Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛИ УРОКА:

  • учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
  • формировать навык правописания окончаний существительных;
  • отрабатывать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

На доске запись

Из реки Из избушки
По воде По комнате
На стекле На дереве
В степи В постели
  • Чем отличаются две группы слов?

(Ответы детей: в первом столбике имена существительные имеют ударные окончания, во втором – безударные окончания)

  • Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”

II. Чистописание.

а) Массаж рук.

б) Работа в тетради.

– Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

К кк КК ккк ККК ккккк

– Напишите, продолжив закономерность.

Кто долг… спит, тому денег не ск..пить.

– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

– Запишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

в) Запишите скороговорку.

Косарь Касьян косит косо,
Не скосить косарю
Касьяну покоса.

– Работа со скороговоркой

1) Хлопок в ладоши.
2) Ударяем правой ладонью по столу.
3) Хлопок в ладоши.
4) Ударяем левой ладонью по столу.
5) Хлопок в ладоши.
6) Ударяем обеими ладонями по столу.

III. Словарный диктант.

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. Подчёркивают орфограммы.

В жёлтом море корабль плывёт.
Он идёт, волну сечёт.
Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём он терял вес
И наконец совсем исчез. алендарь.)

Льётся речка – мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. оньки.)

Замените одним словом:

  • Огородное растение семейства крестоцветных, растущие обычно кочаном. апуста.)
  • Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. (Капюшон.)
  • Клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом. артофель.)
  • Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитом. арандаш.)

IV. Работа по теме урока.

а) Работа с двумя группами слов

Из реки Из избушки
По воде По комнате
На стекле На дереве
В степи В постели
  • Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют какие окончания? (Одинаковые. Ударные и безударные.)
  • Какое окончание вызывает трудность для написания? (Безударное.)

Эту проблему можно решить следующим образом.

Существует главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных: безударные окончания проверяй ударными в том же склонении, в том же падеже.

В каждом склонении “работают” слова – ключи

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Земля Конь Степь
Река Окно Печь
Вода    

Алгоритм. (Запиши порядок выполнения шагов)

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово. (Избушка – оконч.– а, 1 склонение)

2 шаг. Подбираю слово – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)

3 шаг. Если у слова – ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.

(Из реки – окончание ударное -и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)

Работая по алгоритму, ученики комментируют окончания в оставшихся именах существительных.

б) Работа по учебнику.

  • Чтение памятки на стр. 96.
  • Упражнение 184, стр. 96. (Задание: укажите падеж, склонение, выделите окончания)

в) Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.

Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы.

Имя сущ. Нач. форма Род Скл. Слово – ключ Оконч.
в тетрад ..
(где? в чём?) П.П.
в альбом…
из чашк..
в бан..
в океан…
у дорог..
по улиц..
тетрадь Ж.р. 3 скл Степь – в степи

г) Упражнение “Допишите окончания” (Работа по группам)

Ученики вписывают окончания существительных, указывают склонение и падеж.

Без дорог… По дорог….. У дорог….г...кончания существительных, указывают склонение и падеж.твительныхя?
От подруг…. К подруг…. За подруг…..
Возле речк…. От речк…. По речк…..
В магазин… За магазин…. О магазин…..
Об отдых…. О лет…. Об облак….
На цеп… О плет… На лошад….

V. Физкультминутка (под музыку).

У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук, тук. “Дверь открой.
Там в лесу охотник злой”
– Зайка, зайка забегай,
Лапу мне давай.

VI. Закрепление изученного.

1) Выборочное списывание.

Выпишите все существительные, которые встретились в словах песни, укажите падеж, склонение)

Например,

У оленя – у кого? (По вопросу и по предлогу указывают падеж существительного) Р.П.

Олень – он, мой – м.р.

Слово – ключ: Конь – у кого? У коня (ударное окончание , значит, у оленя пишу окончание я.)

2) Игра “Допиши окончания”

А теперь давайте поиграем.
Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул.
Вы тихонько подходите
И порядок наводите.

На доске запись.

На белой скатерт…. снегов видны следы рыс… От ёлк… к ёлк…. прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест..

  • Дети по очереди выходят к доске, дописывают окончания, доказывают. (Алгоритм)
  • Находят все орфограммы, подчёркивают, объясняют.

3) Письмо по памяти текста.

Подчёркивают орфограммы, выделяют окончания, указывают падеж и склонение имён существительных.

4) Творческая работа.

Составьте предложения на тему “ Любимое занятие”, используя в предложениях существительные в косвенных падежах.

Укажите склонение и падеж существительных, выделите окончания.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 187, стр.98.

VIII. Итог урока.

Как проверить безударное окончание имён существительных?

– Сделайте вывод об окончаниях существительных 1,2,3 склонения в Р.П., Д.П., П.П.