Поле чудес "Ученые-математики". Внеклассное мероприятие по математике для 8–9-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с краткой биографией ученых – математиков;
  • формировать познавательный интерес к математике через исторический материал.

Оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • барабан;
  • презентация.

Оформление: выставка рефератов учащихся; портреты ученых – математиков

Ход мероприятия

Презентация. (Слайд 1) В игре принимают участие 12 учащихся 8–9 классов, подготовившие рефераты об ученых – математиках.

Ведущий I. (Слайд 2) Сегодня мы собрались с вами на мероприятие, посвященное ученым – математикам. Участниками этой игры будут учащиеся, чьи рефераты, по мнению жюри, оказались лучшими. Нам нужно выбрать среди вас главного знатока истории математики. Для этого мы с вами поиграем. Не думайте, что вы уже взрослые, играть всегда полезно.

Добрый день, мои друзья!
На “Поле чудес” приглашаю вас я.

Ведущий II. (Слайд 3) Перед вами барабан, список призов, экран с заданиями.

Список призов.

Ручка шариковая   50 очков
Тетрадь   50 очков
Линейка   100 очков
Карандаш   100 очков
Фломастеры   200 очков
Вентилятор веер 300 очков
Подзарядное устройство шоколадка 300 очков
Часы игрушка 500 очков
Фотоаппарат игрушка 500 очков
Сотовый телефон игрушка 1000 очков
Компьютер калькулятор 1000 очков
Экскурсия по городу набор открыток 2000 очков
Суперприз: автомобиль торт  

Ведущий I: Перед тем, как мы пригласим первую тройку игроков в студию, я расскажу некоторые правила игры.
В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет кому-либо, показать свои артистические способности.
Если участник игры отгадывает подряд три буквы, то он имеет право на две шкатулки: одна – пустая, а в другой лежит шоколадка.
Если выпадает сектор “приз”, то вам предлагается два ящичка, а вы выбираете содержимое одного из них.

Ведущий II.

Первый тур мы начинаем
И успехов вам желаем!

Задание первой тройке. (Слайд 4)

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: “Отойди, не трогай моих чертежей!”?

Ответ. (Слайд 5) Архимед. Он родился в городе Сиракузы более 20 веков назад. Основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов. И сегодня известны спираль Архимеда, закон Архимеда, винт Архимеда.
А кто не знает его знаменитого восклицания “Эврика!”. По преданию ставшее крылатым восклицание, знаменующее торжество разума, подарил человечеству этот великий ученый.

Вопрос зрителям.
Назовите имя французского ученого, который изобрел метод координат (сообщение учащегося о Рене Декарте).

Ведущий I.

Второй тур мы начинаем,
Не знать трудностей вам желаем!

Задание второй тройке. (Слайд 6)

В 7 лет он пошел в школу. В это время в одной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, учитель предложил им сложить все числа от 1 до 100 включительно. Не успев отойти от них, он увидел, как один мальчик положил свою грифельную доску с записанным числом 5050 и – никаких вычислений. С сожалением учитель посмотрел на ученика: было ясно, что за такой срок он не смог бы сделать 99 сложений. Остальные ученики терпеливо складывали числа. Сбиваясь, стирали написанное и снова складывали.
Назовите имя будущего великого математика
.

Ответ. (Слайд 7) Немецкий математик XIX века Карл Гаусс – “король” математики. У него очень рано проявилось математическое дарование. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. Способности Гаусса в области счета всегда удивляли людей, которым доводилось с ним встречаться. В развитии этих способностей очень большую роль сыграли целеустремленность, трудолюбие и тщательность выполнения каждой работы, в том числе и чисто ученических упражнений.

Вопрос зрителям. Ученый-геометр, внесший свой вклад в развитие математики еще задолго до Евклида, уроженец города Милета, расположенного на берегу Эгейского моря. (Фалес.)

Ведущий II.

Третий тур мы начинаем
И не унывать мы вам желаем!

Задание третьей тройке. (Слайд 8)

Кто из математиков был на волосок от пламени на костре?

Ответ. (Слайд 9) Французский математик XVI века Франсуа Виет, основоположник буквенной символики. Его называют “отцом буквенной современной алгебры”.

Вопрос зрителям. Назовите имя первой женщины – математика? (Сообщение о Гипатии Александрийской (370–415)).

Ведущий I.

Четвертый тур мы начинаем
И удачи всем желаем!

Задание четвертой тройке. (Слайд10)

Кто является автором первого учебника геометрии?

Ответ. (Слайд 11) Евклид – древнегреческий геометр III век до н. э. В своих тринадцати книгах под названием “Начала” он систематизировал основные в то время геометрические знания.

Вопрос зрителям. Кого называли “добрым гением” Российской академии наук? (Сообщение учащегося о Леонардо Эйлере (1707–1783)).

Ведущий II.

Тур финальный начинаем
Скоро победителя игры узнаем!

Задание на финал. (Слайд 12)

Кто этот учёный, который создал свою геометрию, забыв включить пятый постулат Евклида?

Ответ. (Слайд 13) Николай Иванович Лобачевский, русский математик, всю свою жизнь посвятил беззаветному служению своей Родине. Замечательный профессор и ректор Казанского университета, создатель неевклидовой геометрии, в 1826 г. Он был разносторонне одаренным человеком. Им написаны фундаментальные работы не только в области геометрии, где он обессмертил свое имя, но и в области алгебры и математического анализа.

Вопрос зрителям. Назовите имя первой в мире женщины, занимавшей должность профессора университета, основанного в XI в. (Сообщение учащегося о Марии Гаэтана Аньези (1718–1799))

Задание на суперигру. (Слайд 14)

Великий математик, который в 1700 году Петром I был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы . Его сын на могильном камне написал, что “. . .отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом ..” Назовите фамилию этого математика.

(Можно назвать три любые буквы.)

Ответ. (Слайд 15) Леонтий Филиппович Магницкий – русский математик, педагог. 600-страничная "Арифметика" Л.Ф. Магницкого была "первым русским печатным учебником по математике и кораблевождению, предназначенным для учебных заведений и самообразования". Величайший русский ученый М.В. Ломоносов знал ее превосходно и называл “вратами своей учености”. До конца XVIII столетия эта книга была главным учебным пособием для воспитания российских инженеров и корабелов. Мало кто теперь знает, что уже перед началом Первой мировой войны "Арифметика" Магницкого была переиздана и успешно использовалась в учебном процессе.

Награждение победителя призами, соответствующими количеству набранных балов, суперприз достается всем участникам игры.

Использованная литература.

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе.– Ростов н./Д. .: Феникс, 2006.
  2. Приложение к газете “Первое сентября” (“Математика”) № 45 1999 г., № 39 2002 г., №4 5 2002 г.
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе VII–VIII класс. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1966.
  5. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5–6 класс – М.: НЦ ЭНАС, 2007.