Пошив наволочки. Обработка поперечного среза

Разделы: Коррекционная педагогика


Для успешной социализации в общество учащимся  с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладеть общетрудовыми и начальными профессиональными умениями и навыками.

Общетрудовые умения и навыки позволят учащимся  безболезненно влиться в трудовой коллектив, соблюдать дисциплину на рабочем месте, правильно регулировать свою эмоциональную и психологическую активность при выполнении трудовых задач.

К общетрудовым умениям и навыкам относятся и такие,  как гигиенические. Перед работой  и после работы необходимо мыть руки, обязательно надевать косынку, следить за порядком на рабочем месте.

Для коррекции внимания применяю упражнения, это позволяет учащимся сосредоточиться на уроке, более внимательно относиться к материалу урока.

При планировании и проведении уроков я стараюсь большое внимание уделять работе по инструкции и рисункам (для нечитающих только рисунки). Если учащиеся понимают, что написано и соотносят рисунки с текстом, то они самостоятельно смогут выполнить знакомое, прежде усвоенное упражнение и перенести эти действия при решении новой задачи.
Обязательное условие формирования профессиональных знаний – это владение терминологией. На уроках швейного дела использовать только профессиональный язык! И от учащихся требовать того же.

Приучаю учащихся контролировать свою работу посредством  проверки качества работы (по инструкции) и посредством показа контролирующих действий. Сначала учащиеся эти действия выполняют путём подражания, а в будущем – осознанно.

Для сплочения коллектива и доброжелательной обстановки применяю такие методы как взаимопомощь и взаимоконтроль.

В конце урока необходимо, чтобы учащиеся оречевляли свою деятельность, оценивали свою работу.

Цели урока:

  • закрепить последовательность  обработки наволочки, ТУ, терминологию;
  • закрепить умения делать анализ образца изделия по плану, правильно и качественно выполнять шов в подгибку с закрытым срезом, пользуясь инструкционной картой;
  • формировать умения по самоконтролю и взаимоконтролю;
  • развивать логическое мышление, память, речь, корректировать  произвольное  внимание;
  • воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, интерес к выполняемой работе.

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы; комбинированный, сдвоенный.

Оборудование: швейная машина с ножным приводом, утюг.

Инструменты и приспособления: ручная игла, ножницы, линейка, карандаш, булавки, распарыватель.

Дидактический, раздаточный материал: образец изделия, план по изготовлению наволочки, план анализа образца, карточки с заданиями на развитие внимания, инструкционная карта по выполнению шва вподгибку с закрытым срезом, карточки с рисунками машинных швов, рисунки обработки шва вподгибку с закрытым срезом,   образцы применяемых швов.

Материалы: крой изделия, нитки.

Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1. Оргмомент
Цель: настрой на урок.
Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, садитесь.

Готовятся к уроку. Надевают сменную обувь, моют руки, надевают спец. одежду, достают кассы, встают у парты.
Садятся за парты.

3 мин.

2. Задание на внимание.
Цель: развитие внимания.
Сейчас выполним упражнение на внимание. Раздать карточки с заданием. Прочитайте задание.

Раздают карточки, читают задание, выполняют по команде на время.

2 мин.

3. Опрос.
Цель: актуализация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.
Скажите, пожалуйста, какое изделие мы выполняем.
На рисунке показаны виды наволочек, назовите их.

К какому виду швейных изделий относятся наволочки? На листе слева нарисована наволочка, справа группы швейных изделий (плечевые изделия – название и рисунки 2-3 изделий, поясные изделия – название и 2-3 изделия, бельевые изделия – название и 2-3 изделия). Нужно установить соответствие).

Сделать анализ образца по плану. (Приложение 1)

Сейчас давайте повторим план работы по изготовлению наволочки Что у нас сделано, что предстоит сделать сегодня на уроке.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

Называют и показывают у доски (наволочка с клапаном, с завязками, на пуговицах).
Устанавливают соответствие (показывают  на картинке стрелкой).

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по плану по очереди. Если возникают затруднения, помогают друг другу.

Рассказывают, что сделано, по очереди. Определяют работу на урок.

12 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильность сверяем по плану обработки. (Приложение 2)

4. Изучение нового материала.
Цель: закрепление  знаний по  обработке шва вподгибку с закрытым срезом.
Вы знаете, что при пошиве наволочки применяются краевые и соединительные швы.
Скажите, как называется краевой шов, который применяется при пошиве наволочки? Какой ширины этот шов?
Выберите, пожалуйста, рисунок этого шва.

img4.gif (11458 bytes)

img5.gif (5654 bytes)

Так вот, тема сегодняшнего урока – обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина шва 1 см.
Для того, чтобы правильно и качественно выполнить шов, давайте повторим последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом  шириной 1 см.

Рядом с рисунком поставить термин.

Покажите срез, который будем обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом.

 

Ответ:  (шов вподгибку с закрытым срезом шириной 1 см или 10 мм).

 

Выбирают из карточек со швами (стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку, накладной шов с закрытым срезом, обтачной шов, шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом – рисунки швов).

Самостоятельно составляют последовательность выполнения шва с помощью  рисунков:

Сначала –
Потом –
Затем –
После этого –
В конце работы –

(Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рядом с рисунками ставят термины. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7)

Показывают поперечный срез.

13 мин.

Сверяют с инструкционной картой последовательности выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.

img7.gif (3870 bytes)

img8.gif (5194 bytes)

img9.gif (2550 bytes)

(Приложение 3)

5. Практическая работа.
Цель: формирование и закрепление навыков обработки шва вподгибку с закрытым срезом.
Назовите, пожалуйста, какими инструментами, приспособлениями, оборудованием и материалами будем пользоваться.

Какие правила безопасной работы будете выполнять при пошиве?

Устали? Физминутка. Показ упражнений.

 

 

Вопросы есть по выполнению работы? Вопросов нет – приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия и технические условия.

Называют инструменты (игла, ножницы, распарыватель, булавки, швейная машина, утюг, нитки, крой наволочки.
По очереди рассказывают правила безопасной работы иглой, ножницами, на утюге, на швейной машине.

Повторяют упражнения: вращение головой в разные стороны, вращение руками, туловищем, вставание на цыпочки, на пятки, расслабляющие упражнения.

Выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и ТУ по инструкции. (Приложение 8)

40 мин.

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.

6. Подведение итогов работы.
Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Какое изделие шьём, какой формы, из какой ткани, какой шов выполняли сегодня? Что делали сначала, потом, затем, после этого, в конце работы?
А сейчас проверим качество работы.
Меняемся работами, проверяем качество по инструкционной карте «Контроль». Показ действий контроля:
Проверяем ширину шва по линейке, аккуратность, качество утюжки – визуально. 
По критериям оценивания выставляем баллы.
Без замечаний – «5», 1 замечание – «4», 2 замечания – «3», 3 замечания – работу переделать. (Приложение 9)
Отвечают на вопросы.

Проверяют качество обработки по инструкции, подражая показу действий контроля.
Выставляют оценки в оценочном листе, проговаривая замечания, ошибки, недочёты в работе.

10 мин.

Взаимоконтроль.

7. Уборка рабочих мест. Урок окончен. Убираем рабочие места.
Спасибо за урок.
Убирают свои рабочие места.

2 мин.

Контроль за чистотой рабочего места.