Экологическая литературно-познавательная композиция "Красная книга"

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий: Хочу рассказать вам, ребята, о “Красной книге.” Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники. Немало исчезло и растений с лица Земли. Их срывали, выкорчёвывали, сжигали. В конце концов, люди поняли, если не помочь природе, животных будет гибнуть всё больше и больше, а растения больше не смогут расти. Чтобы этого не случилось, учёные составили официальную книгу – Красную книгу.

Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше нельзя! В красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит, их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, предупреждает.

На чёрных страницах списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На жёлтых те животные, количество которых быстро уменьшается. На белых страницах те животные, численность которых была всегда невелика. На серых страницах перечислены те животные, которые до сих пор мало изучены. На зелёных те животные, численность которых удалось сохранить.

Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир Земли. А наша главная с вами обязанность – чтобы ни одно животное существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц.

Ученик: Красная книга!

Почему она красная?

Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Ведущий: Это опасность не только для животных, но и для растений. С них мы сегодня и начнём.

Ученик:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Ведущий: Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений:

Купавка, Василёк, Дрок, Ятрышник, Пион узколистый, Тюльпан двухцветной, Тюльпан Биберштейна – этот цветок появляется одним из первых, сразу из под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов так мало.

Ученик:

Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но, сколько он несёт
Добра и радости и счастья человеку.

Фонограмма “Ландыши”

Ученик:

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
И он тихонько зазвенит.

Ведущий: А сколько ещё замечательных цветов. Кувшинка, Лилия, Купальница, Ирис низкий, Колокольчик.

Фонограмма “Колокольчики”

Ученик:

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, тёмно – голубые?
И о чём звените вы, в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая.

Ученик: А может быть, говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится всё меньше и меньше.

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудач
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Ведущий: Символом мудрости со времён античной Греции – является сова, символом храбрости и силы – орёл, а на гербе России присутствует двуглавый орёл.

О птицах написано много книг, стихов. На сколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы сейчас узнаем.

Загадки:

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Он серенький на вид,
Но пением своим он знаменит (Соловей)

Унылая старушка живёт в лесной избушке,
Одно и тоже говорит, один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
Крылья есть да не летает, усталости не знает, километры пробегает. ( Страус)

Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)
Какая птица выше всех летает? (Орёл)
Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
А самая большая в мире? (Страус)
Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)
Сколько яиц откладывают журавли? (Два)
Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

Ведущий: Многие такие известные нам птицы, животные, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый час. А вы хорошо знаете растения? Да.

Загадки:

Трава та растёт на склонах и на холмах зелёных,
Запах крепок и душист, а её цветок и лист
Нам с тобой идёт на чай.
Что за травка отгадай. (Душица)

Жемчужный колокольчик пришёл в леса весной,
По лесу он разносит чудесный запах свой. (Ландыш)

Маленькие, нежные, прямо у водицы.
Будто в зной полуденный просятся напиться.
С синевою неба дружат эти милые цветы.
Я их знаю, знает Оля. Ну, а знаешь ли их ты? (Незабудки)

Видел я такой цветок – золотистый ободок.
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел. (Одуванчик)

Цветок с лепестками различной окраски, с красивым названьем

(Анютины глазки)

В беленьких платьях, жёлтые глазки.
Ты позовёшь их без всякой подсказки. (Ромашки)

Ведущий: Нашу планету нельзя представить без птиц. Кто не слышал пения птиц?

Кто никогда не наблюдал за полётом ласточек. Кто не любовался косяками журавлей, улетающих на юг. Навряд ли мы встретим человека, который  на эти вопросы ответит “Я” Птицы приносят много пользы, и о них нужно заботиться.

(Ведущий показывает картины птиц).

Ученик:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть! Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Ученик:

Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было больше лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зелёная роса.

(Ведущий показывает картинки животных, птиц, насекомых).

Тигр, волк, олень, гепард, медведь, морж, леопард, джейран, орёл, журавль, дрофа,  чайка, пеликан, журавль, кузнечик, жук, шмель, бабочки, грибы.

Ученик:

Этот список можно продолжать и продолжать.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ученик:

И чтобы такое не случилось, мы должны помочь природе.
Нас много, ребята, пусть каждый из нас,
Хоть кустик для сада посадит сейчас.

Исполняется песня Е. Птичкина на слова М. Пляцковского “Не дразните собак”

Ведущий: Я надеюсь, что сегодня вы не только узнали, для чего существует Красная книга, какие растения и животные занесены в Красную книгу,   но и сами будете беречь природу. А оберегая природу, мы спасём мир.