Методическая разработка занятия по истории казачества для детей старшего дошкольного возраста "Воинская слава казака"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Тип проекта: творческий.

По содержанию: педагогический, семейный.

По числу участников проекта: подготовительная группа № 8 (дети и их родители).

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в ДОУ.

2. Актуальность проблемы: Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Волгоградской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с педагогами и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.

3. Цель проекта: создание мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края ( казаков), уважения и бережного отношения к семейным ценностям..

Задачи проектной деятельности:

  1. отследить эффективность проекта, как формы работы с детьми и родителями;
  2. прививать у детей и их родителей интерес к истории и культуре казаков;
  3. отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;

4. Предполагаемый результат:

  1. Выявить родителей, связанных с историей казачества.
  2. Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
  3. Получить передовой педагогический опыт по активизации детей
  4. Распространить лучший опыт родителей через оформление стенда для родителей ДОУ в мини-музее. 

Идея: познакомить детей с иллюстрацией портрета атамана Платова Матвея Ивановича, вместе с детьми прочитать о нём литературу. Предложить детям рассказать о том, что они знают о воинах казаках. Объявить конкурс среди детей и их родителей на лучший рассказ о казачестве с использованием семейных реликвий или другого материала об истории и традициях казачества. Выбирается лучший проект и оформляется стенд в мини-музее.

После завершения проекта проводятся тематические занятия. В данной разработке представлено одно из цикла занятий по знакомству с историей казачества «Воинская слава казака».

Методическая разработка занятия по истории казачества для детей подготовительной к школе группы «Воинская слава казака» 

Время проведения – 35 минут. 

Форма проведения занятия: Посиделки.

Участники занятия: педагоги, дети, родители.  

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения донского казачества;
  • учить отличать воинов-казаков по одежде;
  • ознакомить детей с героями-казаками.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области;
  • развивать интерес к коллекционированию и желанию собирать предметы старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.);
  • формировать интерес к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.

Воспитывающие:

  • воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам;
  • развиватьчувство коллективного творчества.

Материал: Зал оформлен в виде казачьего куреня. В центре куреня грубка (печь), стол с кухонной утварью, лавка.

Атрибуты: иллюстративный материал для показа детям; музейные активы – икона Божьей Матери 18 века, альбом 19 века семьи Братухиных. 

Ход занятия 

Хозяйка куреня (казачка): Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас в мой казачий курень – на посиделки. А о чём мы будем с вами говорить, подскажут строки из стихотворения «Покров» поэта, донского казака Николая Николаевича Туговерова.

На фоне музыки Свиридова «Весна и осень» звучит отрывок из стихотворения «Покров», записанный на аудиокассету:

Покидал я родную станицу,
На войну уходя, наконец,
На шипы подковал кобылицу
У моста наш станичный кузнец.

По-иному звенели подковы,
И казачки глядели мне вслед,
И станица казалася новой
Атаманцу семнадцати лет.

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, ребята, мы сегодня поговорим о замечательном, героическом казачьем крае, о наших героях-казаках. (показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)

– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Хозяйка (показывает выбранную иллюстрацию с изображением казака в форме): Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями. На одной из встреч в мини-музее, где гостями наших посиделок были ваши родители, бабушки и дедушки, мы узнали, что многие из вас казачата. Помните, с какими интересными старинными фотографиями и вещами, которые принадлежали вашим прабабушкам и прадедушкам мы с вами познакомились, многие из них стали экспонатами нашего мини-музея.

Так кто же такие казаки?

Об этом вам сегодня расскажет наш гость – настоящий казак, из хутора Нижнедолговского Нехаевского района Волгоградской области – Неведров Алексей Александрович – папа Даши Неведровой, которая посещает наш детский сад. Они стали победителями нашего конкурса на лучший рассказ об истории и традициях казачества. 

Казак Неведров Алексей Александрович (рассказ с использованием иллюстраций, фотографий, предметов старины): Здравствуйте, ребята. Зовут меня Алексей Александрович, а фамилия – Неведров, что означает дождевой. Родился я и вырос в казачьей семье Неведровых в хуторе Нижнедолговском Нехаевского района Волгоградской области. Мы с вами живём в казачьем крае, вокруг нашего города очень много хуторов, станиц. А это и есть поселения казаков.

В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой (Приложение).

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Казак Неведров Алексей Александрович: Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 ребёнок. Казак – вольный человек, храбрый воин.

Казак Неведров Алексей Александрович: А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

Ребёнок:

Из-под кочек, из-под пней
Лезет враг оравой.
Гей, казаки, на коней!
И айда за славой!
Тает, тает сизый дым,
Ты прощай, станица!
Мы тебя не постыдим –
Будем лихо биться!

Дети играют песню ДА В САДУ ДЕРЕВО ЦВЕТЁТ

Казак Неведров Алексей Александрович: За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом с нашей Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.

Казачество донское,
Казачество лихое
Основой послужило
Казачьим всем войскам.
Куда бы ни кидали,
Куда б ни выселяли –
Границы охраняли
На зависть всем врагам.

Казак Неведров Алексей Александрович: Так какое же главное призвание казаков?

Дети: Быть военным.

Казак Неведров Алексей Александрович: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь (Приложение).

Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.

Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

Мой дедушка рассказывал, что мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой. Особенно любили игру «Ваня-казачок».

Хотите поиграть в эту игру? 

Девочка:

Под берёзой за рекой
Пашет Ваня молодой,
Пашет чёрную землицу,
Сеет жёлтую пшеницу –
Первым он идет играть.

Дети играют песню ВАНЯ-КАЗАЧОК

Казак: А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Дети: Атаман.

Казак Неведров Алексей Александрович: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Казак Неведров Алексей Александрович (показывает иллюстрацию с портретом Матвея Ивановича Платова): Назовите имя легендарного атамана.

Дети: Матвей Иванович Платов. 

Казак Неведров Алексей Александрович: Матвей Иванович Платов – граф, русский генерал от кавалерии. Сподвижник А.В. Суворова. Войсковой атаман Донского казачьего войска. В Отечественную войну с Наполеоном успешно командовал Донским казачьим корпусом. В Бородинском сражении совершил рейд в тыл противника. За 6 месяцев борьбы с Наполеоном донские казаки истребили и взяли в плен огромное количество французов. Громадное количество серебра, взятого у французов, казаки сдали, как пожертвование в церкви.

Матвей Иванович является основателем столицы казачества – Новочеркасска (Приложение).

Хозяйка: Алексей Александрович, наши дети знакомы с историей рождения и воспитания будущего атамана Матвея Ивановича Платова. В этом году наши дети стали победителями конкурса театрального искусства «И слова живого звучащий родник», где представляли музыкально-литературную композицию «Слава Платову герою».

Группа детей представляет музыкально-литературную композицию

Ребёнок: Представляем музыкально-литературную композицию 

Все: «СЛАВА ПЛАТОВУ ГЕРОЮ»

Дед:

Расскажи, Матвей Иваныч,
Про удалых казаков,
Про походы боевые
Наших дедов и отцов.

Казачка:

Ты геройскими делами
Славу дедов и отцов
Воскресил опять меж нами.
Ты – казак из казаков!

Платов:

Честь геройскую любя,
Мчусь я в бой напропалую:
За царя, за Русь святую,
Не жалея сам себя!

Шашка, пика, верный конь,
Рой наездников любимый –
С ними мы неотразимы,
Мчимся в воду и огонь!

Молодая казачка:

В скороходах-сапогах
Ты летишь на бурке-сивке,
Как колдун на облаках.
Свистнешь – лист с дерев валится,
Крикнешь – вмиг перед тобой
Рать удалая родится,
Точно в сказочке какой!

Казачка:

И за то тебе мы, воин,
Песню громкую споём.
Ты герой наш, ты достоин
Называться казаком!

Исполняют песню СЛАВА ПЛАТОВУ ГЕРОЮ

Мальчик:

Вьётся лентой степная дорога
И в цветах утопают станицы,
Казаки от родного порога
Защищать уезжают границы.

Дети играют казачью песню КАК У НАШЕЙ СОТНИ      

Казак Неведров Алексей Александрович: А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

Я хочу оставить на память в музее дорогую мне фотографию моего дедушки-казака, воина Алексея Александровича.

Хозяйка: Спасибо Алексей Александрович, за ваш подарок и интересную встречу.

Хозяйка:

По фотографиям семейным
Знакомимся с историей военной,
С народным бытом тех веков,
С отвагой донских казаков.

– Итак, сегодня к нам пришёл Солодкий Никита с дедушкой.

Это вторые победители нашего проекта – семья казаков Солодких.

Они принесли на временное пользование старинные вещи, которые получили от своей бабушки. Посмотрите, вот семейный альбом 19 века и Икона Божьей Матери 18 века.

И сегодня они нам расскажут интересную историю об этих предметах и о своём дедушке Братухине.

Никита: Сегодня я представляю Вам икону Божьей Матери 18 века. Она появилась в семье казака Братухина Василия Титовича в станице Кумовка Волгоградской области. Этой иконой Василия благословила мама. Когда он пошёл воевать в первую мировую войну, она его защитила, и он вернулся с фронта живой и невредимый. А ещё он хорошо пел и любил песни о казаках, о Доне. Послушайте его любимую песню «Как за Доном за рекой»

Исполняет песню «КАК ЗА ДОНОМ ЗА РЕКОЙ»

Дедушка: Эту икону передали в семью Братухина Константина Потаповича. Когда он вырос, началась Великая Отечественная война.

(звучит аудиозапись песни «Священная война»)

Константина тоже благословила мама, когда он пошёл воевать. Всю войну он прошёл и ни разу не был ранен. Вернулся с фронта живым.

А сама икона находилась в горящем Сталинграде и тоже уцелела. Сегодня мы хотим оставить у вас альбом с фотографиями и эту икону, чтобы она оберегала детишек вашего детского сада.

Хозяйка: Спасибо за интересный рассказ, (обращается к детям): Вам он понравился?

Давайте поблагодарим наших гостей и исполним для них старинную казачью песню «Шашка».

Казачок:

Мы – донские казачата,
Мудрых прадедов внучата.
С острой шашкой и конём
Мы в бою не подведём!

Казачок:

Нам дано такое право
Сохранить былую славу
Наших дедов и отцов –
Дона славных молодцов.

Исполняют песню ШАШКА

Хозяйка: Я знаю, что вы не только сами изучаете историю родного казачьего края, но и делитесь своими знаниями, чтобы все люди любили свою малую Родину. Ваша Фольклорная группа «Аюшки» участвовала и побеждала на фестивалях военной песни «Казачок и «Наш край», а также участвовала в Городском конкурсе активов музейных комплексов г. Волгограда, посвящённом 65-й годовщине победы под Сталинградом и заняла 2-е место, где дети рассказывали о воинской славе наших земляков-казаков. 

Мы живём в казачьем крае, где дружно живут люди и других национальностей. Они трудятся и растят своих ребятишек, которых приводят в наш детский сад «Крепыш», где мы живём дружной весёлой семьёй и не забываем об истории нашего родного края.

Но наша встреча подошла к концу. Вам понравились наши посиделки?

Ответы детей.

Хозяйка: А сейчас я приглашаю вас на наше традиционное чаепитие. 

По окончании занятия – традиционное чаепитие. 

Список используемой литературы:

  1. «Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н. Журавлёва. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 202 с.: ил.
  2. Шалыгин В.В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. – 2-е изд.- Волгоград: Станица-2, 2004 – 368 с.
  3. Литература с этнокультурным казачьим содержанием. Хрестоматия./Под ред .проф. В.И.Супруна. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2007. – 320 с.
  4. Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Методическое пособие / Сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград:, 2007. Издательство ВГИПК РО. – 188с.
  5. Картины былого Тихого Дона Том 1. МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГРАНИЦА», 1992.
  6. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. –М.: Просвещение. 1995. – 224 с.
  7. «Детский игровой фольклор Волгоградской области». Репертуарно-методический сборник. ОНПЦ «Культура». Волгоград - 1997, Н. Атанова.
  8. Сластёнова И.В. Селезень утицу догонял: Игровой фольклор Волгоградскоцй области: Репертуарно-методический сборник. Вып. 1/ВГИИК, ВГПУ. –Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 138 с.: нот.
  9. Люлёшки. Репертуарно-методический сборник для руководителей детских фольклорных ансамблей. Казачьи песни, русские народные песни и игры. Автор-составитель Н.А.Резчикова. Волгоград, 2004 г., -33с.