Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение 1

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для “поддержания здоровья”, и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.

Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.

Выполнение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (молочные бутылки, “Радуга”, шишки, деревянные ложки) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса. Приложение 2

Для этого во всех группах детского сада имеются уголки, оборудованные самодельными спортивными снарядами, помогающими в коррекции осанки и плоскостопия. Дорожка для коррекции стопы выкладывается рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после дневного сна, проходят по ней один-два раза. Она состоит из нескольких ковриков: колких ковриков из синтетических материалов, которые сегодня модно класть перед входной дверью или в ванной комнате, коврика с нашитыми рядами пуговиц и коврика с нашитыми рядами пластиковых бутылочных крышек.

  • “Плетёная дорожка” дорожка сплетена из шнура способом макраме, колечки обвязаны пряжей и всё это пришито на лапы “осьминога”.
  • Тренажёр для развития стопы и тренировки чувства равновесия представляет собой деревянную доску. С лицевой стороны на доске нарисованы “следы” детской стопы, а с обратной -прикреплён круглый деревянный валик. Задача ребёнка, встающего на такой тренажёр, – попытаться удержать равновесие на качающейся доске.
  • “Мешочки с камешками” в полотняный мешочек насыпаны камешки – голыши.
  • “Коврики массажные” представляют собой коврики из ковролина, вязанные с шипами, с колечками, шариками; используются в виде дорожки и отдельно, на занятиях и в повседневной жизни, в том числе для упражнений после дневного сна.

Все эти пособия используются на занятиях. В водной части предлагается детям пройти по массажёрам, расположенным одиночно или дорожкой в одну или две параллельные линии. В общеразвивающие упражнения включаются отдельные упражнения с массажёрами (“Плетёная дорожка”; “Мешочки с камешками”). При выполнении основных движений поточным и групповым способом эти упражнения используются как промежуточные.

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием нестандартного оборудования у детей формируются двигательные навыки:

Приложение 3

  • “Дорожка – змейка” состоящая из поролоновых брусков, соединенных в виде ломаной линии; используется для развития ловкости, закрепления навыков равновесия, прыжков, лазанья;
  • “Дорожка – лесенка” представляет собой полосы из поролона, обшитые дерматином; используется для упражнений разных видов ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания.

Во время занятий с использованием нестандартного физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящие из разных модулей совершают множество движений. При этом они проявляют ловкость, выносливость быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость. Приложение 4 Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажёры. Приложение 5

“Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело” – утверждал Гиппократ.

К сожалению, у современных детей “с фундаментом” возникает всё больше проблем.

Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желёз, органов, которые не имели бы своего “представительства” на ней. Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятии по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить, босиком по разным поверхностям. И такую возможность предоставляет в частности, нехитрое изготовление “Осьминожки”, которое было разработано и изготовлено мной совместно со старшим воспитателем Рыбашлыковой Н.Г. И стало победителем (II место) в номинации “Тропинками здоровья” городского аукциона педагогических находок среди педагогов ДОУ “Игры поданных маленького королевства”, который проходит ежегодно в нашем городе. Оно используется для профилактики плоскостопия на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе. Приложение 6

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются с нетрадиционным физкультурно – игровым оборудованием. Для этого широко используется многофункциональное нестандартное оборудование “Жираф”, которое является финалистом городского аукциона педагогических находок “Игры поданных маленького королевство”. Приложение 7

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования нестандартного оборудования в подвижных играх и упражнениях (“Шатёр”, “Лапоточки”) для восприятия дошкольниками пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Приложение 8

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой.