Развитие субъектности в музыкально-театральной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Взаимодействие детей, взрослых и учителей, совместное выступление в проекте облегчило адаптационный период и первоклассникам и пятиклассникам, что положительно сказалось на учебной деятельности, т.к. взаимосвязь учебной деятельности с другими видами деятельности служит психологической основой единства обучения и воспитания. А такая прекрасная и безграничная область человеческой культуры, как музыкальная театрализация может служить подспорьем в создании психологического здоровья ребенка.

Наше детско-взрослое проектирование музыкальной области вызвано жизненной необходимостью. Несколько лет в нашей школе традиционно проходит праздник дня учителя. Участники проекта решили объединить творческие возможности детей и взрослых для создания новой формы реализации проекта. Такой формой стало создание сценария для выступления двух разновозрастных групп: детей первого и пятого классов.

Первоочередной целью проекта стало формирование субъектной позиции ребенка и взрослого, а так же расширение эмоционального опыта через музыкально-театральную деятельность.

В процессе разработки проекта формируются определенные компетентности, общеучебные и жизненные навыки, которые осваиваются в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Исходя из этого выделяются условия, наличие которых обеспечивает дальнейшее развитие детско-взрослых отношений: совместная разработка темы, сотрудничество участников, объединение творческих возможностей участников ради достижения цели, совместный анализ результатов реализации проекта, где ученики, родители, учителя анализируют свою часть активности и ответственности.

За основу выступления, объединяющего возрастные особенности детей 7-11 лет, был предложен жанр сказки, как дань традициям русского народа, понятный и первоклассникам и пятиклассникам. Сценарий сочиняли совместно все участники. Роли придумывались по ходу для детей с учетом индивидуальных особенностей. Интересной мыслью показалось введение в сюжет элементов кукольной театрализации, которую с успехом осуществили родители. Включение родителей в творческий процесс дает возможность формировать новые субъектные позиции у самих взрослых. Родители с удовольствием придумывали костюмы, участвовали в репетициях,  изготовлении декораций, атрибутов, создавали фото и видео материалы, фонограмм выступления, тем самым осваивая новый социальны пласт взаимоотношений.

В разновозрастных группах в процессе совместной творческой деятельности появляются новые и позиции ребенка: партнерство, наставничество, образчики для подражания, помощники, контролеры, то есть происходит расширение социальных ролей. Это можно назвать развитием субъектности.

В процессе разработки сценарного действия, в самой морали придуманной сказки осваиваются вечные жизненные ценности – добро, дружба, любовь к окружающему миру.

Эти ценности символически воплощены в скрижалях, которые по ходу сказки добывают герои, предлагая взамен помощь, совет, реальные дела. Так попав в царство гномов (первоклассников) главные герои спрашивают, в чем нуждаются жители, и предлагают научить их писать и читать. В ответ получают от гномов скрижаль Дружбы. А в Сонном королевстве, хранившем скрижаль Любви, главные герои просят подарить любовь людям, так как в нашем мире так не хватает любви. И в этой просьбе заложен глубокий смысл: дарящий любовь другим обогащается духовно сам. И наконец, в третьей скрижали концентрируется Доброта.

И только после получения всех трех скрижалей, открывается смысл, происходит волшебное действо: разрушаются злые чары и восторжествует справедливость. Творческий порыв объединенных усилий всех участников проекта был вознагражден главным призом конкурса «Гран-При 2010». Заслуженный успех запечатлен фото и видео материалами, которые послужили для создания альбома и фильма, получившего название «Новая сказка о старом».

В ходе совместного анализа результатов реализации проекта был создан сайт, где на форуме можно поделиться впечатлениями, высказать свои предложения о дальнейшем развитии детско-взрослых отношений, выложить фото и видео, получить совет или консультацию, уточнить детали и т.д. по интересующему вопросу.

Продолжение взаимоотношений двух классов в ближайшей перспективе видится в создании двух театрализованных блоков: дети для родителей, и родители для детей. Так же на форуме обсудили, что в ходе выполнения проекта взаимодействие с семьей дало положительный эффект в развитии отношений детей и родителей. Например, сочинение сценария, беседы, размышления, приобретение нового жизненно важного опыта, применение в практических целях усвоенных знаний и умений решает задачу об улучшении общей жизни, системы практических действий на общую радость и пользу. Ставились вопросы, что было хорошего?,  почему?, что не удалось?, почему?, что предлагается на будущее?, каков мой личный вклад в общее дело?.

Таким образом, можно сделать вывод, что участие родителей в общем деле вместе со своим ребенком помогает им развивать и укреплять свою субъектную позицию и получить эмоциональный опыт, социальную значимость развития отношений взрослых и детей.