Использование графического теста на занятиях по предмету "Культура народов Якутии"

Разделы: Внеклассная работа


Якутская одежда.

Заранее готовится выставка книг по национальному искусству. На доске висят работы учащихся: коврики, вышитые изделия и узоры сумочки. Учащиеся одеты в национальные костюмы своего народа. Книга В.Л.Серошевского «Якуты», фотографии из учебно-методического пособия « Традиционная одежда и мировоззрение наших предков. Текст «Предисловия» Розальи Иннокентьевны Бравиной зав.кафедрой культуры и искусства Якутского государственного университета им.М.К.Аммосова, к.и.н., доцента, отличника просвещения РФ- 20 шт., таблица№1 «Две группы якутской одежды по времени и по изменению образа жизни», таблица №2 «Одежда предков по функциональному применению». Графические тесты 20 шт.

Техническое оборудование: Магнитофон, аудиозапись композиции «Ыhыахха ынырыы» в исполнении оркестра народных инструментов «Сандал», аудиозапись «Узоры» Сергея Зверева-Кыыл Уола. Презентация «Представления о якутской одежде» по учебно- методическому пособию Петровой С.И., Презентация «Исследователи-этнографы о традиционной одежде народе саха».

Звучит аудиозапись «Ыhыахха ынырыы» в исполнении оркестра народных инструментов «Сандал». Все учащиеся в национальных костюмах садятся за парты. Тема нашего урока «Якутская одежда». Дорогие ребята, расскажите о своих национальных костюмах. (учащиеся рассказывают о своих национальных костюмах). Да, действительно одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру. Одежда каждого народа самобытна. Прочитаем написанное Р.И.Бравиной «Предисловие» на книгу С.И.Петровой – известным в республике методистом-преподавателем и ответим на следующие вопросы. Удалось ли автору раскрыть основную функциональную значимость якутской одежды. В каком плане автор рассматривает значение и особенности традиционной одежды. (Ожидаемый ответ. Автору удалось раскрыть основную функциональную значимость якутской одежды. Одежда служила потребностям человека, одновременно оберега его...)

Ученица читает с презентации «Исследователи-этнографы о традиционной одежде народа саха». «Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях их одежды, в узорах и украшениях. Про одежду якутов писали исследователи-этнографы И.Биллингс, И.Георги, А.Миддендорф, Я.И.Линденау, Р.Маак, В.Л.Серошевский и т.д. Связь одежды с верованием подчёркивалась в трудах А.П.Окладникова, А.Е.Кулаковского,Н.А.Алексеева»

Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы.Теперь посмотрим на таблицу №1 «Две группы якутской одежды по времени и по изменению образа жизни.

 Две группы якутской одежды по времени и по изменению образа жизни:

1. Традиционная якутская одежда(до середины 18 века). Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, шубы с орлом, безрукавка тангалай и т.д.

2. С середины 18 века до 20 века национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, фалбора, буфы и манжеты.

…Также, одежду предков можно разделить по функциональному применению. Ознакомимся с таблицей №2.

Таблица №2 «Одежда предков по функциональному применению».

Одежда предков по функциональному применению: 
1. Ритуальная одежда, тесно связанная с религией

(кумысопитие,
свадебные обряды,
встреча Солнца,
камлание шамана и т.д.);

2. Тёплая одежда для дальних поездок;

3. Охотничья, рабочая одежда;

4. Домашняя одежда без всяких украшений.

…Из них шубы с орлом, рогатые головные уборы, высокие меховые шапки, шапки с наушниками,, меховые ошейники ,женская и мужская верхняя одежда-встречаются редко, как музейные экспонаты.

Шуба с орлом- это старейший сон. По материалам Р.К.Маака и В.Л.Серошевского называется сангыях. У якутов , как и у многих народов , был распространён тотемизм-обожествление животных…(далее читают из книги).

Бууктаах сон-это шуба с меховой оторочкой.Её одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ыcыахе…(далее читают из книги).

Сон тангалай-(однобортная шуба наподобие кафтана) с лировидными мотивами...(далее читают из книги.

Дьабака-головной убор.Он имеет разновидности: хороох,тамаах,хаан и т.д…(далее читают из книги). и т.д.

Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой,все: и еду, и одежду, и орудия труда они добывали у неё. Поэтому, по их понятиям, в этой бескрайней Вселенной наиглавнейшей являлась Природа . Учащиеся исполняют танец «Узоры» С.А.Зверева.Вот это мировоззрение воплощали в узорах, украшениях и домашней утвари. Поэтому одежда народа саха. Как часть материальной культуры, была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой.

Графический тест:

1. Автор книги «Традиционная одежда и мировоззрение наших предков»

А. С.И.Петрова

Б. Р.И.Бравина

В. С.А.Зверев

2. Старейший сон, сангыях.

А. Бууктаах сон

Б. Шуба с орлом

В. Сон тангалай

3. Женский головной убор

А.Халадаай

Б. Сангыях

В. Дьабака

4. Обожествление животных

А. Анимизм

Б. Тотемизм

В. Фетишизм

5. На сколько групп разделяют якутскую одежду по функциональному применению?

А. 2

Б. 4

В. 8

Работу учеников оцениваем по графическому тесту.

Правильный графический рисунок:

Таким образом, правильно составленные графические тесты помогают в выставлении оценок учащимся.

Литература

  1. Петрова С.И. «Традиционная одежда и мировоззрение наших предков» Учебно-методическое пособие . Якутск: Бичик,1999. С 28-38.
  2. Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. 2-е изд.
  3. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд.М.,1993. С.321.
  4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.С.380-382.