Моя любимая игрушка – матрешка. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Организационная информация

Тема урока

 «Моя любимая игрушка – матрёшка» - выполнение эскиза игрушки-матрёшки на основе декоративно-переработанных цветов и листьев

(5 урок)

Предмет

 Изобразительное искусство

Класс

2 класс по программе «Изобразительное искусство В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной»

Автор урока (ФИО, должность)

 Воробьёва Любовь Леонидовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Образовательное учреждение

МОУ города Кургана «Лицей №12»

Методическая информация

Тип урока

Форма урока

Комбинированный

Урок-путешествие с цветиком-семицветиком

Цели урока

Познакомить детей с произведениями народных художественных промыслов: с матрёшками из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов-Майдана

Задачи

- формировать умения рисовать кистью декоративные цветы, ягоды и листья через практическую работу (приёмы рисования), умения различать матрёшки из Сергиева Посада, Семёнова, Полхов-Майдана через сравнительный анализ;

- развивать творческое воображение детей;

- воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- известные центры народных художественных ремёсел России по изготовлению матрёшки;

- элементы растительного узора, украшающего русскую матрёшку.

Уметь:

- выделять характерные особенности росписи матрёшки мастерами из разных центров

- рисовать кистью элементы узора русской матрёшки.

Интерактивные методы обучения

  • сравнение и анализ матрёшек из разных центров по материалам презентации
  • практическая работа (выполнение рисунка)
  • Необходимое оборудование и материалы

  • проектор, компьютер, на котором должна быть установлена версия Powe Point 2007 года (или программы совместимости Microsoft Office для использования ранних версий Excel, PowerPoint и Word для открытия и сохранения файлов в программах 2007 Office
  • Adobe Flash Player.
  • Карандаш, акварель, гуашь
  • Подробный конспект урока

    Мотивация учащихся

    Дети приглашаются в путешествие с девочкой Женей, познакомиться с первым чудом – матрёшками. Совершить чудо помогает цветик-семицветик.

    Дальнейшее путешествие их продолжится, когда они будут знакомиться с другими промыслами.

    Ход и содержание урока

    Слайд 1 (Приложение 1)

    Организационный момент. Целеполагание.

    Для урока необходима атмосфера доброжелательности, доверительности и открытости. Поэтому последовательность действий учителя на данном этапе урока должна быть следующей: орг.момент – создание контакта с обучающимися и нужной атмосферы – постановка целей – создание мотивации к уроку

    «Семь чудес» Первое чудо-МАТРЁШКИ

    Слайд 2-4

    Актуализация знаний

    - Вспомните сказку, в которой была девочка Женя.

    - Что помогало ей совершать чудеса?

    - Сегодня мы начинаем путешествие с девочкой Женей. Вот что с ней произошло.

    Однажды девочке Жене волшебница рассказала о семи чудесах и подарила цветик- семицветик, который исполняет все желания. Решила Женя отправиться в путешествие на поиски этих чудес.

    Слайд 5

    ЧУДО ПЕРВОЕ:

    Отгадайте загадку

    В этой молодице
    Прячутся сестрицы
    Каждая сестрица –
    Для меньшей темница.

    Слайд 6-9

    Изучение нового материала

    История русской матрёшки

    Шли матрёшки по дорожке
    Было их немножечко,
    Две Матрёны, три Матрёшки
    И ещё Матрёшечка.

    Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка. В руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное – это куколка с секретом.

    Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

    Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.

    Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца

    Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

    Первая русская матрёшка, расписанная художником Сергеем Малютиным

    Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

    - Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

    Матрёшки из Сергиева Пасада

    Я из Сергиева Пасада.Встрече с вами очень рада.
    Мне художниками дан яркий русский сарафан.
    Я имею с давних пор на переднике узор.
    Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

    Слайды 10-12

    До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи сергиево-посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

    Матрёшка семёновская

    Я из тихого зеленого городка Семёнова.
    Я в гости к вам пришла.
    Букет цветов садовых розовых, бардовых
    В подарок принесла.

    Слайды 13-15

    Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

    Матрёшки из Полховского Майдана

    А я, подружки, из Майдана.
    Могу я стать звездой экрана.
    Украшен мой наряд цветами
    С сияющими лепестками
    И ягодами разными,
    Спелыми и красными.

    Слайды 16-17

    Слайд 18

    Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

    Физминутка для глаз (Матрёшки)

    Как рождается матрёшка?

    Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

    Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

    Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

    Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...

    Слайды 19-20

    Как мастера расписывают матрёшку (флеш анимация)

    Шлифовка заготовки

    Обводка контура узора

    Прорисовывание фона

    Прорисовывание деталей

    Окончательная обводка

    Закрепление

    Узнай матрёшку по описанию

    Повторение видов матрёшек и их особенностей росписи

    Слайд 21

    Практическая работа

    - Сегодня вам, ребята, предстоит начать выполнение своей матрешки. А продолжим на следующем уроке. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.

    - Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

    Слайд 22

    Слайд 2

    Подведение итогов

    Понравилось вам путешествие с Женей?

    - Молодцы! Вы сегодня великолепно работали.

    Рефлексия деятельности на уроке

    - Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.

    - Матрёшка из какого центра изготовления Вам больше всего понравилась? Почему?

    В помощь учителю

    Использованные источники и литература

    Программа и методические рекомендации для 2 класса. Изобразительное искусство В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной;

    - Журнал «Начальная школа» №9-2002год, №5-2000года.

    - Интернет-ресурсы (указаны в презентации)