Простые и сложные предложения. 5-й класс.

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Сформулировать понятие о простом и сложном предложении.
  • Дать представление о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные)
  • Познакомить с опознавательными признаками постановки запятых между простыми предложениями в составе сложного.
  • Развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям. Выразительно читать предложения.
  • Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, презентация, таблицы.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

(слайд 1)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Давайте вспомним жителей страны “Синтаксис” (словосочетание, простое и сложное предложения…) (слайд 2).

Молодцы, ребята! Я надеюсь, что мы станем с ними большими друзьями.

Мы должны уметь различать простое предложение с однородными членами и сложное с союзами и, а, но. Чтобы сравнивать простое и сложное предложения, мы должны быть внимательными. Произносить предложения с правильной интонацией, выразительно. Развивать орфографическую зоркость. Развивать свою устную и письменную речь.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока “Простые и сложные предложения”

2. Для разминки учащиеся выполняют игру “Анаграммы” по вариантам (слайды 3, 4).

Учащиеся говорят ответы. Проверка (слайд 5).

3.“Словарная работа” (слайд 6 )

Слова соединяются в словосочетания. Что называется словосочетанием?

Учитель диктует словосочетания, ученик работает у доски. Остальные учащиеся работают в своих тетрадях. Обозначить в словосочетаниях главное и зависимое слова.

Чудесное путешествие, освещать местность, участвовать в походе, страницы рассказа, отдыхать в санатории, заядлый футболист, заветное желание.

Ребята, как вы понимаете слово “заветное”?

А давайте мы посмотрим толкование лексического значения этого слова в “толковом словарике”, который есть у нас в конце учебника (слайд 7).

Молодцы!!

Немаловажную роль в предложении играют знак препинания запятая.

Ребята, что вы знаете о роли запятой в предложении, в тексте?

Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного (слайд 8).

Вот какой случай произошел с одной девочкой. Она послала срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и в этот же день получила ответную телеграмму : “Быть дома нельзя идти в поход”. (слайд 9)

Ученики высказывают свои мнения.

Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова “дома” или после слова “нельзя”. Девочка так и не поняла, быть ли ей дома или отправиться в поход.

4. Физкультминутка (слайд 10).

Молодцы!

Каждому ученику раздается текст.

5. “Работа с текстом” (слайд 11).

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.

Ветер налетает с новой силой морщит гладь реки а потом стихает. Зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

Ученики расставляют знаки препинания в тексте. Обосновывают свой выбор. Проверка работы (слайд 12).

Задание (слайды 13, 14). Ученики работают у доски и в своих тетрадях.

  1. Прочитать отрывок, расставьте знаки препинания.
  2. О чем этот отрывок? Озаглавьте.
  3. Какова основная мысль отрывка?
  4. Можно в такую погоду гулять?
  5. Найдите простое предложение. Выпишите в тетрадь. Графически выделите главные члены предложения.
  6. Найдите предложение с однородными членами . Выпишите в тетрадь. Графически выделите главные члены предложения.
  7. Найдите сложное предложение. Выпишите в тетрадь. Графически выделите главные члены предложения.
  8. Выполним разбор слова по составу стихает.

6. Закрепление

Чтение параграфа 46. на странице 92. Читаем сведения о сложном предложении.

(слайд 15)

На уроке есть наглядные таблицы по теме: “Простые и сложные предложения”.

Задание по Упражнению 223 (слайды 16, 17).

Подчеркните основы предложений и заключите в овал союзы, соединяющие простые предложения в сложном.

7. Итог урока

Домашнее задание (слайд 18).

Составить сочинение – миниатюру на тему: “Воскресный поход в лес” (5–7 предложений).

Урок окончен. До свидания! (слайд 19).