Восток и Греция после Александра Македонского

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и познакомить учащихся с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского; познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской.
  • Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение вести грамотные записи в тетрадях, формирование картографических навыков; формировать навыки работы в паре и самостоятельно.
  • Воспитывать уважение и интерес к Всемирной истории через историю Древнего Мира.

Оборудование: карта “Завоевания Александра Македонского в IV веке до нашей эры”, диск Древний мир, Мультимедиа проектор и доска. Раздаточный материал для актуализации знаний и на закрепление материала.

П л а н:

1. Организационный момент, цель
2. Актуализация знаний учащихся
3. Новая тема:

3.1. Возникновение новых государств
3.3. Александрия Египетская и ее достопримечательности

4. Закрепление
5. Домашнее задание
6. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент, цель

Постановка цели урока, проверка всех необходимых принадлежностей для урока.

2. Актуализация знаний учащихся

На предыдущем уроке мы проходили тему: “Александр Македонский и завоевание Востока”.

I. – Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?

– Чего хотела знать Персидской державы?
– Почему многие народы Персидской державы встречали Александра Македонского как освободителя?
– Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир?

II. – О чем говорят эти имена и названия:

1) Филипп
3) Фивы
5) Исс
7) Александрия Египетская
9) Антигон
Птолемей
Селевк
2) Аристотель
4) Граник
6) Дарий III
8) Букефал

III. – Соотнесите даты и события:

1) 336 г. до н.э.
2) 331 г. до н.э.
3) 334 г. до н.э.
4) 333 г. до н.э.
А) битва при Гавгамелах
Б) Александр становится царем Македонии
В) битва около города Исс
Г) начало похода в Малую Азию
Д) битва на реке Граник

IV. Задачи

1) Зная, что Александр в 336 году до н.э. стал царем Македонии, посчитайте, в каком году он родился, если в момент вступления на престол ему было 20 лет.
2) Сколько лет было Александру, когда он победил персов при Гавгамелах?
3) Сколько лет назад была битва при Гавгамелах?
4) Какое событие произошло раньше: битва на реке Граник или битва при Гавгамелах, на сколько лет раньше?

V. Еще одна задача:

Поэма Гомера “Илиада” сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение “Илиады” – хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр?

VI. Откуда пошла фраза: “Гордиев узел”? ( в городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми крепилось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако, он не растерялся: схватив меч, он одним ударом разбил узел пополам.)

– В 324 году до н.э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 года до нашей эры Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки. Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть застала всех врасплох. Александр не основал новой династии: два его сына – Александр и Геракл – ещё юными погибли в кровавых распрях. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: “Достойнейшему”.

– Что же было дальше с Востоком и Грецией мы сегодня с вами и узнаем.

3. Новая тема:

3.1. Возникновение новых государств

Тема нашего урока: Восток и Греция после Александра Македонского. (записали в тетрадь тему) СЛАЙД №27 карта.

– Правда, а что же происходило дальше?
– Может ли такое большое государство существовать без царя, почему?
– Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III века до нашей эры держава Александра Македонского распалась на множество государств.

Главными из них были:

1) царство Селевкидов (по имени Селевка, Бывшего телохранителя Ал. Македонского)
2) царство Птолемеев (тоже телохранитель Ал. Македонского), цари Египта (их звали Птолемеями) были самыми богатыми из правителей).
3) Македония
4) Пергам – на северо-западе Малой Азии (здесь разводили овец, научились обрабатывать кожу, делать её мягкой, гладкой, на ней можно было писать. Новый материал для письма назвали пергаменом (легенда о вывозе папируса из Египта). СЛАЙД № 39. Работа с учебником стр.225 последний абзац – столица Пергама. ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

3.2. Александрия Египетская и ее достопримечательности

– По данным некоторых исторических источников этих городов было основано от 20 до 30. Как назывались эти города? (Александрии).

Работа с планом Александрии по учебнику:

– Посмотрите на план, расположенный на странице 227.
– Какие объекты можно выделить на территории города Александрия?

Работа с историческим документом.

Страбон. География. XVII, 7-9

...В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, наполняет и озеро. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно проводят лето...

Весь город пересечен улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом.

В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней.

Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых.

Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника Мусея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем.

Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробе; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой...

Беседа по прочитанному:

– Существовал ли специальный план застройки города?
– Какие здания существовали в городе?
– Что такое Мусей?
– На какие средства жили ученые?
– Какая часть царского дворца называлась усыпальницей?

Физкультминутка

Сообщение ученика: Александрийская библиотека.

Дом муз – музей в Александрии – имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. Здесь хранилось до 500 000 книг. Здесь были книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинскиё, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки. Древняя книга вовсе походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор или (писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался длинный столбец. Были Книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо, держа сверток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер. Лотовая книга перевязывалась шнурком, и, если это была ценная книга, укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было картона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н.э. Что же такое пергамент? Это – тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очищали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, растягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пергамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота и этот материал, поэтому назывался пергамент. Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон такой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради. Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но потом поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем можно с двух сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пористый и очень легкий камень – пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) и снова писать на листе. Ученые могут особыми сложными способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке. Книга из пергамента тоже свертывалась в свиток. Много позднее стали сгибать вдвое или вчетверо лист пергамента и, получая, таким образом, тетрадь (от греч/ тетрадь – четверть, то есть одна четвертая листа), сшивали ее нитками. Получалась книга, сходная с нашей.

(Беседа по докладу):

– Сколько книг хранилось в библиотеке? – На чем сначала писали книги?– Как они собирались? – Что такое пергамент? – В наше время мы пользуемся старательной резинкой, а чем пользовались раньше? – На греческом языке это слово означает четверть, а что оно означает на русском языке?

– Из текста документа, прочитанного вами, скажите, что такое Мусей? (Это научные и учебные учреждения. Библиотека и место, где жили и работали ученые.) – С каким словом созвучно? Египетские цари покровительствовали ученым, приглашали их из разных стран. Коллектив ученых возник и в Александрии под руководством Птолемея I и назвал храмом Муз (по-гречески – Мусеем). Мусей создали для развития науки и искусства.

(Работа с учебником.) Чтение пункта 5 стр. 227-228.

– Где находился Мусей?
– Кто его организовал?
– Назовите ученых, которые работали в Мусее.
– Какую догадку высказал Аристарх?
– Кто автор сочинения “Начала”?
– О чем это сочинение?
– Что изобрел Архимед?
– Кем был Эратосфен?
– Почему не все ученые принимали приглашение египетских царей?

(Слайд – Фаросский маяк.)

Напротив Александрии находится остров Фарос. По распоряжению Птолемея I архитектор Сострат построил маяк. Маяк освещал путь плывущим ночью кораблям и указывал им вход в гавань. Остров соединили насыпанным перешейком с сушей. ИЛИ (Сообщение ученика о Фаросском маяке).

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Александрийский маяк – единственное из “семи чудес света”, которое несло не только архитектурную и эстетическую, но и практическую функцию. Маяк обеспечивал судам безопасное возвращение в Большую гавань. Это один из самых древних и известных на Земле маяков.

Всех, кто видел маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра. А в туман и непогоду женщина-автомат трубила в изогнутый золотой рог, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал. Александрийский маяк стоил огромных денег. Плиний писал: “Эта башня считалась одним из чудес света и стоила восемьсот талантов”. Восемьсот талантов – сумма, эквивалентная почти двадцати одной тонне чистого золота! Александрийский маяк находился на острове Фарос. Именно поэтому Александрийский маяк иногда еще называют Фаросским. (Связь названия маяка с его функцией оказалась такой прочной, что слово “Фарос” стало корнем слова “маяк” во многих языках – французском (“фар”), английском (“фэйрос”), итальянском и испанском (“фаро”) и даже русском (“фара”). Сегодня это мыс в пределах египетского города Александрия. Остров Фарос был известен уже во времена Гомера. Древнегреческий автор писал в своей легендарной поэме “Одиссея”:

На море шумно-широком находится остров, лежащий против Египта;
Его именуют там жители Фарос;
Он от брегов на таком расстоянье, какое удобно
В день с благовеющим ветром попутным корабль пробегает.
Пристань находится верная там, из которой большие, в море выходят суда.

После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр Македонский решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия. По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в александрийскую гавань. На восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье маяк, который стал носить имя острова. Фаросский маяк был построен в 280 году до н. Строительством руководил архитектор Сострат Книдский. Начав работу в 285 году до нашей эры, он всего за пять лет спроектировал и построил это исполинское сооружение. Свет маяка был виден на расстоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Предполагается, что источником света служил постоянно горевший большой костер. Топливо для костра доставлялось по винтообразной лестнице. При чем она была настолько пологой, что горючее везли ли на навьюченных ослах прямо на вершину маяка. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения, до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой – благодаря использованию прозрачных шлифованных камней-линз. Маяк представлял собой гигантскую трехъярусную башню высотой 135 м, стоявшую на огромном возвышении – подиуме. Подиум маяка служил крепостью, где располагались гарнизон, арсенал, склады с продовольствием, огромный резервуар с питьевой водой. Середину подиума занимал мощный фундамент, несущий огромную тяжесть маяка. С берегом остров был связан насыпной дамбой с мостами. Ее длина была семь стадиев (примерно 1,2 км), поэтому она так и именовалась – Гептастадий (семь по-гречески “гепта”). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 м. Средняя часть маяка – восьмигранная – была облицована плитами из белого мрамора. Стороны башни ориентировались по направлению восьми главных ветров. Высота восьмигранной части составляла около сорока пяти метров, а поперечник ее равнялся примерно восемнадцати метрам. Стены были прорезаны узкими окнами в рост человека, растесанными внутрь, служившими для освещения башни. Они же были и удобными бойницами для стрелков. Верхняя часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады – 8 колонн из розового полированного гранита несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона, держащего трезубец – скипетр подводного царства. Крыша Александрийского маяка была по углам украшена огромными статуями Тритона. А на южной стороне башни, обращенной к городу, находился вход в маяк, украшенный большими солнечными часами – гномоном. История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора – он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта. К сожалению, Александрийский маяк был разрушен почти до основания сильным землетрясением в мае 1100 г. А в средние века остатки подиума Александрийского маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей. Сейчас она превращена в египетский военный форт. В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у Крепости Султана, нашел две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. А в 1980 году группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка. Данные фарологических таблиц (фарология – наука об эксплуатации маяков) показывают, что на расстояние 60 км свет может послать сооружение, высота которого равняется 180,8 м! Таких размеров не имеет ни один маяк нового времени (высота самого высокого маяка Европы, расположенного в устье Гаронны, всего 59 м над уровнем моря). По одной из версий, Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

(Беседа по докладу):

– Что нового узнали из рассказа ученика?
– Какова была высота маяка?
– Для чего нужен был маяк?
– Каким образом огонь постоянно горел на верху маяка?

(Эллинизм – при условии наличия времени)

(Запись в тетрадях.) Период распространения греческого языка и культуры на завоеванных Ал. Македонским территориях называется ЭЛЛИНИЗМОМ.)

4. Закрепление

Давайте еще раз вспомним о чем говорили на уроке, повторим пройденный материал :

I. Разгадайте чайнворд “Александрийский маяк”

1. Остров, на котором был установлен Александрийский маяк.
2. Архитектор, построивший Александрийский маяк.
3. Материал для письма из кожи животных.
4. Знаменитое сочинение Евклида.
5. Спутник Земли, давший название воротам в Александрии.
6. Территория, которая входила в царство Селевкидов.
7. Архитектурное сооружение, гордость Пергама.
8. Ученый, занимавшийся в Мусе астрономическими наблюдениями.
9. Ученый изобретатель, некоторое время работавший в Мусее.

II. Расставьте в правильной последовательности события 4–1 веков до н.э., впишите в клетки соответствующие им буквы, и ты узнаешь имя знаменитого математика из Александрии Египетской, который, помимо прочих открытий, первым ввел буквенные обозначения в алгебру.

Н – Образование царств Селевкидов, Птолемея и Пергама.
О – Смерть Александра Македонского.
И – Основание Александрии Египетской.
Д – Убийство Филиппа Македонского.
Т – Деятельность знаменитых ученых Мусея.
А – Война за власть в империи между полководцами и родственниками Александра Македонского.
Ф – Захоронение тела Александра Македонского в Египте.

III. Задача

Слово “фара” произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова?

IV. Почему Александрийский Мусей и Музей наших дней называют одним и тем же словом? V) Текст с ошибками:

1) После смерти Александра Македонского в 320 году до нашей эры империей стал править его сын
2) Империя Македонского была поделена на 5 частей: самое большое из государств – царство Птолемеев. Второе по значимости государство – царство Македония.
3) Со временем значительным государством на северо-западной части Малой Азии стало царство Селевкидов, именно здесь был придуман новый материал для письма – пергамен.
4) Главной достопримечательностью столицы Пергама был Фаросский маяк
5) Александрия Египетская стала самым большим городом мира. Плана постройки города не было, поэтому улицы были узкие и кривые.
6) На острове Фарос архитектор Сострат построил библиотеку.
7) Птолемей I организовал для ученых храм Муз. Этот Мусей был создан для того, чтобы устраивать здесь экскурсии для всех желающих посмотреть картины.

VI. Загадка древних:

Строитель Александрийского маяка Сострат написал на его каменной стене: “Эту башню соорудил Сострат, друг царей, ради спасения мореходов”. Но эту надпись он спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой написал имя царя Египта – Птолемея. Почему Сострат так поступил? VII) Соотнесите название открытия или изобретения и имя ученого Музея, которому оно принадлежит:

1) Аристарх
2
2) Архимед
3
В) Евклид
4) Эратосфен
А) Создание учебника математики “Начала”
Б) Вычисление длины окружности земного шара
В) Открытие вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
Г) Изобретение винта для подъема воды
Д) Изобретение календаря, в котором год был разделен на 365 дней
Е) Разработка правил использования механизмов – рычага, болта, блока

VII. Что вы знаете об этих знаменитых местах и людях?

1.…мая.
2. “место, где обитают музы”.
3. Обсерватория.
4. Евклид.
5. Эратосфен.
6. Демосфен.

5. Домашнее задание Параграф 45, ответить на вопросы стр.229

6. Итог урока. Выставление оценок с комментарием.

Приложение 1. (По необходимости)

1. Кто сплотил греческое государство для борьбы с Македонией?

А) Демосфен
Б) Перикл
В) Солон

2. Куда совершил последний поход Александр Македонский?

А) в Египет
Б) в Среднюю Азию
В) в Индию

3. Город Финикии, оказавший сопротивление Александру Македонскому:

А) Александрия
Б) Тир
В) Пергам

4. Почему Александр Македонский смог разбить персов?

А) его армия была сильнее
Б) армия персов состояла из наемников
В) знать персов воевала между собой

5. Почему Александр Македонский решил взять город Тир?

А) в этом городе жил Герострат
Б) в этом городе жила возлюбленная Александра Македонского
В) Александр хотел обеспечить тыл перед походом в Египет.

Дополнительный материал (актуализация знаний):

I. В результате македонских завоеваний образовалась огромная ____________. Она простиралась от ___________ на западе, до ________ на востоке. Столицей ее стал город __________. Но ____________ продолжал мечтать о __________. В 323 году до нашей эры он _________, и созданное им государство _______ на _____ части: ____________________ в Европе, _________________ в Азии и __________ в Африке. Царями их стали _____________________________. Народы Западной Азии, освободившись от гнета __________, попали под гнет ___________.

II. – Как возникли эти крылатые выражения? – В каких случаях их употребляют в наши дни? (Разрубить гордиев узел.)

III. Битва при Херонее произошла:

а) 328 г. до н.э.
б) 338 г. до н.э.
в) 383 г. до н.э.

IV. Зная год смерти А. Македонского, подсчитай в каком году он родился. Великий полководец прожил всего 33 года.

V. Расположите в хронологической последовательности данные сражения:

а) сражение при Гранике
б) битва при Гавгамелах
в) битва при Иссе
г) осада и взятие г.Тир