Проблемы водопользования – глобальная проблема человечества

Разделы: География


Цель: обосновать проблему водопользования, как глобальную проблему человечества.

Задачи.

1. Изучить обеспеченность водными ресурсами регионов мира.

2. Выявить регионы, в которых существуют региональные конфликты водопользования.

3. Определить стратегию мирного решения “водного конфликта”.

УМК: учебник, географический атлас, карточки с индивидуальным заданием.

1 урок.
Водные ресурсы суши: проблема пресной воды

Ход урока

Вводное слово учителя о водных ресурсах планеты и проблемах водопользования. Приводит пример того, как водопользование может стать причиной ухудшения взаимоотношения между соседними странами на примере Сирии и Израиля, России, Казахстана, Китая.

Класс делится на группы, каждая группа получает задание, выполняя которое использует имеющиеся в их распоряжении все источники информации.

Задание 1 группы. Используя карты атласа, приведите примеры трансграничных рек в каждом регионе мира.

Задание 2 группы. Африка.

Водоснабжение Египта в очень большой степени зависит от соседних с ним государств. Его сельское хозяйство, большая часть промышленности и жизнь городов зависят от воды Нила.

Какие страны Африки могут создать проблему в водоснабжении экономики Египта. Каким образом?

Однако египетским властям удалось снизить водную зависимость от соседних стран. Объясните, каким способом?

Задание 3 группы. Центральная Азия.

Республика Таджикистан предполагает развивать свою экономику за счёт строительства гидроузлов в верховьях рек впадающих в Амударью. Это позволит республике стать независимым от поставок топлива из соседних стран. Создание ГЭС позволит не только полностью удовлетворить энергетические потребности Таджикистана, но и экспортировать электроэнергию в Афганистан и Пакистан. В подобном же положении находится и Киргизия, где располагается большинство истоков Сырдарьи.

Однако правительства Казахстана, Узбекистана и Туркмении высказываются против такого поворота развития экономики соседних стран. Объясните почему?

Появление, какой экологической проблемы повлечёт за собой строительство ГЭС в горах Таджикистана?

Задание 4 группы. Южная Азия.

Стремительный рост населения Индии и Пакистана сопровождается значительным уменьшением среднедушевого водообеспечения населения этих стран. Напряженные отношения между Индией и Пакистаном в значительной степени обусловлены спорами из-за раздела воды Инда и его притоков. Но к вооруженному конфликту споры по разделу водопользования пока не привели. Водообеспечение Пакистана возможно лишь при мирных взаимоотношениях с Индией. Индия и Пакистан сумели договориться о разделе вод Инда его притоков.

Каким образом Индии и Пакистану удалось найти решение водной проблемы и избежать военных конфликтов?

Почему Пакистан требует прекращения строительства гидроузлов на территории Индии?

Задание 5 группы. Юго-Западная Азия.

Водная проблема значительно осложняет взаимоотношения Сирии и Турции. Турки возвели на реке Евфрат ряд плотин с целью увеличения выработки электроэнергии и расширения орошаемых территорий.

Почему подобное развитие экономики Турции вызывает недовольство сирийского правительства?

Урок 2.
Проблемы водопользования –
глобальная проблема человечества
(Продолжение)

Ход урока

Группы представляют результаты своей работы. На представление отводится 2 минуты. Остальные группы внимательно слушают выступления своих одноклассников. Возникающие вопросы, записывают в тетради.

После выступлений учащиеся могут задать друг другу вопросы.

Учитель подводит итог работы учащихся.

Организует беседу используя вопросы:

1. Какая существует закономерность в размещении водообеспеченных и вододефицитных стран? Какие регионы мира являются наиболее взрывоопасными в этом отношении.

2. На территории Европы находится 71 международных речных водосборов. Почему в этом регионе не наблюдаются таких конфликтных споров как в Азии?

3. На бытовые нужды населения стран мира приходится всего 8-10% пресной воды. Почему же из-за нёё возникает столько проблем? (страдает экономика не только стран, где сельское хозяйство является основой экономики и существования населения, но и стран, которые являются экспортёрами сельскохозяйственного сырья, развивающие свою лёгкую и пищевую промышленность).

4. Каким образом водные и земельные ресурсы связаны между собой?

5. Назовите экологические проблемы, существующие и возникающие с ростом водопотребления?