Урок математики в 6-м классе по теме "Решение текстовых задач"

Разделы: Математика


ЦЕЛИ:

  • Систематизация знаний обучающихся, их навыков решения текстовых задач, подготовка к изучению темы "Пропорция"
  • Развитее мышления и речи обучающихся;
  • Формирование у учащихся представлений о богатстве культурно-исторического наследия человечества.

Тип урока: урок решения задач.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

Сколько комаров налетело за сутки? Решение: 1+2+3+:+23+24 = (1+24)*12 =300

(использовать метод 10-летнего Карла Гаусса:

  • разбить все слагаемые на пары - первое с последним, второе с предпоследним:;
  • найти сумму каждой пары слагаемых;
  • результат умножить на число пар.

2. Актуализация опорных знаний.

Повторим, как связаны с соответствующими арифметическими операциями отношения "больше на..", "меньше на:", "больше в:", "меньше в:", слова "всего", "вместе", "осталось поровну" и т.п.

(работа с задачами, которые предложены на карточка №1)

Повторение связи соответствующих арифметических операций и отношений "больше на..", "меньше на:"

  • прочитайте задачу №1, кто желает оформить её краткую запись на доске и решить задачу?
  • прочитайте задачу №4, кто желает оформить её краткую запись на доске и решить задачу?

С классом - №2 (использовать карточки с числами для прикрепления к доске и устного решения)

по схеме придумайте условие задачи ( Задумали число, увеличили его на 120, результат уменьшили на 49. Получили 200. Найдите задуманное число.) и решите её.

Проверить решение задачи №1, №4.

Решение в тетрадях и на доске задачи №5.

Повторение связи соответствующих арифметических операций и отношений "больше в:", "меньше в:", слов "всего", "вместе", "осталось поровну".

Устно - №6, №7.

Решение задач №8, №9, №10.

3. Мотивация учебной деятельности.

Текстовые задачи встречаются даже на глиняных табличках Древнего Вавилона и других древних письменных источниках, познакомимся с разнообразными приёмами рассуждений, которые применялись раньше при их решении.

4. Решение задач.

Карточка №2. Старинные задачи.

Повторение способов решения задач "на части" - научиться принимать подходящую величину за 1 часть., определять сколько таких частей приходится на другую величину, на их сумму (разность), затем получать ответ на вопрос задачи.

Карточка №3. Задачи "на части"

Решение задач с коллективным обсуждением. К каждой задаче делаем схематический рисунок, чтобы легче уяснить взаимосвязь между величинами, выраженными двояко: в частях и в граммах (в рублях и т.п.); определить, сколько граммов (рублей и т.п.) приходится на 1 часть.

Задача С.А.Рачинского.

Проверим решение второй задачи из домашнего задания:

В будущем (1892) году думаю провести в Петербурге столько минут, сколько часов проведу в деревне. Сколько времени я проведу в Петербурге?

5. Самостоятельная работа обучающего характера.

(работа в паре с соседом по парте). Выполните работу, выписав на листок номер правильного ответа.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Используемая литература.

  1. А. В. Шевкин "Текстовые задачи в школьном курсе математики": Лекции 1 - 4. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.
  2. А. Шевкин "Задачи на части" газета "Математика" №38, 2000 (стр.6)

Приложение 1.

Приложение 2.