Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Весна – пробуждение природы". 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


Цель: формирование учебной деятельности и коррекция её недостатков: развитие      смысловой памяти.

Задачи:

  • повторить и закрепить знания учащихся по теме «Весна – пробуждение природы»;
  • расширить представления детей о признаках весны;
  • направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности и активности;
  • формирование последовательности воспроизведения, умения устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями;
  • воспитание безопасного поведения учащихся в весеннее время; пробуждение  у учащихся понимания красоты окружающего мира.

Оборудование: мультимедийная установка, конверт с письмом от Бабушки Зимы, маска «медведь», коврик, открытки-веснянки, детские рисунки на выставку «Весенняя капель», листки календаря с названием месяцев, текст, открытки-пазлы с изображением цветка, лепестки цветка, конверты, тетрадные листки для изготовления корабликов, сосулька для экспериментальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель-дефектолог: С приходом весны у всех бывает хорошее настроение.

– С добрым утром, глазки! (поглаживание век)
– Вы проснулись? (соединить пальцы, изображая бинокль)
– С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей)
– Вы проснулись? (прикладывание ладоней к ушам)
– С добрым утром, ручки! (поглаживание кистей рук)
– Вы проснулись? (похлопать в ладоши)
– С добрым утром, солнце! (вытянуть руки в стороны и вверх!)
– Я проснулся! (улыбка)

– Ровно все встали, посмотрели друг на друга, оглянулись, улыбнулись и гостям представились: я – Даша Аксенова и т.д.

Учитель: Да, дети, сегодня у нас с вами необычный урок, его буду вести я и Нина Леонидовна.

II. Постановка целей и задач урока

(Приложение 1. Слайд 1)

Тема урока: «Весна – пробуждение природы». Весна – это особенности пробуждения природы и связанные с этим изменения в растениях и в повадках животных, птиц, поведении людей и мы поговорим обо всём этом на сегодняшнем уроке.
– Что такое природа?
– Что означает слово «пробуждение»?
– Что такое весна? (Ответы детей)
– Давно уже прошли Новогодние, Рождественские праздники, Масленица, надоели вьюги, ветра и холода и все  и люди и животные ждут – не дождутся весны. Давайте позовём мы её, только очень громко: (хором) «Весна – красна! Объявись, покажись!»

(Стук в дверь, письмо)

«Здравствуйте, ученики 2 класса! По лесному радио я узнала, что у вас сегодня будет урок про Весну. Так вот, я её не отпущу, пока вы не придумаете интересную сказку для меня! Зима».

Учитель-дефектолог: Вся надежда на вас, ребята. Давайте придумаем с вами сказку и подарим её бабушке-Зиме, чтобы она стала добрее и приветливее. А как обычно начинаются сказки? (Дети делают предположение)

III. Систематизация и обобщение учебного материала

Учитель: Жила-была Красавица Весна. (Приложение 1. Слайд 2) И было у неё три сына – МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (Приложение 1. Слайд 3) И были они непослушные, ничего не хотели делать. Мама Весна иногда огорчалась от их проделок. Однажды она им сказала: «Уходите от меня, пока не выполните добрые дела и вас не похвалят люди, ко мне не подходите!» Делать нечего, пошли сыновья наказ матери выполнять.
(Приложение 1. Слайд 4) Первым пошёл старший сын – Март. Путь его будет трудным и долгим, потому что он пошёл первым. Вышел он на поляну, крикнул: «Солнышко, ясное, солнышко, красное! Появись, пригрей всё вокруг!»  (Приложение 1. Слайд 5)
Вышло солнце на небо, улыбнулось и вдруг всё стало изменяться. Снег потемнел, появились сосульки, стали просыпаться и выходить из своих нор, берлог животные.

Учитель-дефектолог: Проснулся и медведь – хозяин Сибирских лесов. И мы для всех животных, которые долгую зиму проводят в норах, приготовили подарок. А вы, ребята, слушайте внимательно и выберите весенние слова, которые услышите.

(Инсценировка)

Автор:

Без заботы, без тревоги,
спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверное, видел сны.

Медведь:

Вдруг проснулся косолапый,
слышу – каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил – кругом вода!

Автор:  Заспешил медведь наружу!

Медведь:

– Заливает! Не до сна!
Вылез я – и вижу лужу,
Это к нам пришла весна!

Итог: Какие «весенние» слова вы услышали? (Каплет, вода, заспешил медведь наружу)

Учитель: Дальше идёт Март по дороге и видит, лежит что-то на дороге. А там, какие-то непонятные картинки, обозначения.

Учитель-дефектолог: Поможем Марту разгадать это задание?

(Приложение 1. Слайд 6)

(Даны картинки разных времён года, оставить только те, которые относятся к весне, число картинок соответствует числу детей, индивидуальная работа: слабый ребёнок говорит – убираем картинку, а сильный – называет с пояснением)

– Я сейчас узнаю, внимательно ли вы слушали о добрых делах месяца Марта.
– Давайте обратимся к открыткам – веснянкам, которые лежат у вас на партах и ещё раз назовём, какие же добрые дела сделал этот братец. (Приложение 2)
Работа с открытками: дети называют основные признаки месяца – марта

  • яркое солнце,
  • звери выходят из своих нор,
  • появление сосулек

(Эксперимент)

– Что у меня в руках? (Сосулька)
– Давайте внимательно рассмотрим сосульку. Какая она?  (Дети дают свои ответы)
– А что с ней произойдёт к концу урока?  (Предположения детей)

Беседа об опасности падения сосулек и снега с крыш домов.

(Работа с текстом на открытках и с текстом, помещённым на доске, на котором записаны основные приметы марта,  чтение текста учителем, дети про себя, хором, инд. работа. Аналогичная работа проводится с текстом к каждому месяцу)

Учитель: Хорошо поработали, хорошо и помогли марту месяцу.
– А кто из вас подарит рисунки этому месяцу?

(Дети находят свой рисунок на классной выставке рисунков «Весенняя капель» и рассказывают, что изобразил на своём рисунке)

Довольна осталась мать своим сыном и подарила ему необычный лист календаря и стихотворение.

(Читает подготовленный ученик)

Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки,
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.

– А вы довольны работой месяца марта? (Ответы детей)

Физкультминутка

Учитель-дефектолог: Давайте, при помощи жестов изобразим, какую работу провёл месяц март

  • светит яркое солнце
  • капает капель
  • вышли звери из своих нор

(Имитация выражений движениями, кто как себе представляет это высказывание)

Учитель: Отправился в путь-дорогу месяц Апрель. (Приложение 1. Слайд 7) Махнул он рукой, и появились на деревьях почки, зажурчали звонкие ручейки, позвал птиц с юга к себе. (Приложение 1. Слайд 8)

Учитель-дефектолог:

– Какую работу провёл апрель?

(Работа с открыткой «Веснянка», чтение текста на открытке и на доске)

– Давайте представим себе: весна, тепло, бегут ручейки. Вы вышли на прогулку, и захотелось отправиться в дальнее путешествие. На каком виде транспорта можно осуществить свою мечту?

(Дети делают предположения)

– А сейчас мы с вами изготовим маленький кораблик, на котором и отправимся в путешествие. Выполняя кораблик, надо обязательно загадать желание и когда кораблик отправится в путь, ваше желание обязательно исполнится.

(Дети выполняют из бумаги лодочки, индивидуальная работа).

(Приложение 1. Слайд 9) – при выполнении кораблика звучит музыка

Учитель: Беседа «Правила поведения во время весеннего ледохода».

Физкультминутка

Учитель-дефектолог: давайте, изобразим при помощи жестов, какую работу провёл месяц апрель.

  • появились почки
  • прилетели птицы
  • побежали ручейки

Довольна осталась мама и сыном Апрелем и подарила ему тоже необычный лист календаря и стихотворение.

(Читает подготовленный ученик)

Снег сошёл. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.

– А кто из вас хочет подарить свой рисунок апрелю?
– Что изображено на твоём рисунке?
– А вы довольны работой месяца апреля?

Учитель: Отправился в дальнюю дорогу месяц-май. (Приложение 1. Слайд 10) Пригласил людей на работу в сад и огород, позвал цветы в весенний хоровод на лужайки, выпустил молодые листочки на свет. (Приложение 1. Слайд 11)

Учитель-дефектолог:

(Работа с открытками-веснянками, какие признаки присущие для месяца мая. Работа с текстом.)

Учитель: Засмотрелся май на весёлый весенний хоровод цветов и не заметил, как он рассыпался.

(Детям даны открытки – пазлы с изображением цветка, индивидуальная работа).

– Давайте поможем месяцу Маю собрать открытку.

(Приложение 1. Слайд 12) – цветы и музыка

Учитель: Довольна осталась мама своим сыном и тоже подарила ему необычный лист календаря и замечательное стихотворение.

(Читает подготовленный ученик)

Дружно лопаются почки,
распускаются листочки,
на траве роса дрожит
лось за радугой бежит.

– А вы довольны месяцем маем?
– Кто из вас подарил свои рисунки маю?
– Что изображено на твоём рисунке?

Физкультминутка

Учитель-дефектолог: давайте, изобразим при помощи жестов, какую работу провёл месяц май.

  • вышли люди на работу в сад, огород
  • появились листочки
  • появились первые весенние цветы

Учитель: Беседа о бережном отношении к природе. (Приложение 1. Слайд 13)

– Какую работу провели братья-месяцы за своё путешествие? (Ответы детей и чтение описательного текста на доске, в процессе урока после каждого этапа на доске появляется текст со всеми признаками весенних месяцев)

Посмотрела мама Весна на работу своих сыновей и осталась очень довольна ими.
– А вы, ребята, довольны работой весенних месяцев? (Ответы детей, мнение)
Стали сыновья послушными, стали уважать свою мать, друг друга и всё то, что их окружает. И я думаю, что наша сказка получилась интересная, поучительная. Эту сказку отправим бабушке Зиме, пусть она её прочитает и поймёт, что всегда, когда есть дружба, взаимовыручка, работа идёт хорошо и у всех бывает хорошее настроение.

Учитель-дефектолог: Давайте, ребята, посмотрим, что же стало с нашей сосулькой? (Ответы детей, вывод)
– Бабушка Зима старенькая, плохо слышит, давайте громко, чётко расскажем обо всём, что интересного мы узнали на уроке. (Чтение, а затем рассказ описательного текста, который дан на доске и на индивидуальных карточках).

IV. Итоги урока, оценка знаний

– А чтобы бабушка Зима стала ещё добрее, давайте подарим ей весенний цветок, но не совсем обычный, а сказочный. У вас на столе лежат лепестки, и из этих лепестков составим и оформим весенний букет.

(Дети прикрепляют лепестки на весеннюю открытку)

– Замечательный цветок получился у нас.

Учитель: Вот и закончился наш необычный урок и мы с нетерпением будем ждать и наблюдать как идёт весна к нам в Сибирь, в Омскую область и село Большие Уки, а всё , что увидим и услышим, будем записывать в наш необычный «Календарь природы», а рисунки с выставки «Весенняя капель» оформим в альбом и подарим ребятам из дошкольной группы. Пусть они тоже знают о весенних месяцах, и у них тоже будет хорошее весеннее настроение.

Выставление оценок.

V. Задание на дом

– Сходить в библиотеку, взять книги на весеннюю тематику, прочитать, рассмотреть внимательно иллюстрации в книгах, приготовить загадки о весне, сделать весеннюю зарисовку.