжки или бег.  (5)
2. Упражнения для мышц ног.  (4)
3. Потягивания.  (1)
4. Дыхательные упражнения и ходьба.  (6)
5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.  (2)
6. Упражнения для мышц туловища.  (3)

IV.

Составьте хронологию знаменательных, исторических событий  Олимпийского движения, начиная с 1894 года:

1. Проведение первых Олимпийских игр в Афинах. (2 – 1896 г.)
2. Создание первого Олимпийского комитета России. (3 – 1911 г.)
3. Создание Международного олимпийского комитета в Париже. (1 – 1894 г.)
4. Первые зимние Олимпийские игры во Франции. (5 – 1924 г.)
5. Появление на свет «Оды спорту» Пьера де Кубертена. (4 – 1912 г.)
6. Появление традиции зажигать олимпийский огонь. (6 – 1928 г.)
7. Дебют команды СССР на летних Олимпийских играх в Хельсинках. (7 – 1952 г.)
8. Избрание Ж. Рогге на пост президента МОК. (10 – 2008 г.)
9. XXII – Московская олимпиада. (9 – 1980 г.)
10. Участие  впервые  спортсменов  СССР  в зимних  Олимпийских  играх  в  Италии. (8 – 1956 г.)

V.

При выполнении опорного прыжка через  гимнастического  «козла», выделяют следующие фазы:

1. Полёт до толчка руками.   (4)
2. Наскок на мостик.   (2)
3. Приземление.   (6)
4. Полёт после толчка руками.   (5)
5. Разбег.   (1)
6. Толчок ногами.   (3)

В заключение хотелось бы поделиться следующим. Мне кажется, что само тестирование, было бы проще и интереснее проводить, если для контроля этого элемента обучения, использовать  мультимедийное  сопровождение и большие  возможности  ИКТ,  только для этого нужен соответствующий рабочий материал, на электронных носителях.

Рекомендуемая литература:

1. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006.
2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Адепт, 1998.
3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.
4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания. – М.: Просвещение, 2008.