Скороговорки как элемент здоровьесберегающих технологий

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В последнее время очень остро встал вопрос о сохранении здоровья школьников и профилактика различных заболеваний, возникающих в связи с нарастающей учебной нагрузкой. Все больше детей имеют нарушение осанки, сколиоз, плохое зрение и различные неврозы. Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффектного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержанию мотивации обучаемых мы используем элементы здоровьесберегающих технологий.

Прежде всего, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей и находить такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Для этого можно использовать релаксацию, зарядку с использованием движения, песен и танца, игры, игры-пантомимы, песни, шутливые истории, новизну и нетрадиционность учебного материала, аутогенную тренировку и скороговорки. Мы часто используем в своей работе скороговорки и поговорки не только для постановки трудных звуков, но и для переключения с родного языка на иностранный и для релаксации.

Скороговорка - «это специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором, которую нужно произносить быстро, не запинаясь» (В. Лопатин, Л. Лопатина, Малый толковый словарь. М., 1990) Диапазон имеющихся скороговорок очень велик. Они бывают «короткие и длинные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, построенные на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него»

(И.Г.Сухин. «Веселые скороговорки для непослушных» звуков. Ярославль, 2004) Скороговорки очень любят и дети, и взрослые. Думаю, что это происходит, потому что в скороговорках, предназначенных для развития речи детей, часто присутствуют детские образы-имена их ровесников, которые делают скороговорку для ребенка ближе. Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых: Six slimy snails sailed silently.

Веселые по содержанию скороговорки могут создать у ребенка определенное настроение, создать на уроке комфортную обстановку, что важно для повышения мотивации. Каждая скороговорка уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и даже темп. Авторы скороговорок не стремились к тому, чтобы скороговорка несла смысловую нагрузку, главной целью было научиться правильно произносить слова и иногда это просто набор слов, поэтому перевод поговорок часто вызывают положительные эмоции: улыбку, смех. Опрос учащихся 5,6 классов показал, что когда скороговорка отработана до автоматизма, произносить её легко и в этот момент происходит своего рода релаксация и дается отдых мозгу. Также поднимается настроение и улучшается эмоциональный фон на уроке. А мы знаем, что для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе.

Иногда бывает сложно найти интересное упражнение, в этом случае можно придумать скороговорку самим. Просто надо связать в одну фразу или предложение несколько слов с одинаковым звуком или сочетанием звуков.

Процесс придумывания скороговорок может быть простым и увлекательным, особенно если подключить к этому виду работы всех учащихся. Можно предложить учащимся заполнить анкету с вопросами типа:

1. Напишите имя (прозвище, кличку и т.д.), начинающееся со звука, заданного преподавателем.

2. Что сделал этот человек (животное)?

3. Где это произошло?

4. Когда это случилось?

5. Почему так вышло?

Эту анкету учащиеся могут передавать друг другу, чтобы получилось как можно больше вариантов ответов для создания действительно интересных скороговорок. Например:

Who: Margaret, Mister Brown, brother

Did what: made marmalade, moved to Minsk, married

Where: In Moscow, in Paris, at home, in Minsk

When: on Monday, at midnight, in the middle of March

Why: because he was made to, by mistake,

Скороговорки, которые из них можно составить:

1. My brother made marmalade at midnight in the middle of March by mistake

2. Mr. Brown moved to Minsk in the morning because he was made to

3. Margaret married in Moscow on Monday

Итак, процесс создания собственных скороговорок превращается в увлекательную и в то же время полезную игру, если поставить перед детьми задачу использовать как можно больше активных слов урока.

Скороговорки можно использовать на разных этапах обучения иностранному языку. При этом я привлекаю при работе с ними различные иллюстрации.

Я хотела бы обратить внимание на начальный этап обучения, так как И.А. Зимняя подчеркивает значимость первого этапа обучения иностранному языку и отвечает, что «наиболее интенсивно учить английскому языку надо тогда, когда ребята испытывают потребность выражать мысль по-другому, «по-иностранному». Пока у них есть ещё время и желание играть в «иностранцев». Поэтому очень важен начальный этап обучения, требующий значительных усилий и времени » I[Зимняя И.А. «Технология обучения иностранным языкам в школе», М. Просвещение 1991г.]

На начальном этапе обучения мы обращаемся к скороговоркам для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных трудных звуков, особенно которых нет в русском языке.

Так, например, звука [w] нет в русском языке. Этот звонкий межзубный звук мы отрабатываем в таких скороговорках:

The weather, the weather, the weather is fine.

The weather, the weather, the weather is fine.

Или

They threw three thick things.

Итак, отбираются скороговорки в зависимости от того, какой звук отрабатывается. (см. Приложение 1)

На среднем и старших этапах обучения скороговорки можно использовать для речевой зарядки. Это обеспечивает логический переход к основному этапу работы, с переносом на тему и личность ученика. Также это настраивает артикуляционный аппарат на иноязычную речь. Перенос на тему происходит в основном через вопросы. Начинаем с героя скороговорки. Затем переходим на личность ученика и его ближайшее окружение. Например:

Three grey geese in the green grass grazing.

Grey were the geese and green was the grazing.

1. Where were three geese grazing?

2. What colour were the the geese ?

3. How many geese were grazing?

4. Do you have three geese?

5. What animal do you have?

Можно выделить три этапа работы над скороговоркой:

I этап - презентация

Обычно закрывается иллюстрация и произносится скороговорка сначала в быстром темпе, как её и следует произносить, затем-медленно.

II этап - работа над содержанием

При необходимости снимаются трудности в произношении. Значение некоторых слов раскрывается с помощью комментария, перевода или синонимов. Далее детям предлагается определить, о чем идет речь в скороговорке. В случае затруднения просим детей выбрать правильный ответ из нескольких предложенных мною вариантов. Затем открывается иллюстрация, и мы сравниваем, соответствует ли ей или нет выбранный учениками ответ.

III этап - работа над произношением

Это наиболее сложный и важный, на мой взгляд, этап работы над произношением.

Трудные звуки произносим изолированно, затем соответственно слово с этим звуком, словосочетание, предложение. Сначала производится хоровая, затем индивидуальная работа. Очень важно прослушать каждого ученика.

Затем, когда скороговорка отработана и выучена - записываем каждого ученика на диктофон и прослушиваем. Обычно дети очень удивляются, как звучит их голос. Но главное, что у них есть возможность услышать себя со стороны и исправить свои ошибки.

Ещё интереснее записывать детей на видео. Это очень важно, так как они могут со стороны увидеть, как они артикулируют трудные звуки, которых нет в русском языке.

ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ

1. Дети отгадывают скороговорку по одному названному слову.

2. Учитель закрывает слова и показывает иллюстрацию, дети произносят ту скороговорку, которая соответствует предложенной иллюстрации.

3. Учитель начинает произносить скороговорку, а дети хором заканчивают.

4. Учитель дает вперемежку слова из известных уже скороговорок, дети объединяют слова в правильном порядке и произносят её полностью.

Это задание можно выполнить в парах и группах.

5. Скороговорка по цепочке. Предлагается иллюстрация. Дети по очереди должны назвать друг за другом слова скороговорки, стараясь не ошибаться. При этом можно начинать как с первого слова так и с последнего.

6. Дети по кругу произносят скороговорки.

7. Конкурс «кто быстрее произнесет одну и ту же скороговорку.»

8. Кто больше назовет скороговорок.

9. Дети должны прослушать скороговорку на записи и назвать номер подходящей скороговорки.

10 Соревнование в командах. Называются по очереди по одной скороговорке. Выигрывает та команда, которая последней назовет скороговорку.

Вывод

Заучивание скороговорок и поговорок не только развивает память, но и позволяет научиться отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи, развивает творческую инициативу учащихся через подготовленную и неподготовленную речь на уроке.

Приложения

Презентация

Приложение 1. Скороговорки в зависимости от отрабатываемого звука.

Приложение 2. Звуки без аналогий в русском языке.