Строковые величины на языке программирования

Разделы: Информатика


Цель: повторить и закрепить навыки работы со строковыми величинами в разрезе линейных, циклических и разветвляющихся алгоритмических структур.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание дисциплинированности.

Образовательные:

  • проконтролировать уровень усвоения материала по теме;
  • познакомить учащихся с новыми видами решения задач.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), карточки. Программа языка программирования Qbasic, карточка 1,2,3, презентация1.
  • Художественный фильм “Семнадцать мгновений весны”.

Раздел программы: “Основы алгоритмизации и программирования”

Тип урока: комбинированный урок

Класс: 9

Комментарий к уроку: урок может быть проведен в ходе изучения темы на любом языке программирования. Урок желательно провести спаренный (2 урока сразу).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Проверочная работа на определение уровня знаний обучающихся по теме – 15 минут.

Дети получают два вида карточек: карточка 1 с заданиями, карточка 2 для внесения ответов

Работа выполняется в парах.

Карточка 1

1. В каком разделе происходит описание постоянных величин:

  1. в разделе описания типов
  2. в разделе описания констант
  3. в разделе описания переменных

2. Как записывается оператор ввода величин

  1. PRINT а,с
  2. READ а,с
  3. INPUT а,с

3. Что является результатом действия функции LEN(a$)

  1. длина строки
  2. код символа
  3. первый символ

4. Верно ли равенство a$=MID$(a$,1,LEN(a$))

  1. да
  2. нет
  3. частично

5. Укажите, сколько раз выполнится тело цикла с заданным заголовком: FOR I=1 TO 6 STEP 1

  1. 1
  2. 6
  3. 3
  4. бесконечное число раз

6. Чему равна переменная C$ после выполнения следующей программы

  1. A$= “радио”
  2. B$= “вещание”
  3. B$=A$+B$
  4. C$= MID$(B$,3,3)+ MID$(A$,3,1)
  5. PRINT C$

7. Чему равна переменная Y после выполнения следующей программы

  1. CONST X=4
  2. IF X=4 THEN Y=SQR(X) ELSE Y=X-3
  3. PRINT Y

8. Что выведет компьютер после выполнения трех следующих команд

  1. PRINT “ПРИВЕТ”
  2. PRINT “S=”;24
  3. PRINT 25-6*4

9. Решить задачу: Из слова “КРИМИНАЛИСТИКА” путем вырезки получить слова: “ЛИСТ”, “КРИТИК”

Карточка 2

  Ф.И.: ____________________________ Кол-во баллов
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8 1)
2)
3)
 
9 CONST a$=”КРИМИНАЛИСТИКА”
DIM
B$=
C$=
PRINT
 

4. Проверка работы осуществляется с доской с учителем (см. Приложение 1, слайд 2)

5. По критериям (слайд 3) учащиеся самостоятельно выставляют себе оценки. Карточка 2 сдается учителю.

6. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами продолжаем говорить об алгоритмических структурах в разрезе строковых величин, и познакомимся с решением задач на кодирование и декодирование.

Попробуйте расшифровать текст на парусах (слайд 4). Что для этого нужно?

А теперь прочитайте зашифрованные тексты: (слайд 5).

7. А теперь давайте решим задачу на вторую и первую шифровку:

Задача 1:
“Составить программу шифровки текста путем замены всех звонких согласных глухими и наоборот”. (см.презентация 1, слайды 6,7,8).

Задача 2:
Составить программу шифровки текста путем прибавления после каждого символа одной и той же буквы (см.презентация 1, слайды 9).

Решение происходит фронтально. Учитель ведет беседу с учащимися.

8. А теперь давайте посмотрим фрагмент знаменитого советского фильма “Семнадцать мгновений весны”. (просмотр фильма конец 1 серии – 6 минут , (в промежутке с 1 часа до 1час 6минут).

Беседа по просмотренному фрагменту.

Решение задачи (слайды 11,12) по карточке 3.

Задача 3:
“Алекс передает открытым текстом сообщение Юстасу.
Пеленгатор определяет место передачи, если она длится не менее 3 минут. С какой скоростью (в битах в секунду) должен передавать Алекс радиограмму?
Сколько символов в секунду передает диктор для Юстаса, если радиограмма длится (согласно фильму “Семнадцать мгновений весны”) 2 минуты 17 секунд?”.

Карточка 3

Центр – Юстасу
По нашим сведениям, в Швеции и Швейцарии появлялись высшие офицеры службы безопасности СД и СС, которые пытались установить контакт с работниками Алена Даллеса. Вам необходимо выяснить, являются ли эти попытки контактов:
  1. дезинформацией,
  2. личной инициативой высших офицеров СД и СС,
  3. выполнением заданий Центра.

В случае, если эти сотрудники СД и СС выполняют задание Берлина, необходимо выяснить, кто послал их с этим заданием. Конкретно: кто из высших руководителей Рейха ищет контактов с Западом.

Алекс

Задача 4:
“Сколько символов в секунду передает диктор для Юстаса, если радиограмма длится (согласно фильму “Семнадцать мгновений весны”) 2 минуты 17 секунд?” (см.презентация 1, слайды 13).

9. Решение задачи на составление шифровки текста на языке программирования. Фронтально с учащимися, совместно с доской.

Учитель ведет разговор, обращаясь, все время к просмотренному фрагменту фильма.

– определение ключевой фразы, какими свойствами должна обладать ключевая фраза
– какие переменные должны быть заданы.

(слайды 14,15,16)

10. Провести компьютерный эксперимент на языке программирования QBasic.

Учащиеся работают на компьютерах. Используют секретный текст. (см.презентация 1, слайд 18).

11. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали?
– Чему научились?
– Какие алгоритмические структуры были использованы на уроке? И т.д.

12. Домашнее задание:

Задача 5:
“Доработать программу шифровщик” (комментарий к программе: В начале программы определить пароль, который позволит пользователю начать шифрование секретного текста лишь в том случае, если он знает пароль. Если пароль неверен, то пользователь получает сообщение “Вы шпион! Работа с программой вам запрещена) (см.презентация 1, слайд 19).