Как построить график функции y=f(x+m)+l, если известен график функции y=f(x)

Разделы: Математика


Цель урока:

  • выяснить как можно выполнять построение графиков не используя при этом больших табличных данных;
  • уметь строить графики функций в прямоугольной системе координат; развивать способности чтения графиков;
  • способствовать формированию у учащихся добросовестно относиться к выполняемой работе.

Оборудование: таблицы, шаблоны графиков функций, кодоскоп с пленками.

Ход урока

I. Организационно-психологический момент

Проверить готовность учащихся к уроку. Наличие чертежных принадлежностей.

II. Устная работа

1. Соотнесите данным функциям соответствующие построенные графики.

У=Х2

У=К/Х

У=|X|

У=√Х

2. Предложите (построить) кривую линию из данных линий и придумайте свое название данной кривой. Можно использовать различную терминологию и язык.

3. Индивидуальная работа по карточкам

 карточка №1 Построить графики функций в одной системе координат

у=4х2, у=4(х-1)2, у=4х2-1

 карточка №2 Построить графики функций в одной системе координат

у=4х2, у=4х2-5, у=4(х+2)2

 карточка №3 Построить графики функций в одной системе координат

у=4/(х+2), у=4/х, у=4/х -1

 карточка №4 Построить графики функций в одной системе коррдинат

у=4/х, у=4/х +2, у=4/(х+3)

II. Работа по теме

1) Класс делитcя на три группы.

Каждая группа получает свое задание:

1 группа. Построить график функции У=Х2

2 группа. Построить график функции У=3Х2

3 группа. Построить график функции У=(Х-2)2

4 группа. Построить график функции У=Х2-4

Можно ли совместить все эти преобразования в одно целое?

Постарайтесь сами проговорить все эти преобразования и сделайте схематическое построение графика. Сделаем вывод.

Теперь посмотрим через кодоскоп на экране данные преобразования графика. Проговорим и запишем правило построения графика У=К(Х+M)+L:

1. Определить график функции

2. Построить график основной функции

3. Выполнить преобразования У=Кf(X)

4. Выполнить преобразование У=Кf(X+M)

5. Выполнить преобразование У=Кf(X+M)+L

Проверим его правильность, сверив с записью в учебнике.

2) Работа в группах. Построить графики функций

у= -3/(х+2) -5

у=2/(х-3) -4

у=4/(х-1) +3

у=-2/(х+4)-1

После построения каждая группа показывает всем остальным свои графики, а те в свою очередь читают график – описывают, какие преобразования были выполнены.

III. Отработка навыков и умений

Выполнение заданий из учебника №29.3, 29.10,29.16,29.18(во всех номерах только а и б)

IV. Задания на повторение

Повторить формулы сокращенного умножения, выписать на доску формулы квадрата суммы и разности.

Заменить звездочки числами таким образом, чтобы равенства стали верными:

а2-2а * +b2=(a-*)2

x2+6x+*=(x+*)2

4u2-8uv+*=(2u-*)2

9- 2y*+*=(3-*)2

Выделить полный квадрат из трехчлена

х2-8х+14=(х2-2 4х+16)-16+14=(х-4)2-2

х2+6х+10=(х2+2 3х+9)-9+10=(х+3)2=1

V. Подведение итогов урока