Своя игра "Строение атома"

Разделы: Физика, Химия, Внеклассная работа

Цель: осуществление межпредметных связей; развитие логического мышления и закрепление полученных на уроках знаний; создание атмосферы творчества, радости постижения истины, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие внимания, памяти.

Задачи: вовлечь в интересный мир физики, химии и биологии, развить дух здорового соперничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Время проведения игры: 45 минут

Количество участников: 9 человек (3 команды по 3 человека)

Предварительная подготовка

Приз, для команды победителей и утешительные призы для проигравших команд;

За неделю до турнира учащиеся каждого класса из параллели выбирают команду из 3 человек. Команда готовит оригинальное приветствие на 2-3 минуты, название, эмблему;

ХОД ИГРЫ

Организационный момент.

Приветствие команд.

Объявление условий игры: В игре один раунд, который длится около 30 минут; на раздумье 1 минута. Отвечает команда, капитан которой первой поднимет руку. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, которое отвечает цене вопроса, а также ей предоставляется право выбора следующего вопроса. В случае неправильного ответа, команда штрафуется на соответствующее число баллов, при этом другие команды получают возможность ответить на вопрос. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает ведущий. В игре побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Если у команд нет вопросов, мы начинаем игру!

Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно ответившая на общий вопрос за более короткое время.

Общий вопрос: Назовите металл Периодической системы химических элементов вызывающий "лихорадку" (золото)

Вопросы и ответы к викторине "Своя игра" по теме "Строение атома".

Тема вопроса Балл Вопрос Ответ
В честь ученых 10 Атом, по мысли этого ученого, очень похож на "пудинг с изюмом", где "каша" - положительно заряженное вещество атома, а электроны -" изюм" в ней. Джозеф Томсон
20 В 1986 году Анри Беккерель сделал очень важное открытие. В чем оно заключалось? Беккерель обнаружил, что уран самопроизвольно излучает ранее неизвестные невидимые лучи, названные впоследствии радиоактивным излучением.
30 Кто установил, что заряд ядра атома численно равен атомному номеру элемента в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева? Генри Мозли
40 Этот ученый открыл электрон. Его ученики часто вспоминали, что он любил повторять слова Максвелла о том, что никогда не следует отговаривать человека поставить задуманный эксперимент. Даже если он не найдет того, что ищет, он сможет открыть нечто иное и вынести для себя больше пользы, чем из тысячи дискуссий. Кто этот ученый? Джозеф Томсон
История открытия атома. 10 Какого древнегреческого философа считают основоположником атомистического учения? Демокрит (V-VI вв. до н.э.)
20 Какой опыт подтверждает сложность строения атома? Опыт Резерфорда по бомбардировке пластинки золота атомами гелия
30 Какие ученые и в каком году установили, что атом делим, состоит из ядра и движущихся вокруг него электронов? Эрнест Резерфорд, 1911 г.,

Нильс Бор, 1913 г.

40 Электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах всех химических элементов. Кто и когда ввел термин "электрон" (от греч. - янтарь)? Джордж Джонстон Стоней в 1874 году ввел термин "электрон" и рассчитал величину его заряда.
Строение атома. 10 К названию вещества, вызывающего отравление, добавьте название города Ро, расположенного в Северной Италии, и вы получите центральную, положительно заряженную часть атома. ядро
20 Какой атом химического элемента, отличающийся от другого атома того же элемента своей массой, "включает" город Ито, находящийся в Японии? изотоп
30 Что представляет собой атомная модель Э.Резерфорда? Атомы химических элементов имеют сложное внутреннее строение. В центре атома находится положительно заряженное ядро. Вокруг ядра постоянно движутся электроны.
В целом атом электронейтрален.
40 Объясните, почему планетарную модель строения атома, предложенную Резерфордом, называют нуклеарной. Почему протоны и нейтроны вместе называют нуклонами Нуклео - ядро.

Протоны и нейтроны входят в состав ядра атома

Атом и биология. 10 Изотопы некоторого элемента используют в медицине для облучения раковых опухолей. Укажите название элемента, число протонов и нейтронов в ядре. Кобальт, протонов 27, нейтронов 33
20 Изотоп кальция - 45 биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция - 45 ? - радиоактивно. Напишите реакцию.
30 Для подавления прорастания клубней картофеля и дезинсекции зерна применяют установки гамма - излучения, в которых используется изотоп цезия - 137. Максимальная энергия излучения при этом равна 0,66 МэВ. Определите ядро, образующееся при этой реакции. При гамма - излучении ядра цезия - 137 ядро переходит из возбужденного состояния в стационарное, то есть при этой реакции изменения ядра не произойдет и останется ядро цезия - 137.
40 При помощи "меченых атомов" советские ученые установили, что средняя скорость передвижения воды из корня по стволу и ветвям растений 4 мм/с. Уточните, как это было сделано и определите, за сколько времени после полива вода достигнет верхушки метрового комнатного растения В воду для полива добавили радиоактивный изотоп, например, калий - 42. По передвижению этого изотопа от корня к листьям и была определена скорость движения воды по стволу дерева. За 72 с вода переместится до верхушки комнатного растения.

Подведение итогов игры и награждение участников.

Список литературы:

1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.
  2. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. М.: Дрофа, 2005.
  3. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия. 9 класс. - М.: АСТ: Астрель, 2007. С 38-54.
  4. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.
  6. Щербакова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы, М.: Глобус, 2008.