Проект "Соль – друг, соль – враг"

Разделы: Работа с дошкольниками


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

творческая группа детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»: Гнедых Матвей, Минаев Тимур, Баклыкова Яна

ЦЕЛЬ:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
  2. Расширить представления о добыче соли в Алтайском крае.
  3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.
  4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
  5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.
  6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
  7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
  8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло. К сожалению, в моей практике возникали случаи, когда слово «занятие» вызывало у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у детей снижается мотивация к приобретению знаний из-за недостаточной возможности применения разнообразных методов и приемов познавательной активности на занятиях. Данный факт подчеркивает актуальность включения тех образовательных методик и технологий, которые обеспечивают высокую исследовательскую активность дошкольников.

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. В нашем дошкольном учреждении на протяжении 3-х лет в воспитательно-образовательном процессе используется проектная деятельность с детьми при активном участии родителей воспитанников группы. На мой взгляд, главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «Соль – друг, соль – враг») заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

  • принять и освоить цель, актуальную для них;
  • выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
  •  решать творческие споры, достигать договоренности;
  •  оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
  • обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.

Реализация экологических проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественно-научные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. Мне, руководителю проекта, не удалось обнаружить потолка природоведческих знаний, дойдя до которого дети отказались бы работать. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Это свидетельствует о большой обучаемости дошкольников в области экологии в процессе реализации проектной деятельности и позволяет предположить, что старший дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный период для восприятия общебиологических закономерностей.

При этом разнообразные экологические и естественно-научные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам дошкольного учреждения при подготовке детей к обучению в школе. Внедрение именно технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов.

ГИПОТЕЗА:

Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
  • Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  ситуации развития проекта цель продукт ответст-венные
вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы Воспитатель
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. Создание условий для реализации проекта. Проект Воспитатель
3. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи». Творческая проектная группа Воспитатель
4. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Анализ литературы для организации осуществления исследования Мини-библиотека Дети, воспитатель, родители
основной этап
1. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Выставка книг, статей о природном ископаемом Дети, воспитатель
2. Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» Пробудить у детей интерес к естественно-научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» Дети, воспитатель, родители
3. Экскурсия в детскую библиотеку №10. Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую информацию, пользуясь библиотекой и Интернетом Создание картотеки детской познавательной литературы Дети, воспитатель
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений» Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полез-ное ископаемое – соль» Дети, воспитатель
5. Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «Подсвечник» Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста. Детские поделки Дети, воспитатель
6. Игра-путешествие «Есть ли соль в Алтайском крае» Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в Алтайском крае. Дидактическая игра «Путешествие по Алтайскому краю» Дети, воспитатель
7. Встреча с родителем творческой группы «Удивительные истории о соли». Выставка фотографий «Тайнам нет конца» Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практическогоопыта. Альбом «Тайнам нет конца» Гнедых Н.А., воспитатель, родители
8. Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» дети, воспитатель
9. Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. Детские творческие работы Дети, воспитатель
10. Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли» Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль» Семья Минина Тимура
11. Презентация сказки Яны Баклыковой «Сказ о соли» Помочь ребенку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки. Книга «Сказ о соли» Семья Яны Баклыковой
12. Творческая игра «Добыча соли» Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли. Макет «Добыча соли», игровые атрибуты Воспитатель, дети, семья Тимура Минаева
итоговый этап
1. Создание паспорта «Полезное ископаемое – соль» Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом. Паспорт «Полезное ископаемое – соль» Воспитатель
2. Презентация проекта «Соль – друг, соль – враг» Прививать детям стрем-ление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта» Дети, воспитатель
3. Оформление буклета «Проект «Соль – друг, соль – враг» Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта Буклет «Проект «Соль – друг, соль – враг» Воспитатель

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • анализ познавательной литературы
  • опытно-экспериментальная деятельность,
  • исследовательская деятельность,
  • экскурсии,
  • наблюдения,
  • творческая деятельность,
  • игровая деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

При подготовке к Новому году дети лепили подарки для родителей из соленого теста. У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинули гипотезу – если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.

С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Соль – друг, соль – враг». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. Была организована творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности мы придумали девиз:

Край родной – наш общий дом,
Чистоту храните в нем.
Мир природы – мир прекрасный
Не губи его напрасно.

Вместе с детьми мы разработали заповеди:

  • исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
  • исследователь – друг живой и неживой природы;
  • настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
  • исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
  • исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
  • исследователь – активный участник походов в лес;

Родители сшили халаты и колпачки для работы в лаборатории, купили микроскоп, напечатали бейджики. Тимур, Матвей и Яна стали называть себя младшими научными сотрудниками.

С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Затем провели опыт с луковицей. Наблюдали, как влияет соль на рост растений. Ребята самостоятельно приготовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Посадили лук. На протяжении всего опыта ухаживали за растениями, фиксировали результаты опыта, вносили изменения в таблицу. Определили, что в почве, содержащей соль растение практически не растет. Так же маленькие лаборанты добывали питьевую воду из соленой воды. Этот опыт ребят заинтересовал, теперь они смело могут ехать на море и не бояться жажды.Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «выращивание кристалла». Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.

Следующим нашим шагом была экскурсия в библиотеку. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Посетили читальный зал, где библиотекари им выдали литературу, в которой можно было найти статьи о соли. Сотрудники библиотеки предложили посетить зал, где находятся компьютеры. Взрослые помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли.

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно приготовили соленое тесто для лепки и вылепили замечательные работы «Цветы из соли», «Подсвечник», занимались декорированием соли, из которой сделали необыкновенные поделки.

С интересом ребята воспринимали встречи с родителями творческой группы. Гнедых Наталья Александровна с показом слайд-шоу познакомила детей с «Удивительными историями о соли». Семья Баклыковых представила сказку «Соль дороже золота». Семья Минаевых создала макет «Добыча соли». Получилось красочно, ярко, увлекательно. Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, познакомились с трудом соледобытчиков. А макет в дальнейшем ребята использовали в творческой игре «Добыча соли», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о соли и ее путешествиях. После таких удивительных исследований дети смогли создать паспорт «Полезное ископаемое – соль», где обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства.

Последним этапом нашего проекта была презентация проекта. Это было запоминающееся зрелище. Были приглашены гости – дети из старшей группы, сотрудники детского сада. Матвей, Тимур и Яна, понимая значимость своей исследовательской деятельности, сумели продемонстрировать свои знания, умение проводить опыты и эксперименты и добиваться результатов проекта, в котором активно принимали участие и дети, и взрослые.

В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:

  1. Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
  2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
  3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
  4. Соль добывают в России, в том числе и в Алтайском крае.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Январь – февраль 2010 года

РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
  2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).
  3. Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями. Актуализация их участия в совместной проектной деятельности.
  4. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Соль – полезное ископаемое», альбома «Тайнам конца нет».
  5. Создание буклета проектной деятельности детей и взрослых «Соль – друг, соль – враг».