Подводный мир

Разделы: Начальная школа


Тема программы: Работа с различным материалом

Тема урока: Аппликация "Подводный мир" 1 класс.

Компонентный:

а) понятийный:

  • новые:
  • опорные: разобрать аппликацию, эстетично расположить её детали, украсить ракушками, водорослями;

б) приёмы работы:

  • новые: умение продумать последовательность расположения элементов аппликации;
  • опорные: работа с различным материалом, вырезание, наклеивание деталей на картон, работа с технологической картой;

Технико-технологический: готовая работа, ножницы, клей, специальные обои с изображением подводного мира, цветной картон, камешки, ракушки;

Организационно-экономический: организация рабочего места, безопасность при работе с ножницами, правильное освещение, физминутка;

Логический: выбор варианта изделия из предложенных, выбор цвета основы (картона), развитие наблюдательности, умение применять ранее полученные знания в наклеивании и вырезании деталей, необходимых для аппликации;

Психологический: объём работы

для "слабых" детей для "сильных" детей
Из заранее вырезанных деталей расположить и наклеить на основу. Вырезать необходимые детали, приклеить их и природный материал на картон. Украсить самостоятельно работу.

Воспитательный: воспитывать аккуратность, самостоятельность, эстетичность, трудолюбие, умение радоваться красоте;

Программное содержание.

Тип урока: Совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок теоретической и практической работы.

Цели урока:

  • образовательная: учить вырезать детали ровно, без зубчиков; аккуратно наклеивать их на основу.
  • развивающая: развивать умения сравнивать, анализировать, развивать дизайнерские способности детей.
  • воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, самостоятельность.

Словарная работа: аппликация.

Методические приёмы: объяснение, художественное слово, физминутка, самостоятельная работа.

Материал: образец готовой работы, раздаточный материал (обои, ракушки, цветные камешки), цветной картон, ножницы, клей.

Предшествующая работа: беседа с детьми о подводном мире.

Об аппликации.

Аппликация в переводе с латинского означает "прикладывание". Один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов. Объединенных сходством техники выполнения.

Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями: ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются: тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительных целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных костюмов оформление стенгазет, стендов, выставок, классы) но и в создании картин, панно. Основными признаками аппликации является силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образца, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок). Сюжетной, отображающей совокупность действий.

Ход урока

1. Орг.момент.

Учитель:

- Сегодня мы наш урок проведём в морском царстве.

2. Актуализация опорных знаний.

Задачи этапа:

  • Напомнить детям, что такое аппликация
  • Рассказать о пользе различного материала

Учитель:

- Каких морских животных вы знаете?

Дети:

- Рыбки, лягушки, черепаха.

Учитель:

- Рыбами называют животных, постоянно живущих в воде и передвигающихся с помощью плавников. Рыбы живут, как в пресной, так и в солёной воде. Некоторые из них выдерживают температуру минус 1-15 градусов. Другие предпочитают жить в тёплой воде. Тело рыб может иметь самую разнообразную форму. У самых быстроходных - острое и торпедообразное тело, а главный двигатель - хвост. Змеевидные рыбы, вроде угрей, передвигаются за счёт волнообразных движений своего тела.

Окраска рыб весьма разнообразна. Единственное, что характерно для всех, - тёмная спина, которая, если смотреть на неё сверху, не видна на фоне океанских глубин или тёмного дна, и светлое брюхо, делающее рыбу незаметной, когда на неё смотрят снизу (показ различных видов рыб). Особенно ярко окрашены мелководные рыбы, живущие на коралловых рифах.

3. Формирование новых знаний.

Задача: показать два способа создания аппликации.

Учитель:

- Сегодня на уроке, каждый из вас сделает свой подводный мир, такой, какой его представляет.

- Какими способами можно создать подводный мир?

Дети:

- Можно нарисовать, сделать аппликацию, сфотографировать.

Учитель:

- Давайте вспомним, что такое аппликация?

Дети:

- Это приклеивание деталей на основу

Учитель:

- Правильно, слово аппликация (от латинского слова "applicatio" - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон:

Учитель:

- Рассмотрите рыбок. Скажите, бумага каких цветов нам понадобится?

Дети:

- (ответы детей)

Учитель:

- Вспомните, пожалуйста, какие цвета называются тёплыми, а какие - холодными?

Дети:

- (ответы детей)

Учитель:

- Выполните работу либо в тёплых тонах, либо в холодных. Так будет эстетично.

Учитель:

- Выставляет образец на доску, раздаёт готовый раздаточный материал, нацеливает на эстетичное расположение деталей.

4. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину расслабить).
Больше спать не захотел (встать из-за парты).
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками).
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев).

5. Применение новых знаний.

Задачи этапа:

  • организовать самостоятельную и практическую работу.
  • наблюдать и оказывать помощь
  • совместное обсуждение выполненных работ
  • подведение итогов

Содержание практической работы.

  • "Слабые" дети: получают вырезанные готовые детали, раскрашенные камешки, наклеивают на картон все детали;
  • "Сильные" дети: вырезают из обоев рыбок, водоросли и др., приклеивают их и природный материал на основу, самостоятельно украшают работу;

6. Выставка и обсуждение выполненных работ. Итог урока.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Что вы сегодня выполняли на уроке?