Однородные члены предложения. Режим дня. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Закрепить понятие "однородные члены предложения".
  • Уметь разбирать простое предложение с однородными членами.
  • Уметь ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но).
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдая режим дня.
  • Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения.

Оборудование:

  • Схемы предложений с однородными членами предложений.
  • Филворд.
  • Фонограмма танцевальной музыки для физминутки.
  • Учебник по русскому языку для 4 класса. Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

(Создание эмоционального настроя).

Девиз: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

2. Сообщение темы и целей урока. (3 мин.)

3. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

Чистописание с орфографической нагрузкой.

Слова: утро, обед, пробежка, причесать, умыть, зарядка, ванна, друзья.

  • В слове утро - найдите согласный, твёрдый, звонкий и непарный звук и запишите эту букву.
  • В слове обед - найдите и запишите ударный гласный звук в корне.
  • В слове пробежка - найдите парный согласный в корне.
  • В слове причесать -выделите безударный гласный в корне.
  • В слове умыть - найдите согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук и запишите эту букву.
  • В слове зарядка - найдите парный согласный в корне слова.
  • В слове ванна - найдите удвоенную согласную.
  • В слове друзья - найдите и запишите букву, обозначающую два звука.

А теперь соедините все буквы и прочитайте, что получилось.

Р + Е + Ж + И + М   Д + Н + Я = РЕЖИМ ДНЯ.

Продолжим минуту чистописания подобными словосочетаниями.

(Утренняя зарядка, ослепляющая улыбка, красивая осанка и.т.д.)

4. Повторяем то, что знаем. (6 мин.)

(Беседа по вопросам.)

- Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С интонацией перечисления).

- Как на письме они разделяются? (Запятой). А соединяются? (Интонацией и союзами)

- Когда ставится запятая между однородными членами предложения? Нарисуйте схемы чёрными маркерами на альбомных листах.( Взаимопроверка). Красными фломастерами ученики исправляют ошибки друг друга.

(У доски один ученик собирает из частей схемы предложений с однородными членами).

Подберите к каждой схеме предложение. Пронумеруйте схемы соответственно предложениям.

Человеку необходимы солнце, воздух и вода.

Всегда в одно и то же время надо вставать, ложится спать, делать уроки.

Нужно хорошо кушать, но не объедаться.

Сначала немного отдохни, а потом делай уроки.

Мыть с мылом надо и руки, и лицо, и шею.

Или фрукты, или овощи, или соки, обязательно должны быть в рационе школьника.

5. Физминутка.(3 мин.)

Буль, буль, буль - журчит из крана, -
Просыпаться нужно рано.
И в постели не лежать -
День зарядкой начинать.

Я - вода, вода, водица,
Приглашаю всех умыться,
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щёчки заалели:

Вы позавтракали вкусно?
Зубы вам почистить нужно,
В руку щёточку возьмём,
Зубной пасты нанесём.

И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
Сверху - вниз и справа - влево.
Снизу - вверх и снова влево.

Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучится с зубами,
Щётку водим мы кругами.

Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить дёсны можно:
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.

Нам понадобится кружка:
Улыбнитесь - ка друг дружке,
Поработали умело!
Наши зубки стали белы.

6. Формирование практических знаний, умений, навыков. (10 мин.)

Работа с текстом упражнения 3 на странице 56. Чтение и разбор задания.

К доске приглашаются ученики. Они списывают текст по предложениям, расставляя знаки препинания. Выделяют главные члены предложения, составляют схемы и дают характеристику каждому предложению.

Упражнение 3.

  1. Я люблю булку, плюшки, батоны и кекс! img2.gif (432 bytes)(Повествовательное, восклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами).
  2. Я люблю хлеб и торт, и пирожные, и пряники. . (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами).
  3. А ещё я люблю кильку, сайру, судака в маринаде и жареную картошку. . (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами).
  4. Я всей душой люблю мороженое. . (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
  5. Мишка выдохнул и замолчал. img5.gif (205 bytes). ( Повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространенное с однородными главными членами предложения).

7. Физминутка. (4 мин.)

Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовил я частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. . .(Дети хором.)

Навсегда запомните,
Милые друзья.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Запомните совет полезный,
Не стоит грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

8. Творческое задание. Филворд.(8 мин.)

Здесь спрятались словарные слова, которые относятся к теме "Режим дня".

Одно слово можно найти коллективно, для того чтобы дети поняли принцип работы.

"Спрятавшиеся" слова: завтрак, молоко, зарядка, стакан, бутерброд, гантели, восемь, ужин, обед, кисель, пожелание, посуда, язык.

Используя опорные слова и иллюстрации, придумайте рассказ на тему "Режим дня".

Примерный вариант рассказа.

Я встаю в 8 часов утра. Умываюсь, делаю зарядку с гантелями, убираю постель. Завтракаю: ем кашу, выпиваю стакан молока и съедаю бутерброд с сыром. Затем иду в школу. В школе я изучаю русский язык, математику, окружающий мир: Время в школе бежит очень быстро. Я иду домой. Отдыхаю, потом делаю уроки. Вечером приходит с работы мама. Она готовит вкусный ужин. Я ужинаю, помогаю маме убрать со стола. Мою посуду. Перед сном я люблю почитать. Я чищу зубы и ложусь спать в 10 часов.

Режим дня следует строго соблюдать: вовремя завтракать, обедать, ужинать, ложиться спать, гулять и отдыхать, внимательно слушать на уроках, чтобы не отставать по предметам.

9. Итог.(2 мин.)

  • Назовите тему сегодняшнего урока.
  • Какие знаки ставятся при однородных членах предложения?
  • О чём важном для здоровья человека мы сегодня с вами говорили?
  • Для чего нужно выполнять режим дня?

10. Домашнее задание. (2 мин.)

Учебник страница 56, подготовиться к словарному диктанту

11. Резерв.

Учитель. В заключение проведём игру "Это я, это я, это все мои друзья!"

Утром кто из вас встаёт
Лишь будильник запоёт?

Кто так крепко-крепко спит,
Хоть будильник и звенит?

Кто сам рано просыпается,
И зарядкой занимается?

Кто постель сам застилает,
Маме дома помогает?

Кто с утра лежит в постели
И встаёт он еле-еле?

Кто свой заданный урок
Приготовит точно в срок?

Кто уроки учит сам,
Не надеется на мам?

Кто гуляет допоздна,
А ведь спать давно пора?

Кто на улице гуляет,
Дружно, весело играет?

Дома, кто сидит всегда,
Не гуляет никогда?

Кто режим свой соблюдает,
Кончил дело - поиграет?