Создание здоровьесберегающего пространства "Детский сад – семья"

Разделы: Работа с дошкольниками


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Старший воспитатель, педагоги творческой проектной группы, дети всех возрастных групп, родители всех возрастных групп

ГИПОТЕЗА:

Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению дошкольников, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в воспитании здорового ребенка и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОЕКТА:

Проблема взаимодействия с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни исследуется в русле проектировочной деятельности. Новизна проекта «Здоровый дошкольник» заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности, в том числе и реализации мини-проектов на основе использования следующих принципов:

  1. Единство, которое достигается в том случае, цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Семья знакомится с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом), в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и особенностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
  5. Реализация эффективного взаимодействия через проектную деятельность.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом, с диагнозом – первичная тубинтоксикация. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Однако мы можем констатировать явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании и укреплении здоровья детей (результаты мониторинга). С этой позиции более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Всё это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к здоровому образу жизни.

МОНИТОРИНГ: «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ».

С целью выявления роли родителей формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни было проведено исследование.

Анализ полученных данных позволил установить следующее. Большинство родителей оценивают состояние здоровья своих детей как удовлетворительное (63%), 27% – хорошее, 4% – плохое, у 6% родителей этот вопрос вызвал затруднение.

37% родителей имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайней мере, несколько раз в неделю, 28% -только в выходные дни, 27% – ежедневно, 4% – во время отпуска, и лишь 4% – вообще не имеют такой возможности.

Основными причинами, мешающими родителям уделять больше внимания здоровью детей, является: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (34%); отсутствие специальных знаний и умений (22%); некоторые считают, что их ребенок и так достаточно здоров (16%); недостаточный уровень материальной обеспеченности (14%); собственная инертность (10%); родители не видят в этом смысла (4%). Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более половины родителей регулярно используют соблюдение санитарно-гигиенических требований, прогулки на свежем воздухе, правильное питание. Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка являются: их собственный жизненный опыт (42%); консультации специалистов в области медицины (30%); советы родителей, друзей, знакомых (28%). Однако жизненный опыт родителей вряд ли можно признать позитивным, учитывая состояние здоровья, как детей, так и самих родителей, а также регулярность и качество мероприятий, предпринимаемых в семье для укрепления здоровья. Большинство родителей (57%) испытывают потребность в информации 6 способах оздоровления ребенка; 25% -отметили, что не нуждаются в этой информации; 18% – этот; вопрос вызвал затруднение.

ВЫВОДЫ МОНИТОРИНГА: Обобщая результаты мониторинга, можно отметить: знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья не актуализированы и в этой связи не реализованы в повседневной жизнедеятельности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
  2. Организовать совместную деятельность педагогов ДОУ, специалистов поликлиники, тренеров детских спортивных секций.
  3. Создать банк данных о состоянии здоровья детей
  4. Налаживать эффективное взаимодействие с родителями по пропаганде здорового образа жизни, осознанию важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий.
  5. Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2008-2011 учебный год

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»

СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯПРОЕКТА ЦЕЛЬ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
1 Диагностика детей«Уровень физической подготовленности и двигательной активности детей» Анализ состояния физической подготовленности детей ДОУ Инструктор по физической культуре
2 Мониторинг состояния здоровья детей Анализ состояния здоровья детей ДОУ Старшая медсестра
Педиатр
3 Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании здорового ребенка» Выявление роли родителей в формировании основ здорового образа жизни и приобщения детей к физической культуре. Воспитатели творческих групп
4 Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам установления сотрудничества с семьями воспитанников Старший воспитатель
5 Тестирование педагогов «Веду ли я здоровый образ жизни» Выявление отношения педагогов к своему здоровью и здоровому образу жизни. Приобщение воспитателей детского сада к занятиям физической культуры. Старший воспитатель
6   Спортивный праздник педагогов ДОУ «День всемирного Здоровья»
7 Деятельность «Клуба заинтересованных родителей» Повышение уровня педагогической культуры родителей, приобретение практических умений и навыков физического развития и оздоровления детей. Инструктор по физической культуре
8 Мини-проект «Здоровье глазами детей» Формирование у детей основ здорового образа жизни Воспитатели творческой группы
9 Мини-проект «Семейные рекорды» Распространение семейного опыта физического развития и оздоровления детей
Гармонизация отношения детей и взрослых.
Инструктор по физической культуре
Родители
Воспитатели
10 Мини-проект «Театр плюс здоровье» Обеспечение физического развития и оздоровления детей в процессе совместной с родителями театрализованной деятельности. Воспитатели творческой группы
Родители
11 Мини-проект «Маленькие Чистюльки» Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Воспитатели творческой группы
Родители
12 Мини-проект «Детские Олимпийские игры» Формирование у детей представлений об Олимпийских играх. Приобщение родителей к участию в совместных спортивных состязаниях. Инструктор по физической культуре
Воспитатели творческой группы
13 Мониторинг состояния здоровья и физического развития детей. Анализ изменений состояния здоровья и физического развития детей ДОУ за год реализации проекта. Старшая медсестра
Педиатр
14 Презентация проекта. Создание видеоролика «Здоровый дошкольник» Демонстрация итогов проектной деятельности детей, воспитателей и родителей Старший воспитатель
Воспитатели
15 Создание методического материала. Представление на городских и региональных конкурсах. Распространение опыта работы МДОУ «Детский сад №78» по созданию здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» Старший воспитатель
Заведующая

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»

Проект «Здоровый дошкольник» реализовывается в дошкольном учреждении совместно с детьми, родителями, педагогами и медицинскими работниками.

Проект осуществляется в 4-х направлениях:

  1. Участие детей и взрослых в совместной деятельности: физкультурно -оздоровительные занятия, праздники, досуги, кратковременные проекты.
  2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей: участие в «Клубе заинтересованных родителей», изучение информационно – наглядного материала, демонстрация семейного опыта физического воспитания детей.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в семинарах – практикумах, деловых играх, мастер-классах, реализации проектной деятельности.
  4. Создание физкультурно-оздоровительной среды силами родителей, детей и педагогов.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ ПРОЕКТА:

  • Организация взаимодействия с родителями на основе педагогического проектирования.
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.
  • Участие родителей в составление индивидуальных планов физического развития и оздоровления детей.
  • Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий.
  • Ознакомление родителей содержанием физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
  • Приобщение родителей к жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, обучение конкретным приемам и методам физического развития и оздоровления.

1-e НАПРАВЛЕНИЕ Основным средством реализации долгосрочного проекта «Здоровый дошкольник» является осуществление мини – проектов: «Маленькие Чистюльки», «Театр Здоровья», «Малые Олимпийские игры», «Семейные рекорды».

Проект «Маленькие Чистюльки» – проект для самых маленьких детей. С приходом малышей в детский сад у воспитателей и родителей возникают проблемы «Как увлечь ребенка овладением культурно-гигиенических навыков?». На первой встречи педагоги решили с родителями, что эффективность развития у детей умений и навыков самообслуживания зависит от единства методов и приемов воспитания детей в детском саду и семье, использования интересных форм сотрудничества и детей, и взрослых. Практически всех родителей заинтересовало предложение принять участие в проекте «Маленькие Чистюльки». Завертелась интересная жизнь: родители придумывали интересные сказки о гигиенических принадлежностях, изготавливали забавных кукол и дидактические пособия, а дети с огромным интересом слушали сказки своих мам и пап и разыгрывали небольшие спектакли, в играх узнали о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процессов. Радость для каждого ребенка – совместные мероприятия, где активными участниками и героями досугов, развлечений были и родители, такие как: «В гостях у Мойдодыра», «Праздник мыльных пузырей». Для родителей в целях повышения педагогической культуры были оформлены фотогазеты «Спи малыш», «Кран откройся – нос умойся», «Антошка – бери большую ложку», представлены картотеки «Использование потешек в воспитании культурно-гигиенических навыков», ширмы «Хочу быть самостоятельным». Мы считаем, что проект «Маленькие Чистюльки» – первый шаг по пропаганде среди родителей здорового образа жизни, необходимости выполнять общегигиенические требования, рациональный режим дня для укрепления здоровья малышей и становления у детей ценностей здорового образа жизни.

Проект «Театр плюс здоровье» длился 2 года. Особенность мини-проекта – использование театрализованной деятельности с элементами двигательной активности как наглядный и эмоциональный способ воспитания культуры здорового образа жизни у детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социального поведения, не наносящего ущерба здоровью, благодаря тому, что разыгранная сказка, театрализованное представление («Как курочка солнышко искала», Зимний теремок», «Машино утро», «День рождения бабы Яги», «Зимние забавы») помогают ребенку сделать выбор как поступить в той или иной ситуации, чтобы быть здоровым и физически сильным. Театрально-оздоровительные представления, в которых участвуют родители и дети гармонизируют отношения между детьми и взрослыми, создают атмосферу праздника и настроя на здоровый образ жизни. Традиционны для группы, в которой осуществлялся мини-проект, стали встречи в семейном клубе «Успешный родитель», посвященные вопросам ознакомления родителей с физкультурно-оздоровительной деятельностью дошкольного учреждения, обучения родителей приемам и методам оздоровления и физического развития детей, освещения опыта семейного воспитания. Сколько выдумки, фантазии родители проявили в оформлении семейных газет «Босиком от простуды и других болезней», альбомов «Вместе с папой, вместе с мамой», «Семейные спортивные игры и досуги», в которых поделились опытом физического развития ребенка в подвижных и имитационных играх, проведения семейных оздоровительных забав и походов.

Мини-проект «Театр плюс здоровье» – проект активного взаимодействия детей и взрослых в процессе организации совместной театрализованной и оздоровительной деятельности путем обогащения чувственного опыта ребенка, развития у детей ярких впечатлений о красоте здоровья.

Проект «Детские Олимпийские игры» превращает детский сад в страну игр, здоровья веселого отдыха, где главными участниками становятся дети и педагоги разных дошкольных учреждений, родители. Предшествующая познавательная, игровая, художественно – творческая деятельность (беседа «Как появились Олимпийские игры», КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», конкурсы «Символ Олимпийских игр», «Спортивный комплекс нашего города», познавательная игра «Здоровое питание спортсменов») вызывают у детей желание участвовать в спортивных мероприятиях. Зимние и летние спортивные состязания со своими сверстниками и с родителями оставляют яркие эмоции, раскрепощают детей и родителей, развивают сотрудничество, товарищеское взаимоотношение. Педагоги детского сада стараются, чтобы для детей первые Олимпийские игры оставили добрый след, запомнились на всю жизнь – как праздник здоровья и радости.

Проект «Семейные рекорды» Родители и дети – стали участниками интересного события. Каждой семье была предоставлена возможность поделиться опытом семейного физического развития и оздоровления ребенка, рассказать о своих семейных рекордах: рекордах, которые достигли дети и взрослые. Как ответственно и престижно стало для родителей рассказать всем, чего достиг ребенок, увлекательно дома оформить всей семьей фотогазету, буклет или альбом. Сколько увлечений у разных семей: лыжи, бассейн, семейные походы, катание на велосипедах, туризм, посещение спортивных секций. Этот проект расширил представления родителей о возможностях вести здоровый образ жизни каждой семье.

2-e НАПРАВЛЕНИЕ «Клуб заинтересованных родителей» создан для всех родителей дошкольного учреждения. Инструктор по физической культуре при взаимодействии с воспитателями и социальными партнерами (педиатр, тренеры) проводит целенаправленную работу среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, важности гигиенической и двигательной культуры. На совместных встречах происходит знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения, обмен опытом среди родителей семейного физического развития и оздоровления детей. На практических занятиях родители обучаются приемами и методами оздоровления (дыхательная гимнастика, массаж, элементы корригирующей гимнастики по профилактики нарушений осанки и плоскостопия); физического развития детей (формирование у детей двигательных умений и навыков, создания дома спортивного уголка, обучение спортивным играм).

3-e НАПРАВЛЕНИЕ Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению детей происходит на семинарах-практикумах, деловых играх, мастер-классах. Педагоги обсуждают вопросы реализации проектной деятельности ДОУ; делятся опытом преобразования здоровьесберегающей деятельности с учетом достижений науки и передовой практики, возможностей образовательного учреждения и детей, пожеланий родителей; проектируют содержание и средства здоровьесберегающей деятельности, способствующие формированию представлений и навыков здорового образа жизни, обеспечению физическому, психическому и эмоциональному благополучию и всестороннему физическому развитию дошкольников; изучают современные здоровьесберегающие технологии и методики.

Так за 2008-2010 учебные годы были организованы педагогические советы по темам «Создание здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья»; «Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда», семинар-практикум «Организация работы по физического воспитания в зимний период». На «Школе дошкольных наук» были организованы: дискуссия «Гармонизации отношений между родителями и детьми в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности»; мастер – класс «Обучение основным приемам игры в мяч»; деловая игра «Игры – эстафеты для дошкольников» и т.д. В ДОУ в 2009 г. для детей и родителей проводилась «Неделя нескучного здоровья» с участием детей, педагогов и родителей; в 2010 г. – «День здоровых игр и забав».

4-e НАПРАВЛЕНИЕ Создание физкультурно-оздоровительной среды силами родителей, детей и педагогов. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и полноценного психофизического развития. Вот почему задачи развития физкультурно-оздоровительной среды определены для решения и в процессе реализации проекта. Педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями для организации спортивного кружка «Гимнастенок» создали гимнастический зал, в котором установлены гимнастическое бревно, конь, кольца, веревочная лестница, батут, тренажеры и сухой бассейн. В возрастных группах систематически обновляются физкультурно-оздоровительные уголки нетрадиционным оборудованием, изготовленные руками и педагогов и родителей для организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Для проведения подвижных и игр и спортивных эстафет взрослыми были созданы новые атрибуты: шапочки, эмблемы, символы и т.д. Разработанные картотеки «Дыхательная гимнастика», «Игры – эстафеты для детей старшего возраста», «Корригирующие упражнения по профилактики плоскостопия и нарушений осанки» и т.д., помогают педагогам организовать физкультурно-оздоровительные моменты в режиме дня. Педагогический коллектив транслирует опыт создания единого образовательного пространства «Детский сад – семья».

В 2008 году воспитатель дошкольного учреждения принимал участие в конкурсе «Воспитатель года» на городском и региональном уровне и представлял опыт здоровьесберегающей деятельности. В апреле 2009 году был организован рефлексивный семинар для руководителей ДОУ Центрального района города Барнаула «Пусть нетруден будет путь», на котором педагоги творческой проектной группы провели презентацию проекта «Здоровый дошкольник». В октябре 2009 года педагогический коллектив участвовал в работе секции краевой конференции педагогов дошкольного образования Алтайского края «Использование современных технологий во взаимодействии с семьей» и поделился опытом сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в проектной деятельности. В сентябрь 2010 года творческая проектная группа педагогов дошкольного учреждения представила долгосрочный проект «Здоровый дошкольник» на городском практико-ориентировочном семинаре Центра образования г. Барнаула «Организационно-методическая деятельность заместителя заведующей по реализации здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ».

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В 2008-2010 г.г.:

  1. Созданы методические пособия, видеофильм о реализации проекта «Здоровый дошкольник».
  2. Обобщен и транслирован опыт работы дошкольного учреждения на конкурсах, выставках и периодической печати:
  3. Произошли изменения в предметно-развивающей среде ДОУ: создан гимнастический зал, обновлены физкультурно-оздоровительные уголки картотеками, нетрадиционным оборудованием.
  4. Повысилась эффективность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. 89% родителей являются активными участниками, помощниками во всех совместных мероприятиях, проектах, конкурсах.
  5. Повышается уровень физической подготовленности и двигательной активности детей.
  6. Снизилась заболеваемость детей на 7%.

Спортивное занятие – Приложение 1, фотоальбом – Приложение 2.