Профилактика употребления ПАВ

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления ПАВ.

Задачи:

  1. Изменение отношения детей к наркотикам.
  2. Умение сказать “Нет” наркотикам.
  3. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании.
  4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.

Введение (10 минут).

Здравствуйте ребята!

Не хочу я смириться с судьбой
И скажу всем девчонкам,
Мальчишкам: “Постой!
Эти игры со смертью
К беде приведут
И для жизни, для счастья
Ничего не дадут”.
И совет мой, наверное,
Очень простой,
Скажем дружное “НЕТ”
Этой смерти пустой.
Будет счастлив по-своему
Каждый из ВАС.
Чтоб костер этой жизни
Никогда не погас!”

1. “Знакомство в группе” (15 минут).

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представиться так, как они хотели бы назвать себя во время тренинга (для простоты запоминая легче сделать бейджики для всех участников, в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к постановленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

2. Принятие правил работы (20 минут).

Правила:

  • Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
  • Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
  • Критикуя – предлагай;
  • Не давать оценок другим участникам;
  • Вся личная информация, сообщенная, на тренинге является закрытой.

По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

3. Игра “Ассоциации” (30 минут).

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Материал: ручки и листы бумаги.

Даётся задание: назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – “наркотики”, “наркомания”, “зависимость”. После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

4. Мозговой штурм “Что такое зависимость?” (25 минут)

Ход упражнения: Участники самостоятельно определяют – что такое зависимость, и какие бывают виды зависимостей. Свои варианты записывают на стикерах. Затем все стикеры прикрепляются к флип-чарту и обобщаются в общее определение и существующие виды.

5. Оценка уровня информированности (30 минут).

Ведущий просит группу ответить на вопросы:

  • Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
  • Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  • Насколько опасна проблема наркомании среди подростков?
  • Среди ваших друзей есть токсикоманы?
  • Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
  • Как влияют наркотические вещества на здоровье?

Если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий предлагает высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы – участие всех каналов получения информации. Вырабатывание положительного личного опыта.

6. Игра “Спорные утверждения” (40 минут).

Цель: эта игра, кроме информирования. Даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Материалы: четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями, эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.

  • “Совершенно согласен”
  • “Согласен, но с оговорками”
  • “Совершенно не согласен”
  • “Не имею точного мнения”

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: “почему я считаю именно так”. Выслушав, мнение каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает свое мнение, после этого участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. Примеры спорных утверждений:

  • Наркомания и токсикомания – это преступление.
  • Легкие наркотики безвредны.
  • Наркотики повышают творческий потенциал.
  • Токсикомания это болезнь.
  • У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  • Наркомания и токсикомания излечима.
  • Многие подростки начинают употребление наркотики “за компанию”.
  • Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  • Наркоман может умереть от СПИДА.
  • Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  • По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  • Наркоман может умереть от передозировки.
  • Продажа наркотиков не преследуется законом.
  • Наркомания не излечима.
  • Наркоманы и токсикоманы это не люди.

7. “Сбрось усталость” (10 минут).

“Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость. Чуть-чуть осталось, повтори ещё”.

8. Просмотр фильма “Последнее вдыхание” (1.10 минут).

В фильме показаны наркоманы и токсикоманы во время “ломки”, короткое интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов, и обсуждение фильма.

9. Упражнение “Причины и последствия употребления ПАВ” (20 минут).

Ход упр.: Участники объединяются в 3-4 команды, каждая из которых готовит свои варианты причин употребления психоактивных веществ, а также последствия такого употребления. После, каждая команда предлагает свои варианты. Мнения групп обсуждается.

10. Ролевая игра “Семья” (15 минут).

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии для выхода.

Каждая равная по количеству игроков микро группа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. После чего каждая микро группа разыгрывает свою ситуацию, затем необходимо обсудить наиболее приемлемые способы решения проблемы.

11. Прием “Автоколебания тела” (10 минут).

Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное – искать приятный ритм и темп раскачивания.

12. Упражнение “10 заповедей здоровья” (20 мин)

Ход упражнения: Каждый из участников должен самостоятельно составить 10 собственных заповедей здоровья. После окончания работы из всего количества выбирается 10 наиболее точных, с которыми соглашаются все участники.

13. Упражнение “Символ жизни” (25 мин)

Ход упр.: участникам предлагается создать общий символ жизни нашей группы. Для этого на полу раскладывается большой лист бумаги, на котором уже есть центральная часть символа. Все участники оставляют на этом листе свои части символа, которые все вместе составляют общий символ жизни.

14. Подведение итогов (20 мин)

Все участники делятся между собой впечатлениями, “отправляют в почтовый ящик” свои впечатления и оправдавшиеся ожидания, а также недостатки проведенного тренинга.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
  • Повышение уровня развития умений и навыков:

– конструктивного общения между собой и со взрослыми;
– отстаивания и защиты своей точки зрения;
– осознанного и уверенного умения сказать “НЕТ”.

  • Учащиеся должны уметь:

– применять полученные знания на практике
– уметь говорить “НЕТ”;
– вести активный здоровый образ жизни.

  • Учащиеся должны знать:

– болезни, связанные с применением ПАВ;
– причины и последствия ПАВ;
– вредное влияние ПАВ на организм человека.

  • Учащиеся должны приобрести навык:

– работы в коллективе;
– Высказывания своих мыслей;
– Изучения научной литературы.

Список используемой литературы

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э.Ф. Вагнера и Х.Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006.
  2. Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других ПАВ среди детей и подростков. НКО Фонд Система профилактических программ. – М., 2003
  3. Профилактика зависимости от ПАВ (руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска) Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от ПАВ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. – М.: УНП ООН, 2008. – 64 с.