Содержание и объем понятия. 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цели:

Образовательная:

  • сформировать у учащихся представления о содержании и объеме понятия, о единичных и общих понятиях;
  • актуализировать и углубить знания о возможностях создания компьютерной деловой графики.

Воспитательная:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.

Основные понятия:

  • содержание понятия;
  • объем понятия;
  • единичное понятие;
  • общее понятие.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация “Содержание и объем понятия”;
  • практическая работа “Создание диаграмм в МS WORD”;
  • учебник Л.Босова “Информатика 6 класс”

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с вами с понятием, как оно образуется. Сегодня на уроке мы продолжаем работать с понятиями и рассмотрим, что понимается под содержанием и объемом понятия.

2. Актуализация опорных знаний

Для активизации ранее изученного материала учащимся предлагается продолжить предложения:

  1. Свойство объектов вызывают у нас …… (ощущение)
  2. Целостное отражение объекта, воздействующего на наши органы чувств вызывает у нас……..(восприятие)

3. Чувственное восприятие объекта воспринимаемого ранее происходит за счет …………(представление)

  1. Совокупность существенных признаков отдельного объекта – это …. (понятие)
  2. Мысленное разделение объекта на составные части …..(анализ)
  3. Мысленное соединение в единое целое частей объекта….(синтез)
  4. Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам – это….(сравнение)
  5. Мысленное выделение существенных признаков предмета и отвлечение от несущественных- это…(абстрагирование)
  6. Мысленное объединение отдельных предметов в общие понятия, от частного к общему – это……(обобщение)
  7. Древнейшая наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств – это….(логика)

Так как этот урок планируется как первый в III четверти, т.е. после длительного перерыва в учебе, то при обсуждении приведенных выше вопросов учащиеся могут активно использовать свой учебник.

3. Изучение нового материала “Содержание и объем понятия”

Запишите в тетради тему урока: “Содержание и объем понятия”

Объяснение материала провести с помощью презентации (см. Приложение 1)

Слайд 2

Слайд 3

Учитель: Дайте характеристику объектам представленным на экране.

Все объекты можно характеризовать по трем признакам: форма, цвет, размер.

Если объект реальной действительности характеризуется формой, размером, цветом и другими признаками, то понятие характеризуется содержанием.

Слайд 4 Учитель: Давайте дадим определение понятия “содержание”.

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Слайд 5 Учитель: На экране представлены содержание понятия. Определите по содержанию понятие (устно)
Слайд 6 Учитель: А как вы думаете, что будем понимать под объемом понятия?

Ученики: Объекты, которые могут входить в это понятие.

Учитель: Т.е. можно сказать, что это множество объектов, которое составляет содержание понятия.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель: Множество может, в частности, состоять из трех, двух, одного объекта или быть пустым (например множество отличников в классе).

Множество может быть конечным (например, множество цифр, множество букв). Множество может быть бесконечным (например множество натуральных чисел)

4. Закрепление материала

На доске приготовлена таблица

Понятие (существенные признаки) (множество объектов)
Алфавит (русский алфавит)    
Календарь    
Животные    
Школьник    

Учитель: Предлагаю вам заполнить следующую таблицу.

Совместно с учащимися заполняется таблица.
Итог заполнения таблицы
(см. Приложение 2)

5. Изучение нового материала “Виды понятий”

Объяснение материала провести с помощью презентации. (см. Приложение 1)

Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Учитель: Выделяют несколько видов понятий единичные и общие понятия
Слайды 10–15 Закрепление понятий: единичного и общего.

Учитель: Назовите едичные и общие понятия представленные на экране.

6. Закрепление материала

Учитель предлагает в таблицу – шаблон, распределить следующие понятия: Объ, автобус, учебник по математике, посуда, яблоко, деревья, береза, фрукты, тарелка, учебник, транспорт, река. (см. Приложение 3)

Проверку провести: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют с шаблон на экране.

7.Практическая работа “Построение диаграмм в МS WORD”

Цель практической работы:

  • закрепить навыки создания таблиц в МS WORD;
  • научить вставлять и редактировать диаграммы в МS WORD.

Задание: Из 27 учащихся класса за контрольную работу 9 человек получили оценку “5”, 15 – “4” и 3 – “3”.

Учащиеся занимают рабочие места за компьютером. Учитель раздает “Порядок выполнения практической работы” (см. Приложение 4)

8. Итог урока. Комментарии домашнего задания

Учитель: Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

  1. Как можно определить содержание понятия?
  2. Что понимаете под объемом понятия?
  3. Какие виды понятий мы изучили?

9. Домашнее задание

§ 2.3 (страница 42-44), РТ: № 21-22 (стр. 50).