Толерантность

Разделы: Внеклассная работа


Работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе, к товарищам, к представителям других народов и иных культур.

В настоящее время   все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

"Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - важнейший вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цели мероприятия:

- ознакомить учащихся с известными формулировками понятия “толерантность”; показать многоаспектность понятия;

- определить связь способности к толерантности с качеством отношений с другими людьми;

- укрепить личностное понимание толерантности учащимися;

- проведение входящего тестирования.

Сегодня мы поговорим о таком понятии, как “толерантность”. В разных культурах оно зависит от исторического опыта народа и не всегда однозначно. Читаем в Оксфордском словаре: “Толерантность-готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”. Французы считают, что это “…уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском языке быть толерантным, значит позволять проявлять великодушие в отношении других. В персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.

В русском языке толерантность и терпимость имеют сходное значение.

Для начала давайте проделаем следующие упражнения.

1. Упражнение “Чем мы похожи”: 5 мин.

Ученики сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из учеников на основе одного реального или воображаемого сходства: “Света, выйди ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос”. Света выходит и приглашает в круг еще кого-нибудь по другому признаку сходства. Все участники должны оказаться в кругу.

2. Упражнение “Комплименты”: 5 мин.

Ведущий бросает мяч одному участнику и называет его бесспорное достоинство или комплимент. Например: “Катя, у тебя прекрасная память”, или “Сергей, у тебя классные ботинки”. Хорошо продолжать эту игру до перехода комплиментов на качество личности. Проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Викторина для учащихся

Терпимое, уважительное отношение к окружающим людям, осознание того, что все мы разные, признание универсальных прав и свобод человека - это…

а) гуманность

б) толерантность

в) воспитанность

Дата празднования Международного дня толерантности

а) 12 декабря

б) 01 июня

в) 16 ноября

Какая организация ввела принципы толерантности?

а) ООН

б) ЮНЕСКО

в) НАТО

Выход из конфликтной ситуации путем взаимовыгодных уступок – это…

а) угодничество

б) слабоволие

в) компромисс

Верно ли данное утверждение? (Ответы “да” или “нет”)

1. Цивилизованные страны, как, например, Россия не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

2. Вид молодого человека с пирсингом и дредами неприятен для всех.

3. Несправедливо людей с темным цветом кожи ставить руководителями над белыми людьми.

4. Истоки современного терроризма следует искать в чуждой нам культуре.

5. Мы должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

6. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

7. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

8. Человека надо оценивать по моральным качествам, а не по национальности или вероисповеданию.

Обсуждение. Подведение итогов дискуссии

Вы толерантный человек, хорошо понимающий, что мир многолик и принимаете людей такими, какие они есть.

Вы имеете знания культуры толерантности, но вам иногда не хватает терпимого отношения к окружающим.

Чаще применяйте свои знания на практике.

Вам следует внимательнее относиться к окружающим людям, учиться жить в терпимости и согласии.

Тревога! Вам нужно срочно учиться любить жизнь, мир, людей. Прежде всего, полюбите себя самого.

3. Упражнение “Черты толерантной личности” 15 мин.

Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
    Подготовить бланки опросника для каждого участника

Черты толерантной личности

  Колонка А Колонка В
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию
------------ ------------

Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Ученики получают бланки опросника. Учитель объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “О” напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: “+” напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3—5 минут.

Затем учитель заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Ученики получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой.
  3. В итоге мы “собрали” понятие толерантности из следующих определений:

- отказ от причинения насилия и вреда,
- сотрудничество,
- доброта,
- любовь ко всему живому,
- великодушие, снисхождение, мягкость,
- сострадание,
- благосклонность,
- уважение права другого быть иным,
- терпимость к примирению,
- готовность мириться с чужим мнением,
- принятие другого таким, каков он есть…

Заключительная часть

- Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

- Представляется ли вам эта тема актуальной, почему?

- Удалось ли узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

- Хотелось бы ещё поговорить на эту тему?

Использованная литература

1. Рожков М.И., Байбородова Я.В., Воспитание толерантности у школьников. Ярославль 2005 г.

2. Ильченко Л.П., Некрасова Е.А., учимся толерантности. Москва 2007 г.

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинги. Москва 2007 г.