Урок литературного чтения по теме «Басня И.А. Крылова "Мартышка и очки"»

Разделы: Начальная школа


Эпиграф к уроку.

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
(И.А. Крылов)

Цели: Обучающий аспект:
  • формирование языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся);
  • познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изученные ранее;
  • научить выделять мораль басни; объяснять ее смысл; предлагать свой вариант морали (поучения).

Развивающий аспект:

  • развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам;
  • развить речь, образное мышление.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;
  • воспитать умение согласовывать совместную деятельность учащихся друг с другом.
Тип урока Урок комплексного применения знаний
Структура урока Этапы урока: подготовительный, применение знаний, итог урока на рефлексивной основе, домашнее задание.

Формирование ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной, общекультурной.

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап. Подготовительный этап.

Задачи этапа:

Мобилизация детей к активной деятельности;

Проверка домашнего задания в форме конкурса выразительного чтения;

Формирование темы урока.

- Сегодня мы проведем конкурс выразительного чтения стихов, которые были заданы на дом.

- В жюри выберем тех детей, которые сами побеждали в конкурсах или за выразительное чтение получали оценку отлично.

- Это могут быть и многие другие дети класса. Но нам достаточно трех человек.

Учащиеся совестно с учителем выбирают трех представителей жюри.

Дети выразительно читают заданный на дом текст, жюри выставляет им оценки и комментирует их.

- У нас на доске представлена выставка книг из нашей библиотеки хорошо вам знакомого писателя. На доске представлена выставка книг. По названию каждой книги учащиеся вспоминают автора.
- Вы догадались, о ком пойдет сегодня речь на нашем уроке? - И.А. Крылов
- Какое произведение писателя вам уже известно? (слайд 2) - "Стрекоза и муравей"
- К какому литературному жанру относится это произведение? - Басня
- Крылов написал много басен. И вы их можете прочитать, взяв книги в библиотеке. На доске открывается список басен И.А. Крылова, для возможного чтения детей. Учащиеся знакомятся с ним.
II этап. Применение знаний.

Задачи этапа.

Настроится на эмоциональное восприятие басни;

Вспомнить основные характеристики басни;

Изучить новые трудные слова;

Попробовать самостоятельно выявить мораль басни.

- Давайте вспомним, какие характерные признаки есть у басни?

- Чем она отличается от рассказа, сказки или стихотворения?

Дети вспоминают определение басни.

Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость. (слайд 3)

- Какие действующие лица обычно присутствуют в баснях? - В баснях обычно действуют животные, в которых не сложно узнать людей.
- Басня начинается и заканчивается моралью.

Мораль - вывод, поучение, где объясняется смысл басни. (слайд 4)

Дети знакомятся с определением морали.
- Рассмотрите портрет И.А. Крылова. (слайд 5)

- Как выглядит этот баснописец?

- Какое у него выражение лица?

- Какой взгляд?

Дети отвечают:

- Выражение лица доброе.

- Взгляд лукавый, глаза умные.

Подготовленный заранее ученик рассказывает об этом великом баснописце. Эмоциональный рассказ ученика.
- Итак, я приглашаю вас совершить еще одно маленькое путешествие в мир иронии и аллегории, мир олицетворения и морали - в мир басни.

- Трудные слова и редко нами употребляются. Но что они обозначают?

- Откройте толковые словари у вас на партах и прочтите определение этих слов.

Дети читают определения трудных слов и выписывают их в свои тетради.
- Ребята, если бы вам надо было высмеять такой человеческий недостаток как подражание окружающим; слепое, бездумное повторение поведения, каких животных вы бы выбрали для своей басни? Дети отвечают: обезьяна, попугай и т.д.
- Откройте учебник страница 134. (слайд 1). Сегодня мы знакомимся с новой басней И.А. Крылова "Мартышка и очки".

- Не читая басни, рассмотрите иллюстрацию.

Прогнозирование событий. (слайд 6)

- Что делает мартышка?

- Почему она разбила все очки?

- Как вы думаете, какой будет мораль?

- Сформулируйте своими словами.

Дети анализируют иллюстрацию к басне.
- Давайте прослушаем басню в исполнении народного артиста России Валентина Гафта. Дети прослушивают аудиозапись басни.
Словарно-лексическая работа.

- Какие слова вызвали у вас затруднение?

- Кто их попробует объяснить?

Мартышка - маленькая обезьянка.

Дюжина - 12.

Темя - верхняя часть головы.

Нанизать - надеть подряд на нитку.

Невежда - необразованный человек.

- Смогли ли мы предугадать содержание басни?

- Прочитайте басню про себя.

- Смогли.
- В каких словах выражена главная мысль басни? "Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее ещё и гонит."
III этап. Итог урока на рефлексивной основе.

Задачи этапа.

Провести рефлексию;

Проверить понимание морали и идеи произведения;

Развить умение делать выводы.

- Как вы понимаете мораль басни? - Не зная как пользоваться вещью, неграмотный человек ее отвергает.
- Какие могут быть жизненные ситуации похожие на эту? - Человек борется против компьютера, если не умеет им грамотно пользоваться.
- Какие слова - части речи употребляет баснописец чаще всего? Для чего? - Глаголы. Они показывают, как ведут себя герои.
- Какой вид текста получается, если в нем присутствует много глаголов? - Получается рассказ - повествование, а не описание.
-Как вы думаете, зачем автор использует именно этот вид текста? - Такой текс интереснее и его легче запоминать.
IV этап. Домашнее задание.

Задачи этапа.

Научится выразительно читать басни;

Развивать навык выделения морали и выражения своих мыслей, через ее обоснование.

Выразительное чтение басни, определение морали и ее объяснение.  

Приложение.