Животный мир Таймыра. Напиши письмо белому песцу

Разделы: Работа с дошкольниками


Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. Считаю, воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

В занятие включила изучение животных своего региона. Дети должны знать свою малую Родину – Таймыр.

Основная цель занятия продолжать знакомить детей с природой Таймыра, с представителями животного мира.

Для реализации цели занятия наметила задачи:

  • Обобщить знания детей о животных Севера. Дать знания о новом изучаемом животном – Белом песце. Для повышения интереса внести в занятие игровой приём «письмо песцу».
  • Обогатить словарный запас детей словами: полярная ночь, экскурсовод, хищник, среда обитания, меховые подушечки, полярный день, подкожный жир, снежное логово.
  • Развивать познавательное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа: Дети-экскурсоводы, готовили сообщения о животном дома с родителями.

Продолжительность занятия 30 минут.

Занятие включает рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных, речевых и двигательных нагрузок.

Структура представлена из 4 частей: организационный момент; игра в музей, закрепление пройденного ранее материала, дети – экскурсоводы; изучение нового материала – северная сказка «Морозец», закрепление изученного материала в игровом приёме «напиши письмо».

Для реализации намеченных мной задач использовала методы и приёмы обучения:

  • Словесной передачи и слухового восприятия (рассказ, беседа);
  • наглядной передачи (иллюстрация, демонстрация)

В организационном моменте, в первой части занятия для повышения интереса и для концентрации внимания использовала игровой приём – «Путешествие по Таймырской Земле».

С помощью экологических знаков дети рассказали о правилах поведения в природе, что формирует уважение к природе, ответственность за неё. Это и лежит в основе экологического воспитания детей, формирует бережное отношение к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственного поведения в природной среде.

Во второй части занятия используется игровая ситуация дети-экскурсоводы, что способствует самовыражению детей; развивает чувственный опыт, стимулируются личностные смыслы познавательной деятельности, дети – соавторы занятия, активны, умеют общаться и сотрудничать. В игре происходит процесс закрепления изученного ранее материала через своё действие, свой рассказ о животном. Внесен сюрпризный момент загадки о животных, так как они наиболее любимы детям, загадки о животных использовались для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития умения наблюдать.

Метод словесной передачи и слухового восприятия в третьей части занятия способствовал увеличению словарного запаса, расширению кругозора, творчески – речевому развитию детей.

Динамические паузы – игры малой подвижности: «Белый мишка рыболов», «Северные олени и волк», «Сова и куропатки», которые снимают напряжение, усталость, восстанавливают внимание.

В заключительной части занятия, игре «Передай снежинку» была дана возможность всем детям высказаться.

Использование мультимедийного оборудования, выставка картин животных Таймыра дала возможность насладиться красотой природы Севера, решить воспитательные задачи, сформировать бережное отношение к природе.

Материал: Картины: (белый медведь; морж; тюлень; северный олень; полярная сова; белая куропатка; песец). Эмблемы для экскурсоводов. Цифры от 1 до 7. Конверт, анкета животного, почтовый ящик. Для игр: шапочка медведя, снежинка.

Ход занятия

Ребята, вы любите путешествовать? (…) Я тоже очень люблю путешествовать и поэтому предлагаю Вам отправится путешествовать по нашей Таймырской Земле.

Как называться полуостров, на котором мы с вами живём? (мы живём на полуострове Таймыр)

Какими морями омывается Таймыр? (Таймыр омывается Карским, морем Лаптевых)

Как называется огромная глыба льда, плавающая в море? (Айсберг)

Как называется большое пространство сплошного льда? (Ледовое поле)

Назовите самый маленький океан в мире, центр которого круглый год покрывает лёд? (Северный ледовитый океан)

Как называется земля на границе Арктики, где летом тает снег? (Тундра)

Воспитатель: Ребята, само слово «Тундра» на русском языке означает «Безлесая равнина».

Чтобы продолжить наше увлекательное путешествие по тундре, давайте вспомним о правилах поведения в природе. Скажите, что означает каждый знак:

  • не разводить костры;
  • не ломать ветки;
  • не шуметь;
  • не топтать и не рвать цветы в природе, для букетов цветы выращиваются специально;
  • не разорять птичьи гнёзда, не трогать птенцов ни в гнезде, ни на земле.

Есть еще одно правило: не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам. (показываю картинку) говорю пословицу:

«Один человек оставляет след в лесу, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Давайте вспомним стихотворение:

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птицам и зверятам
В Тундре хорошо живётся с нами рядом.

Мы продолжаем с вами увлекательное путешествие. Я знаю, что вы можете многое рассказать о животных Севера. Предлагаю Вам поиграть, каждый сегодня из вас будет экскурсоводом. Обратите внимание на свои эмблемы. Номер на эмблеме совпадает с номером на картине, на которой изображено животное, о котором вы будете рассказывать. Прошу Вас, занимайте места.

Кто у нас первый?

Ребёнок: Что бы узнать о ком буду рассказывать я, отгадайте мою загадку:

В океане тёмно-синем,
лапой выудив моржа
На полярной скользкой льдине
я дрейфую не дрожа.
(Белый медведь)

Воспитатель (переворачивает картинку – белый медведь)


1.

Ребёнок: Медведь – очень крупный, сильный зверь. Он самый крупный хищник на планете, охотится на нерпу, моржа. У него мех густой и очень тёплый. Живет среди льда, берлогу строит на побережье в снегу или во льду. Берлога получается тёплой, защищает от ветра. В ней под Новый год рождаются маленькие, беспомощные медвежата – величиной со щенка. Мама – медведица передними лапами прижимает малыша к себе и дышит на него, согревая своим дыханием, чтобы не замёрзли.

Воспитатель: Белые полярные медведи – настоящие бродяги. Они любят дальние путешествия и частенько отправляются в плавание без какой-либо определённой цели. Иногда на плавучих льдинах их уносит в море на многие километры. Раньше, белых медведей, было гораздо больше, но человек истребил множество этих животных из-за ценного меха. Или просто ради забавы. Сейчас это редкие виды, занесены в Красную книгу, охраняются.

Давайте поиграем в игру: «Белый мишка рыболов» Белый медведь выбирается считалкой:

1, 2, 3, 4, 5 –
начинаем мы играть,
будем рыбок мы ловить,
выходи – тебе водить

(ребёнок-водящий, надевает шапочку-маску белого медведя)

Дети стоят в кругу, белый мишка в центре круга (движения дети показывают руками).

За высокими снегами,
за высокими холмами,
ходит, бродит, белый мишка.
Подо льдом он рыбку ищет.
Вот и рыбки появились.
Увидал их белый мишка.
Рыбки, рыбки берегитесь,
в лапы к мишке не попадитесь.
Сколько рыбок поймал белый медведь.

Воспитатель: Вам понравился Кирилл в роли экскурсовода? (…).

О животном под номером 2 расскажет тот, у которого на эмблеме цифра 2.

Ребёнок: Белый медведь – самый большой хищник, а мой герой часто становится жертвой белого медведя?

Зверь клыкастый,
вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
мороза зверь не боится.

Отгадайте кто это? (морж)


2.

Ребёнок: Это морж, у него есть клыки, но нет усов, как у тюленя. Моржи возят детёнышей на спине. Питаются моллюсками, рачками, иногда мелкими рыбами. Морж не боится холода, от холода его предохраняет толстый слой подкожного жира.

Воспитатель: Бивни моржей – это отросшие до невообразимых размеров зубы. Они нужны для того, чтобы пробиваться сквозь лёд и отражать нападение врагов. А ещё для того, чтобы не захлебнуться во время сна: цепляясь бивнями за лёд, моржи удерживают голову над водой. В настоящее время моржовый промысел ограничен. Морж включен в Красную книгу.

Воспитатель: Как много интересного нам рассказал Илюша о морже. А нас ждёт следующее животное под номером 3.

Ребёнок: Отгадаете загадку и узнаете о каком животном буду говорить я.

Шерсти я имею мало,
но среди полярных льдов
Жир меня, как одеяло,
бережёт от холодов (тюлень).


3.

Живет тюлень в арктических ледяных морях. Их детёныши всегда рождаются в белой красивой шубке. У тюленя толстая кожа и толстый слой жира для защиты от холода. С помощью ласт тюлень хорошо плавает и ныряет, на суше ползает на животе, помогая себе задними ластами. Питается тюлень рыбой. Враги у тюленя – люди. Они охотятся на тюленя из-за мяса и из-за шкуры, из которой шьют одежду. Охотятся и на детёнышей – бельков – из-за пушистого меха. Ещё враги – это белые медведи и хищные киты.

Воспитатель: Вам понравился Владик в роли экскурсовода? (…) Молодец! Как много нового и интересного он нам рассказал. Кто у нас будет следующим экскурсоводом?

Ребёнок:

Ищет ягель он копытом.
И рога бросают тень,
Вы, конечно, догадались –
Это … (Северный олень)


4.

 

Ребёнок: Северный олень живет в тундре. От холода его защищает густая, мохнатая шерсть, а широкие копыта позволяют ему без труда передвигаться по глубокому снегу. Северный олень – очень умное животное. Он умеет находить себе под снегом корм: ягель, травку, Копыта у него сильные, раздвоенные, чтобы в снегу не проваливаться, и от врагов отбиваться, полярных волков. Еще олень обороняется рогами. Но каждый год опадают рога и пока новые не вырастут, олень становится легкой добычей для волков. Жители тундры называют его своим спасателем. Его шкура идёт на покрытие стен чума, женщины шьют из неё тёплую зимнюю одежду для всей семьи. Сваренный из его мяса бульон очень питательный и полезный.

Воспитатель: Олени – основная пища полярного волка. Люди, чтобы защитит оленей, охотились на волков, отстреливали их до тех пор, пока не начали они исчезать. И тут выяснилась интересная вещь. Олени стали слабеть без волков, не от кого им было убегать, болеть начали. И поняли люди: не только без оленя, но и без волка в тундре не проживёшь, все в природе связаны невидимыми нитями, нельзя их рвать, а то отомстит природа – мать. Вот, например, мы всех комаров уничтожим, чтобы они нас не кусали, оленям не мешали. Нам хорошо, а кому плохо? (…) Верно, птицам плохо: питаются они не только семенами, но и комарами.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру: «Северные олени и волк»

Волком будет Настя, остальные все олени. –на звук колокольчика дети – олени бегают (пантомима – изображают разнообразные движения оленей). Волк сидит на стуле, колокольчик замолкает ,волк говорит: по тундре бегу, оленей ищу: догоняет, кого осалил, тот приседает.

Воспитатель: Молодец, Настя! Нам очень интересно было слушать тебя, как много ты знаешь о Северных оленях. Ну а мы отправляемся путешествовать дальше. Кто у нас под номером 5.

Ребёнок:

Угадайте, что за птица?
Света белого боится.
Клюв торчком,
глаза пятачком.
Днем спит, ночью летает,
еду добывает….. (Сова.)


5.
 

Ребёнок: Сова – хищница, охотится на леммингов, куропаток, зайцев. Она большая, не боится на зайца нападать, а мышей без труда схватывает своими большими когтями и острым клювом. Клюв у неё крючком загнут вниз, чтобы с добычей легче справляться было. Крылья короткие и сильно закругленные и перья острые, нападает бесшумно. Вся белая, на снегу не приметная. Сова – зимующая птица.

Воспитатель: Какой замечательный экскурсовод получился из Вероники. Теперь экскурсоводом у нас будет участник под №6

Ребёнок:

Комья снежные летят,
комья белые летят.
Это птица, а не снег,
её много возле рек.
Только клювик и глаза,
выдают её всегда.
Она белая, как ватка,
это, дети … (куропатка)


6.

Куропатка в снег умеет зарываться, там под снегом она себе корм находит – ягоды, почки, траву. Белая куропатка – белоснежная красавица, только чёрные глазки на снегу заметны, да клювик. А летом она меняет свои пёрышки на пёстрые, как у курочки.

Воспитатель: Куропатки живут на земле, умеют быстро бегать и хорошо прятаться. Куропатки взлетают над землёй только в крайней опасности. Густой пух под перьями согревает их. Враги – кречеты, да полярные совы.

Давайте поиграем в игру: «Сова и куропатки»

Совой у нас будет Вероника (садится на стул), остальные дети – куропатки.

Ведущая:

Куропаток чисто белых
много в тундру прилетело.
Куропатки веселятся,
как снежинки окружаться. (дети изображают куропаток)

Ведущая: На пеньке сова сидит во все стороны глядит, разбегайтесь кто куда, вас заметила сова! (догоняет, кого затронула, осалила, ребёнок приседает)

Ведущая: Сколько поймала куропаток сова? (…)

Молодец, Оксана – из тебя очень хороший получился экскурсовод. У нас осталась с вами последняя картинка, под номером 7. Вам интересно узнать, кто же здесь прячется?(…) А Экскурсоводом теперь буду я. Ребята, а вы знаете, кто злейший враг Белой Совы? Я подскажу Вам загадкой:

Пушистый, зубастый.
По тундре рыщет,
леммингов ищет? (песец) (переворачиваю картинку)


7. 

Послушайте замечательную северную сказку «Морозец»

Летели два мороза, дедушка и внук, на северный полюс – сил набраться и с другими братьями морозами повидаться, да силами помериться. Прилетели они, а там полярная ночь. Удивился внук, что круглые сутки ночь. Дедушка Мороз решил отдохнуть с дороги и поговорить с друзьями своими – ураганами да северными ветрами, которые вольно гуляли по этой земле.

А внук Морозец стал прыгать по кочкам, да выискивать, кого бы заморозить. Глядь – а перед ним стоит пушистый белый зверь, похожий на лисицу, стоит и ловит кого-то под снегом. Раз – поймал и потащил к себе в норку. Вспомнил Морозец, что Дед Мороз рассказывал ему о песцах. Стал Морозец морозить песца: то спинку схватит, то за хвост. Ничего не получается: не замерзает песец, не прыгает с Морозцем по кочкам, не играет, не дрожит от холода. Мех у песца пушистый и тёплый, чисто белого цвета. А подошвы лап густо заросли волосами, которые греют их помогаю песцу не скользить по льду. А под шкуркой толстый слой жира, который защищает песца от холода и служит запасом питательных веществ. «С песцом мне не справится» – решил Морозец и полетел, потрескивая, к дедушке Морозу и рассказал ему, как хотел песца заморозить, да не получилось. «Глуп ты ещё, мало по свету летал и многого не знаешь», – ответил ему дед. Природа-матушка позаботилась о песце и других животных севера и наградила их, северных жителей, и густым мехом, и жировым слоем, и светлой окраской, и сильными, быстрыми ногами. А справится, мы можем только с больными, голодными и слабыми животными. Да и зачем нам их обижать? Пусть живут. Ведь каждое животное в природе имеет своё предназначение»

Ребята скажите, почему у Морозца не получилось заморозить песца? (Потому что у песца густая пушистая, тёплая шубка – мех, который не пропускает холод.) Да, ребята, это «одежда» песца. Благодаря своей густой пышной шубке, которая помогает им сохранить тепло и выжить. Они спокойно выдерживают морозы до – 70 градусов. С помощью меховых подушечек на лапках песцы спасаются от холода и не проваливаются в рыхлый снег. Живут в самых холодных районах Арктики, тундре. Это «среда обитания» песца, его «дом».

Песец – небольшой пушной хищный зверь. Самая заметная черта этого животного – его огромный пушистый хвост, он практически такой же длины, как и всё туловище зверька. Огромный пушистый хвост – это «особые приметы» белого песца.

Зимой песцы белые, а летом меняют наряд и становятся бурыми, это помогает им лучше маскироваться. Живут песцы по соседству друг с другом, в норах. Зимой спят в снежных логовах, а если разразится пурга, роют снежную нору и терпеливо три – пять дней пережидают непогоду. Бегает по тундре песец, в своей незаметной белой зимней шубке и ищет себе пропитание, охотится на других животных. Белый песец – хищник, это его «Профессия». Лемминги, куропатки – «пища - меню» животного. Благодаря тонкому слуху и прекрасному обонянию он легко находит леммингов даже под глубоким снегом.

Если зимой пищи недостаточно, они разыскивают запасы, приготовленные ими на этот случай ещё летом и спрятанные под камнями.

В голодное время он ест всё, что можно раздобыть. Эти сообразительные зверьки часто крадутся следом за более крупными хищниками, чтобы полакомиться тем, что останется после их пирушки. Летом, когда царит полярный день, песец ищет корм почти круглые сутки. Осенью и зимой выходит на охоту ночью.

Ребята, а как вы думаете, есть у песца враги? (…)

Зимой, когда мех у песцов становится снежно – белым и пушистым, зверь бывает очень осторожным – уж больно его роскошная шуба нравится людям, которые охотятся на этих красивых зверьков. Поэтому «враг» у песца – человек. А вот летом шкурка песца выглядит неказисто, и тогда он ведёт себя очень смело, вплотную приближается к жилищу человека. Вот сколько интересного мы узнали об этом красивом зверьке.

Кому из этих животных мы ещё не писали письмо? (…)

Я предлагаю Вам написать письмо и Белому песцу.

Конверт у нас уже готов. Давайте его заполним:

– Что обычно мы пишем на конверте? (…)

Адрес того, кому предназначено наше послание, какой адрес будет у Белого Песца? 

Адрес:

Кому: Белому Песцу.

от кого: Детей подготовительной группы «Б»

Где мы живем – это и будет обратный адрес: г. Дудинка,

На какой улице расположен наш сад? Ул. Островского д.3

д/сад «Забава»

Теперь нам надо составить анкету для того, чтобы Белый Песец «убедился» что вы о нем уже немного знаете. К тому же она поможет почтальону быстрее найти получателя.

Анкета Белого Песца

Профессия: ____________________________________________

Особые приметы: _______________________________________

Одежда: _______________________________________________

Меню: _________________________________________________

Враги __________________________________________________

А теперь будем составлять текст письма.

С чего оно должно начинаться? (…)

– Конечно, с приветствия, как напишем?

Здравствуй дорогой Белый Песец! 

 

А теперь ребятки, вы будете передавать друг другу «снежинку» и задавать свой вопрос: «Чтобы вы хотели спросить и узнать, также вы должны рассказать, что знаете об этом животном» А я буду все это записывать.

А теперь я зачитаю вам наше письмо …( складываем письмо в конверт, опускаем в почтовый ящик). А чтоб письмо быстрее нашло своего адресата, мы передадим его Александре Игоревне, которая работает в Заповеднике Большой Арктический, она с удовольствием его передаст адресату…

И будем с вами ждать ответ.

Итог занятия: Вот и закончилась наша игра в музей. Вы все были очень хорошими экскурсоводами. Рассказали много интересного и увлекательного о животных Севера. Мы с вами написали письмо Белому Песцу, и с нетерпением будем ждать ответ от него. А эти фотографии нам прислали, и я с удовольствием их Вам дарю.

  

Презентация.