Компетентностный подход в образовании: формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов по физической культуре и спорту

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из путей повышения качества и обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, сущность которого заключается в осуществлении попытки внести личностный смысл в образовательный процесс. Государственный и личностный заказ ставит перед педагогической наукой и практикой задачу разработки такой системы подготовки педагогических кадров по физической культуре и спорту (ФКиС), в которой в качестве цели выступает оптимальная реализация личных и социальных интересов. Практика показывает, что успешность овладения студентами будущей профессией педагога по ФКиС во многом обусловлена:

  1. готовностью к любой социально необходимой физкультурно-оздоровительной деятельности;
  2. способностью к овладению универсальными знаниями, являющимися основой любой профессиональной деятельности;
  3. уровнем сформированности личностно-профессионально значимых качеств и компетентностей. Профессиональное становление личности как формирование компетентностей – системный процесс. Системообразующим фактором данного процесса является конвергенция индивидуальных (субъективных) и социальных (объективных) факторов, соотношение которых изменяется по мере личностно-профессионального развития. В докладе международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил, по существу, основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит: «…научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе». Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений),
  • Предполагает освоение учащимися и студентами различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
  • Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе НПО и СПО. На наш взгляд, для адекватного понимания процессов, происходящих в период вхождения страны в компетентностное образование, необходимо уяснить суть понятий «компетенция» и «компетентность», являющихся базовыми составляющими компетентностного подхода в образовании. Понятия «компетентность» и «компетенция» разграничиваются следующим образом: «Компетенция – это: мотивированная способность делать что-либо хорошо или эффективно; процедурные и ценностно-смысловые знания о некоторой предметной области; когнитивная, знаниевая основа компетентности, потенциальная возможность к чему-либо». «Компетентность – это: «употребление знания – компетенция в действии», т.е. ситуативная категория, характеризующая готовность индивида выполнять деятельность в конкретных профессиональных ситуациях; интегрированный индикатор качества личности, характеризующий готовность выполнять определенную деятельность». Компетентность – шире, т.к. усилена деятельностной основой, представляя личностное качество. Тем не менее, компетентность остаётся характеристикой человека, а компетенция – тем, чем он уже владеет (способность, умение). Понятие «компетентность» сопряжено с понятием «компетенция», под которой понимают круг вопросов, где специалист должен быть компетентным, сферу деятельности, где он реализует свою профессиональную компетентность. В последние годы все более широко обсуждаются определение и структура компетентностей специалиста, вообще, и педагога, в частности. Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе неё. Специалист по ФКиС должен быть подготовлен к педагогической и тренерской деятельности, к управленческой деятельности в сфере ФКиС, а также к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами ФКиС. Вместе с тем большинство работников физкультурно-спортивных организаций реализуют управленческие функции, о чем свидетельствуют тарифно-квалификационные характеристики работников общеобразовательных и спортивных школ. Особенностью труда в отрасли ФКиС является то, что его характер в любом случае имеет педагогическую направленность, а значит, психолого-педагогические знания и умения, личностные качества, необходимые при работе в системе «человек-человек» остаются значимыми для любого специалиста по ФКиС. В целом профессиональная компетентность специалистов по ФКиС включает систему общих и специальных психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления учебно-воспитательной деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, позволяющую исполнять самим и готовить воспитанников к исполнению различных социальных ролей; сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессионально-педагогической деятельности.

В педагогической науке недостаточно исследовался вопрос о формировании коммуникативной компетентности студентов СПО как одной из составляющих профессиональной компетентности.

Это нацеливает на обращение к работам, в которых обобщены исследования по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов. Следует заметить, что в этом вопросе нет единых подходов. Одни исследователи рассматривают коммуникативный потенциал человека, другие развитие коммуникативной культуры, третьи - вопросы коммуникативной готовности студентов, четвертые - формирование коммуникативной компетентности. На основании этого мы можем сформулировать противоречия:

  • между возрастающими требованиями к коммуникативной компетентности будущего педагога и недостаточным уровнем его развития;
  • между поиском эффективных форм, методов, средств, условий формирования коммуникативной компетентности и отсутствием практических методических рекомендаций по её формированию;
  • между потребностью современной школы в учителях, владеющих практическими коммуникативными умениями, и недостаточной ориентацией педагогической подготовки будущего педагога на развитие гуманистического взаимодействия со школьниками.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной задачей современного общества, решение которой, имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Кроме того, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы формирования коммуникативной компетентности,

коммуникативных умений и навыков будущих педагогов физической культуры и спорта, так как невозможно без коммуникативных умений, без невербальной коммуникации (двигательных умений и др.) подготовить подрастающее поколение к определенным условиям жизни.

Это обусловило постановку проблемы нашего исследования: Какие условия способствуют формированию коммуникативной компетентности будущего педагога? Какова их специфика в условиях среднего профессионального образования?

Определение проблемы позволило сформулировать тему нашего исследования «Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов по физической культуре и спорту».

Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Цель работы - выявить и обосновать комплекс условий формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Гипотеза исследования - определяя коммуникативную компетентность педагога по физической культуре и спорту, как способность устанавливать и поддерживать необходимые, вытекающие из стоящих задач и определяемые ими контакты с людьми, занимающимися физической культурой и спортом, и как следствие, коммуникативная компетентность- это определённый уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в сфере ФКиС и обществе. Мы полагаем, что процесс формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов по ФКиС будет эффективным, если будет создан комплекс условий, предполагающих:

  • организованное целенаправленное развитие коммуникативной компетентности у студентов на занятиях спецкурса «Коммуникативная компетентность будущего педагога» в тренинговой форме;
  • поэтапное теоретическое и практическое овладение коммуникативной компетентностью;
  • актуализация потребности студентов в формировании коммуникативной компетентности, как профессионально значимого качества личности.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

  1. Проанализировать сущность понятия коммуникативной компетентности будущих педагогов физической культуры и спорта;
  2. Раскрыть специфику формирования коммуникативной компетентности будущего педагога по физической культуре и спорту;
  3. Разработать и описать модель формирования коммуникативной компетентности будущего педагога по физической культуре и спорту;
  4. Определить состояние сформированности коммуникативной компетентности будущего педагога по физической культуре и спорту;
  5. Описать влияние условий на формирование коммуникативной компетентности будущего педагога по физической культуре и спорту.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе Областного государственного среднего профессионального образовательного учреждения «Училище Олимпийского резерва». Исследованием было охвачено 39 студентов выше названного образовательного заведения.

Определяя коммуникативную компетентность педагога по ФКиС, как уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с людьми, занимающимися физической культурой и спортом, мы выделили критерии и их показатели сформированности коммуникативной компетентности педагога ФКиС, а также уровни сформированности. К критериям коммуникативной компетентности отнесли мотивационный компонент, аксиологический компонент, информационно-содержательный и операционно-деятельностный компоненты. Стандартно выделяют три уровня сформированности коммуникативной компетентности – базовый, содержательный, операционный или достаточный, нормальный, исходный. Проанализированные уровни имеют отношение к коммуникативной компетентности будущих педагогов по ФКиС, однако они не отражают критерии и показатели формирования коммуникативной компетентности, заявленные нами в исследовании в связи со спецификой образовательного учреждения.

Научная новизна заключается в уточнении понятия «коммуникативная компетентность будущего педагога по физической культуре и спорту»; выявлении особенностей формирования данного качества, в разработке модели формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выявлении содержания и уровней формирования коммуникативной компетентности будущего педагога; в теоретическом обосновании необходимости её формирования.

Практическая значимость результатов заключается в разработке программы и системы тренингов для формирования коммуникативной компетентности будущего педагога по ФКиС, которые могут быть использованы в практике преподавателей.

Проблема формирования коммуникативной компетентности сложна и многогранна. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой педагогической проблемы.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с формированием коммуникативной компетентности у уже имеющих специальное профессиональное образование и определённый стаж работы, поскольку положительная динамика в личностно-профессиональном росте педагога должна выступать условием эффективного становления профессионала.

Литература

    1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
    2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.// Завуч - 2008 - №1.
    3. Кан-Калик В.Я. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.,1987.
    4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
    5. Шадриков В.В. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. – 1994. - №5.