Педагогическое проектирование в условиях профильного обучения. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания на третьей ступени обучения

Разделы: История и обществознание


Реализация стандартов первого поколения построена на компетентностном подходе, который нацелен на формирование у выпускников умения самостоятельно, на основе полученных знаний и приобретенного социального опыта решать проблемы в различных областях деятельности человека.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Современная школа формирует ключевые компетенции, основу которых составляют универсальные знания и умения, предназначенные для разнообразного применения.

В современной Концепции обществоведческого образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Переход на новые образовательные стандарты (а в дальнейшем и на стандарты второго поколения), реализация компетентностного подхода к организации образовательного процесса потребовали от меня пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания предмета, внедрения в процесс обучения инновационных технологий.

Проблема педагогического проекта (Приложение 1).

Преподавая предмет “Обществознание” в классе социально-гуманитарного профиля, мне пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем.

Первой такой проблемой является специфика класса, скомплектованного из 4-х выпускных девятых.

Второй значимой проблемой считаю проблему рассогласованности между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы. На практике эти документы имеют декларативный характер, так как отсутствует преемственность, логическая связь между федеральными концептуальными документами и УМК. В учебниках, по-прежнему, материал излагается с позиций не деятельностного, а знаниевого подхода.

Третью проблему вижу в некотором смещении образовательных приоритетов у современных старшеклассников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного.

Четвертая проблема выявляется, как правило, в ходе проведения стартового контроля в начале учебного года, при переходе обучающихся из второй в третью ступень образования. Проблема заключается в том, что ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять.

Актуальность педагогического проекта.

Актуальность профессионального проекта заключается в том, что он дал мне возможность решить выявленные проблемы, т. е. создать комплекс современных условий для формирования социальных компетенций, способствовать успешной социализации выпускников.

Основными путями решения проблем стали:

1. Подбор компетентностных форм и методов обучения.

2. Проблематизация содержания в контексте дальнейшей образовательной, профессиональной, жизненной траекторий выпускников с опорой на личный жизненный опыт старшеклассников.

3. Организация социальной практики для старшеклассников.

Стратегической целью проекта является создание условий для овладения старшеклассниками умения получать и критически осмысливать социальную информация, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

Задачи проекта заключались в стремлении:

1. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов.

2. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускника.

Условия реализации проекта.

а) Характеристика образовательной программы. В качестве УМК выбран комплекс под редакцией Л.Н.Боголюбова. Основанием для выбора послужило наличие авторской программ, методических пособий для учителя, рекомендованных учебников, контролирующих материалов.

Для укрепления учебно-методической базы при изучении разделов, содержание которых значительно расширено в новых стандартах и разделов, которые отсутствовали ранее, использую следующие учебные пособия: Гаджиев К.С. “Введение в политологию”, Гусев Д.А.,“Введение в философию”, Кравченко А.И. “Введение в социологию”, которые имеют соответствующие грифы и регулярно переиздаются.

б) Качество ресурсного обеспечения. Переход на реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета. Учебные занятия проводились: в кабинете истории №33, имеющим методическую и дидактическую библиотеку; в видеокабинете, оснащенном мультимедийным проектором, интерактивной доской, видеомагнитофоном, компьютером, подключением к сети Интернет, интегрированного информационного продукта “КМ-школа” (для развития культуры делового общения, закрепления навыка публичного выступления в кабинете установлена лекторская аудиторная кафедра); в кабинете информационных технологий №59, имеющим выход в Интернет, для проведения тренинговых занятий по подготовке к ЕГЭ.

На каждом уроке обществознания мною используются электронные образовательные ресурсы: иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы, электронные учебники, ресурсы Интернет (Приложение 1).

Пути решения педагогической проблемы.

Реализация педагогического проекта начинается с организации входящей диагностики. Мониторинг стартовых результатов старшеклассников проводился к концу первого месяца обучения в 10 классе и отражает педагогические наблюдения и перечень основных затруднений, которые испытывают обучающиеся, особенно, в области практического применения полученных ранее знаний.

Стартовую диагностику осуществляю и на начальном этапе обучения в 11 классе. За основу, как правило, беру тексты заданий к ЕГЭ. Такой выбор оправдан валидностью, апробированностью и дифференцирующей способностью контролирующих материалов. В соответствии с полученными стартовыми результатами вношу коррективы в организацию процесса преподавания предмета.

В целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса не менее 50% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности (Приложение 2). Для проведения текущей и промежуточной диагностики использую КИМы. Анализ их выполнения учениками дает мне информацию о типичных ошибках, допускаемых школьниками, позволяет провести методический анализ.

Социальные компетенции и дальнейшая социализация выпускника.

Одним из результатов педагогической деятельности в данном направлении является выбор выпускниками дальнейшей образовательной траектории, связанной с получением профессий социальной направленности.

Продвижение проекта в период 2005 – 2008 гг. позволило осуществить инновационные подходы к содержанию и организации образовательного процесса, то есть:

1. Обеспечить материально – технические, учебно-методические, организационные, информационные условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного образовательного процесса по предмету “Обществознание”;

2. Организовать поддержку преподавания предмета авторскими элективными курсами за счет использования часов школьного компонента;

3. Осуществить компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу;

4. Совершенствовать систему мониторинга индивидуальных образовательных результатов обучающихся;

5. Научить старшеклассников применять полученные знания на практике;

6. Расширить возможности успешной социализации путем эффективной подготовки выпускников к освоению программ высшего и специального образования, сознательному выбору жизненного профессионального пути.

Результаты реализации проекта.

Образовательный процесс, организованный в соответствии с профессиональным проектом, позволил достичь следующих результатов:

1. 80 % обучающихся вовлечены в различные виды социально значимой и проектной деятельности

2. В ОУ отсутствуют случаи девиантного и делинквентного поведения старшеклассников, о чем свидетельствует информации инспекции по делам несовершеннолетних округа.

3. Сформированы социальные компетенции. Все выпускники освоили образовательный стандарт в части В (умения) и С (действия), что продемонстрировала независимая экспертиза в форме ЕГЭ (2008 г.)

4. 100% обучающихся продолжили образование в ВУЗах, из них 81% выбрали профессии социальной направленности.

Литература для учителя и обучающихся

Учебники

1. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: учебник / под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 2008

2. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень: учебник / под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 2008

Учебные пособия и литература для обучающихся

3. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М., 2006

4. Гусев Д.А. Введение в философию: Учебное пособие для старших классов средних общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2001.

5. Кравченко А.И. Введение в социологию: 10-11-й кл. :Учебное пособие для общеобразоват. Учреждений / А.И.Кравченко. – М.: АСТ: Астрель. 2006.

6. Кашанина Т.В. Политология. 10-11 кл. : учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / Т.В.Кашанина, А.В. Кашанин. – Дрофа, 2007.

Контролирующие материалы

7. Единый государственный экзамен: Обществознание: Реальные варианты/ авт. – сост. О.А. К, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007- 2007. (Федеральный институт Федеральных измерений)

8. Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 / С.И.Козленко, И.В. Козленко. М.: Просвещение, 2008.

9. Обществознание: Практикум. Пособие для 10 кл. Для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.) / под ред Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

Методические рекомендации

10. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”. 10-11 кл.; пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М. 2001

11. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008.

Ресурсы Интернет в развитии социальных компетенций

  • Федеральный портал “Российское образование” http://www.edu.ru/
  • Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
  • Федеральный портал “Социально-гуманитарное и политологическое образование” http://window.edu.ru/
  • Президент России: официальный сайт www.kremlin.ru
  • Образовательные проекты компании “Кирилл и Мефодий”
  • Сеть творчески работающих учителей www.itn.ru/
  • Соционет: информационное пространство по общественных наукам
  • www.socionet.ru