Детский сад – школа социального развития ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Перестройка всех сфер жизни общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе.

На образовательные учреждения, в том числе и на дошкольные, в современных условиях возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в кризисе экономики, не в реформе политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы “НАША НОВАЯ ШКОЛА” обеспечивается формирование принципиально новой системы непрерывного образования, определяются пять основных направлений его развития, а вместе с тем стратегически важные задачи. Одним из ключевых механизмов образования, заложенных в проекте Президента РФ “Наша новая школа”, остается приоритетный национальный проект “Образование”. Таким образом, продолжается практика поддержки лучших учителей и талантливой молодежи, развитие инструментов поощрения воспитательной деятельности, активное использование современных образовательных технологий. Кроме того, получат развитие такие направления: как разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, обновление инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечение равных стартовых условий поступления детей в школу, создание условий для полноценного включения детей в образовательное пространство и их успешной социализации.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения обсудил инициативы и направления работы ДОУ в рамках проекта “Наша новая школа” и определил приоритетное направление в работе – социальное развития ребенка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Образовательная инициатива “Наша новая школа” важнейшими качествами личности видит инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения и уметь адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить эти основы.

Ведь социализация – это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использование их в окружающей среде.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие.

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

Современные нормативные акты провозгласили приоритет семьи в воспитании ребенка (в ст. 18 Закона РФ “Об образовании” говорится Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. …В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений). Семья создает личность ребенка, она проводник знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколений к поколению. А дошкольное учреждение выступает в роли активного партнера и помощника родителей. Концепция “Наша новая школа” предполагает, что современная школа, а значит, и дошкольное учреждение, должны тесно взаимодействовать с семьей, чтобы приходить в образовательное учреждение вместе с детьми стало интересно и взрослым.

Возрастание роли образования, которое наблюдается в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция ДОУ: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе.

По-нашему мнению, современный детский сад должен быть не столько транслятором знаний (подобно телевизору), сколько школой социального развития, в которой идет ежедневная вариативная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Это позволит нам превратить ДОУ “в себе”, в ДОУ “для себя” - детский сад, открытый всем жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием. И цель, которую мы ставим перед коллективом педагогов ДОУ, будет:

  • не напичкать детей огромным количеством знаний перед школой, а с помощью этих знаний заложить фундамент активной жизненной позиции каждого ребенка;
  • научить детей действовать в современном мире;
  • оказать социально-педагогическую поддержку, а именно - оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества.

Наша мечта – превратить детский сад в информационный, культурный, досуговый центр, основной отличительной чертой которого будет развивающий характер образования.

Дошкольная жизнь представляет собой систему самых разнообразных образовательных циклов, способов общения, видов деятельности, путей детского самопознания. Педагоги нашего ДОУ хорошо понимают возложенную на них важную социальную миссию “Научить ребенка жить в ладу с собой, с другими людьми, с окружающим миром”. Именно поэтому, наш детский сад стал местом, где ребенок получает возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.

Реализация этих задач осуществляется педагогами ДОУ через обеспечение образовательного процесса современным программно-методическим комплексом.

Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных комплексных и парциальных программах. Определены они и в образовательной программе нашего детского сада, в основе которой заложены рекомендации общеобразовательной программы “Детство”. Профессионализм и постоянный творческий поиск позволяет педагогам ДОУ активно внедрять современный вариативный комплект инновационных программ, технологий и методик, направленный на социальное развитие дошкольников. Сочетание программы “Детство” с рядом парциальных программ:

  • “Я - человек” (С.Козловой);
  • “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Р.Стеркиной, О. Князевой);
  • “Приобщение детей к основам русской народной культуры” (Маханева)

позволяет педагогам ДОУ в полной мере обеспечивать процесс социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Образовательной программой детского сада обозначены основные направления в работе по социальному развитию воспитанников:

  • создание в НДОУ социально-формирующей среды;
  • оррганизация общения (ребенок - взрослый, ребенок-ребенок);
  • организация игровой деятельности;
  • организация трудовой деятельности;
  • организация познавательной деятельности с акцентом профориентации;
  • патриотическое воспитание;
  • гражданское воспитание;
  • взаимодействие с семьей;
  • социальное партнерство.

Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. Обеспечить его успешную социализацию и гармоничное развитие помогает предметно-развивающая среда дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада № 247 ОАО “РЖД” сумел придать предметно-развивающей среде социально - формирующую направленность. При проектировании центров детской активности учитывались особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав групп, личностные характеристики. Так появились в группах интересные многофункциональные центры детской активности:

  • Центр краеведения “Я живу в России”;
  • Профориентационный центр “Юный железнодорожник”;
  • Интеллектуальный центр “В гостях у Почемучки”;
  • Центр искусства “Творческая мастерская”;
  • Центры сюжетно-ролевых игр;
  • Эколого-экспериментальный центр;
  • Центр речевого творчества “Речецветик”;
  • Центр по ОБЖ “Островок безопасности” и др.

Все элементы среды легко трансформируются при сохранении общей смысловой целостности. Зонирование, нестандартное оборудование, игры, дидактические пособия, изготовленные умелыми руками педагогов, позволяют одновременно включить детей в активную познавательно-творческую деятельность, в рамках которой происходит развитие социального опыта, формирование навыков общения. Центры детской активности задают определенные требования, которые оформлены в виде правил, но их свойства удивительны: они задают нормы деятельности в конкретном центре, обеспечивая становление у детей социально-значимых личностных качеств.

Общеизвестно, что роль Общения ребенка и взрослого в процессе социального развития огромна, так как взрослый является носителем знаний, сенсорных эталонов, правил поведения…

Взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения выстраивается на основе принципов диалогизации, проблематизации, индивидуализации и носит личностно - ориентированный характер. Педагоги нашего детского сада создают оптимальные условия для установления позитивно- эмоционального общения между детьми и взрослыми, прежде всего, через:

  • Проявление педагогами собственной инициативы в установлении партнерских эмоциональных контактов, как с детьми, так и между собой;
  • Поддержку и поощрение детской инициативы в общении со сверстниками и педагогами посредством организации проблемных ситуаций, способствующих совместным переживаниям, проявлению эмпатии;
  • Предоставление детям позитивной свободы (отсутствие излишней регламентации их жизнедеятельности, предоставление права выбора партнеров для совместной деятельности и т.п.);
  • Обеспечение ситуации успеха детям во время организованной и самостоятельной деятельности.

Большинство педагогов – значимые взрослые для воспитанников нашего детского сада, потому что их детские контакты отличаются большой степенью доверительности, близости и теплоты отношений. Наши наблюдения неоднократно свидетельствовали о том, что если значимый взрослый обеспечивает дошкольнику эмоциональное и информационное поле, то ребенок тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании.

Педагоги творчески подходят к реализации принципов педагогического воздействия, поэтому каждый ребенок ощущает на себе внимание воспитателя или специалиста, заинтересованность в его успешности, любовь, помощь и поддержку. В каждой группе существуют определенные традиции (утреннее приветствие, групповые ритуалы, коллективные творческие дела, читательский четверг, коммуникативные игры, день именинника, мини-вернисажи…).

Одним из основных составляющих социального развития ребенка является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками, так как для ребенка очень важно их внимание и сотрудничество, признание его достоинств. С целью решения данных задач в детском саду созданы условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействие между детьми разного пола и возраста, завоевание личностного статуса и возможность транслировать окружающим свой собственный опыт. Педагоги ДОУ используют широкий спектр средств и методов, обеспечивающих освоение положительного социального опыта и ценностных ориентаций. А именно: поисковые ситуации, ситуации непосредственной помощи, игровые упражнения, тематические и авторские детские выставки, презентации детских коллекций, творческие объединения детей из разных возрастных групп, совместные праздники, развлечения, межгрупповые проекты и пр.

Применение педагогами психологической методики “Школа добрых волшебников” (В.Холмогоровой) позволяет воспитателям совместно с педагогом-психологом создать в группах благоприятный эмоциональный климат, дает толчок к развитию партнерских отношений между сверстниками, сплачивает детский коллектив и в то же время раскрывает индивидуальные особенности детей.

Важным механизмом социального развития детей является ИГРА, как особая, специфическая для дошкольного возраста форма самоопределения ребенка. Ведь она обеспечивает вхождение ребенка в социальный мир – мир социальных и межличностных отношений и его непосредственное освоение (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной”. Я.Корчак

Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает “идеальную форму”, задающую образец – эталон будущей взрослости в понятной ребенку и доступной для подражания форме. Осваивая социальные роли, в процессе игры дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание правил взаимодействия, совершенствуют социальные навыки.

Педагоги ДОУ с целью расширения игрового опыта детей проводят тематические игровые дни, неделю игры, игры-погружения, внедряют игровые проекты, которые представляют собой длительные сюжетно-ролевые игры. Включение педагогов в детскую игру на правах партнера, умение профессионально решать задачи руководства ею с учетом способа организации игры в зависимости от возраста, позволяет получать высокие результаты. Для поддержки детской игры, педагоги вместе с детьми создают макеты, что способствует моделированию реалистических и вымышленных событий, активизации сюжетосложения и социальному развитию детей.

Государственная образовательная политика декларирует сегодня в качестве ведущей социальной ценности патриотизм как вершину социализации личности российского гражданина. С раннего возраста в детском саду организуется работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Данное направление в работе педагогов сопровождается девизом “Мы – россияне”. Ведь педагоги нашего детского сада понимают, что годы детства – это прежде всего воспитание сердца, а чувство любви к Родине формируется постепенно и вырастает из любви к близким, родному краю, осознанию причастности к судьбе родины. Творческой группой педагогов разработан долгосрочный проект “С чего начинается Родина”, который предусматривает познавательные маршруты для каждой возрастной группы. В рамках этого проекта параллельно включена работа по гражданскому воспитанию дошкольников, нацеленная на формирование у воспитанников активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни. Мы очень надеемся, что наши воспитанники вырастут достойными гражданами своей страны.

И конечно, кто-нибудь из них, в дальнейшем, выберет профессию железнодорожника. Потому, что в нашем детском саду созданы все условия для того, чтобы с ранних лет у детей были сформированы представления о важности и значимости труда железнодорожников. В рамках реализации программы ОАО “РЖД” “Молодёжь компании” педагогами детского сада развёрнута разноплановая работа по ранней профориентации дошкольников. Долгосрочный проект “Путешествие по железной дороге”, реализуемый в детском саду, позволил адаптировать информационно-познавательный материал к восприятию дошкольников, расширил детский кругозор, познакомил с трудом их родителей. Результатом реализации проекта стал новый социальный опыт, приобретённый нашими воспитанниками.

Решая стоящие задачи социального развития ребёнка, дошкольное учреждение широко использует потенциал социального партнёрства. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между социальными партнерами. Детский сад № 247 взаимодействует со многими социальными институтами: предприятиям ж.д. транспорта, Управлением образования и молодежной политики УГО, городским центром детского творчества, городским драматическим театром, УГПИ, ДК “Дружба”, с муниципальной СОШ № 130, МОУ- Гимназией № 133. Тесное взаимодействие установлено между Детским садом № 247 ОАО “РЖД и школой-интернатом № 29 ОАО “РЖД”. На протяжении уже 3-х лет проводится разноплановая работа по преемственности между нашими учреждениями. Обусловлено это еще и тем, что многие выпускники детского сада в дальнейшем становятся воспитанниками и учениками школы-интерната № 29 ОАО “РЖД”.

Переход в школу – качественно новый этап в развитии ребенка. Этот этап связан с изменением “социальной ситуации развития”, с личностными новообразованиями. Очень важно обеспечить социальную готовность детей к школьному обучению и принятию новой социальной роли “ученика”. Планом преемственности со школой-интернатом № 29 предусматривается работа по нескольким направлениям, а именно:

  • организационно-методическое;
  • социально-познавательное;
  • профориентационное;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • культурно-досуговое.

Аргументированный выбор форм сотрудничества между детским садом и школой (организация “уголка школьника” в подготовительной группе, педагогическая лаборатория, создание проекта для будущих школьников “Мы исследуем школу”, неделя преемственности “Школа и детский сад: лицом друг к другу”, совместные мероприятия по профориентации) способствует воспитанию положительного отношения к школе и обеспечивают более лёгкое течение адаптации к школьному обучению.

Как я уже говорила ранее, Концепция “Наша новая школа” предполагает, что современное дошкольное учреждение должно тесно взаимодействовать с семьей, чтобы приходить в образовательное учреждение вместе с детьми стало интересно и взрослым. Поэтому работе с родителями уделяется большое внимание в нашем дошкольном учреждении. В основе взаимодействия с семьей лежит сотрудничество, инициатором установления доверительных отношений с родителями выступают педагоги детского сада. Особенностью организации образовательного процесса в ДОУ является широкое включение в него родителей через:

  • Реализацию проекта “В детский сад – всей семьей” по безболезненной адаптации детей к условиям ДОУ;
  • Создание семейных творческих проектов (“Паровозик будущего”, “Жила-была сказка”, “Наш друг – светофор” и др.);
  • Участие родителей в игротеках;
  • Участие в организации и проведении различных выставок (“Наша железная дорога”, “Дары природы”, “Мой друг детства – мишка”, “Веселый светофор”, и др.), в познавательных занятиях “Встреча с интересным человеком”;
  • Участие в социально - ориентированных акциях (“Цветущий детский сад”, “Доброе сердце”, “Елка для друзей”, “Берегиня”, и др.)
  • Проведение психологических гостиных и обучающих тренингов, “круглых столов”;
  • Участие родителей в конкурсах, совместных праздниках, проводимых в ДОУ;
  • Педагогическое просвещение родителей (групповые встречи, конференции, консультации)

В работе с семьей также используются наглядные формы: стенды для информации, журналы, памятки, буклеты, тематические выставки детских и совместных с родителями работ, презентации работы ДОУ посредством слайд-шоу, видеопросмотров. Взаимодействие с родителями строится на основе анализа особенностей и возможностей семей воспитанников детского сада.

Педагоги обязательно предусматривают формы обратной связи, такие как анкетирование, интервьюирование, индивидуальные беседы, экспресс-опрос родителей. Именно они показали, что деятельность нашего дошкольного учреждения строится в соответствии с социальным заказом семей воспитанников детского сада, потребности родителей - работников предприятий ОАО “РЖД”, выявили высокий рейтинг детского сада на рынке образовательных услуг. Известность и популярность НДОУ “Детский сад № 247 ОАО “РЖД” привели к увеличению социального запроса среди работников предприятий железнодорожного транспорта ст. Уссурийск.

Таким образом, результатом проводимой в ДОУ работы по социальному развитию детей стало накопление ими разнообразного практического социального опыта. У наших выпускников в элементарном виде сформированы социально-ценностные ориентации, они более независимы и самостоятельны в своём поведении. Большинство из них не нуждаются в постоянной опеке и помощи старших. В привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Выпускники детского сада понимают сущность своего “Я” и осознают себя частью природы (Я - первооткрыватель), частью социума, частью окружающего мира (Я - личность, Я – живой организм), частью культуры (Я - созидатель, хранитель).

Показатели качества работы по социальному развитию определены нами по трем позициям:

1. С позиции педагога:

  • степень удовлетворенности трудом;
  • принятие себя и других;
  • гуманизация всех видов деятельности;
  • диалогичность общения;
  • стремление к профессиональному росту;
  • активная жизненная позиция.

2. С позиции ребенка:

  • снижение общей тревожности;
  • эмоционально-положительное отношение к себе, другим людям;
  • отсутствие частых конфликтов между детьми;
  • высокая продуктивная деятельность детей, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;
  • спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосом детей. Но, в то же время, он хорошо различим;
  • повышение самооценки;
  • собственная активность.

3. С позиции родителей:

  • удовлетворенность родителей образовательной услугой НДОУ;
  • стремление участвовать в образовательной деятельности НДОУ.

Наш детский сад помогает ребёнку понять и оценить своё “Я”, ведя его на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнёрства и общения, игры и познания к видению, различению, принятию и уважению индивидуальности каждого человека и воспитывая ценностное отношение ребёнка к окружающему его миру, мы воспитываем маленького человека ЧЕЛОВЕКОМ.