Урок-практикум "Поиски идеального общества"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: подвести учащихся к пониманию того, что ответ на основной вопрос темы лежит в основе изучения опыта ведущих просветителей исторических эпох и анализе исторической действительности.

Задачи:

  • Продолжить работу над изучением первоисточников.
  • Воспитывать умение задуматься над каждой точкой зрения, получившей признание времени и высказанной входе обучающей дискуссией.

Оснащение:

  • Картина: “Собственность – кража?”.
  • Высказывания мыслителей разных эпох.
  • Конспекты.
  • Вопросы – задания.

Подготовка к практикуму.

  1. Лекция: Общества и его типы.
  2. Конкурсный выбор тем:

1. Платон: Три гражданских сословия.
2. Аристотель: “Политика”.
3. Франческо Петрарка. Муки рождения идеала.
4. Гуманистические идеи Данте и Джордано Бруно.
5. Вольтер о роли просвещения для улучшения устройства государства и общества.
6. Ш. Монтескье о гуманистических началах в отношениях между государствами.
7. Жан Жак Руссо о верховной власти народа, принципах справедливого устройства государства и общества.
8. Идеи И. Канта о вечном мире между государствами как победе разума человечества.
9. Гегель. Нравственность как движущая сила политических, правовых, экономических отношений.
10.Т. Кампанелла. “Город солнца”.
11. Идеи А.И. Герцена. Пути и средства переустройства общества.
12. Н.Г. Чернышевский и его идеи коренного переустройства общества на коллективных началах.
13. Л.Н. Толстой. Призыв к самосовершенствованию.
14. Ф.М. Достоевский. Признание абсолютной ценности человека.
15.А.Д. Сахаров. Гражданский подвиг.

Ход урока

Эпиграф:

Кто умеет довольствоваться малым, тот богат.
К. Гольдони.

Вводная беседа. Потребности человека и логика истории.

Цели и мотивы развития общества и отдельного человека никогда не совпадают полностью, как не совпадают личный, групповой и общественный интересы. Между ними всегда есть “зазор” – неудовлетворенная потребность, которую человек стремиться устранить, развивая свои способности.

Удовлетворенность человека можно представить в виде дроби, в числителе которой – то, что он хотел бы иметь. Эта дробь всегда меньше единицы, ибо желания человека идут впереди его возможностей.

1) Заслушивается сообщение: Платон. Три гражданских сословия.
Точка зрения: “… Никто не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда – и на войне и в мирное время – надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям”.
Учащиеся обсуждают, заносят свое мнение в конспект, делают вывод.

2) Заслушивается сообщение: Аристотель. Политика.
На доске: Мнение Аристотеля:
“Люди забоятся о том, что принадлежит им, менее заботятся они о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого”.
Учащиеся во время заслушивания делают записи, насколько приемлемы выводы философа (положительное и отрицательное). Затем делают вывод и высказывают свои мнения.

3) Заслушивается сообщение Франческо Петрарка. Муки рождения идеала.
Точка зрения: если воспользоваться фейербаховским представлением идеала как “морально высшего”, то вся история развернется перед нами как постоянное развитие и возвышение морали, состоящей из идеала справедливости.
Учащиеся обсуждают и делают выводы.

4) Заслушивается сообщение. Т. Кампанелла. Город солнца.
Точка зрения. Особый этап в движении человеческой мысли к идеалу справедливости развитию утопических теорий. В 1516 году появляется трактат Т.Мора “Утопия” по имени вымышленного им острова счастья, где ликвидирована не только частная, но и личная собственность, где “все принадлежит всем”. И хотя ни у кого ничего нет, все, однако же, богаты.
Учащиеся обсуждают идею создания коммунистической общины, где не люди “служат вещам”, а вещи служат им. Но! Руководство такой общиной Т. Кампанелла. отдавал в руки жрецам.
В ходе дискуссии учащиеся делают выводы.

5) Заслушивается сообщение. Вольтер о роли просвещения для улучшения устройства государства и общества.
Точка зрения. Я не разделяю Ваших убеждений, но отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать.
Обсуждение. Уже в средние века появились просветители, ограничивающие власть церкви. Идеальное государство рисовали как “просвещенную монархию”, где образован король все его подданные, существует гармония их интересов.
Вывод. Такая теория впервые делала народ субъектом, движущим историю. Идеи Вольтера оказали большое воздействие на характер Великой французской революции, а XVIII век было принято называть “веком Вольтера”.

6) Заслушивание сообщений. Были ли утописты на Руси?
Учащиеся обсуждают идеи М.М. Щербатова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского
Точка зрения.

– Утопии часто оказываются лишь преждевременно высказанными истинами.
А. Ламартин

– Опыт Р. Оуэна увлек всех. Ни один государственный человек, ни один ученный не уезжал из Англии, не заехав к Оуэну. Толпы народа заполняли залы, где он читал свои лекции.
Из воспоминаний Герцена.

Вывод. Утопические идеи всегда имеют в своей основе высокие и благородные общественные цели социальной справедливости, роста благосостояния и возможностей для свободного развития каждого человека. Однако, будучи оторванными от реальной жизни, все они предлагали революционный характер переустройства общества, обрекая его на страдания и жертвы.

7) А.Д. Сахаров. Гражданский подвиг.

Точка зрения. Насилию нечем прикрыться кроме лжи, а лжи нечем удержаться кроме как насилием.
А. Солженицын

Учащиеся обсуждают, делают выводы.
На основании обсуждений учащиеся подходят к главному выводу урока: Идеальное общество как горизонт, идти к которому необходимо. Поиск его продолжается...

В конце практикума подводятся итоги, оценивается работа по направлениям и каждого учащегося. Учитель высказывает пожелания, ставит оценки, определяет домашнее задание.

Домашнее задание. Написать эссе на тему: “Идеальное государство. Каким я его представляю”.

Вопросы для размышления.
– Почему не удались социалистические эксперименты?
– Неизбежно ли насилие в обществе?
– Может ли царь править республикой?
– В чем жестокосердность демократии?

Приложение.