Понятие базы данных, информационной системы

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме, осознанное понимание понятий базы данных, информационной системы, реляционной базы данных, первичного ключа, типов полей, контроль за усвоением учебного материала.
  • Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
  • Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, коммуникативности.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный, продолжительность 40 минут.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование урока:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по океану Информатики вместе с отважным капитаном – Точкой-Ру. Нам предстоит посетить остров БАД (базы данных). Это очень важное приложение компьютерной техники. Мы научимся организовывать хранение большого объема информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любые выборки, осуществлять сортировку в любом порядке.

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Тема урока “Понятие базы данных, информационной системы

(Слайд 1).

Записывают тему.
2. База данных (БД) – совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области)

(Слайд 2).

Записывают понятие БД.
3. Приведите примеры БД

(Слайд 2).

Приводят примеры, записывают примеры из презентации.
4. Базы данных бывают фактографическими и документальными.

(Слайд 3).

Рисуют, записывают.

 

5. Какие базы данных из приведенных выше примеров будут организованы как фактографические, обоснуйте ответ. Из приведенных выше примеров две первые БД скорее всего будут организованы как фактографические.

В БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название и пр.

В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество; год и место рождения.

6. Базы данных в третьем и четвертом примерах наверняка будут организованы как документальные. Почему?

Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая – тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы.
7. Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это только “информационный склад”. Обслуживание пользователя осуществляет информационная система. Рассмотрим, что такое Информационная система Записывают заголовок: Информационная система.
8. Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

(Слайд 4).

Записывают понятие, примеры.
9. Постарайтесь дать более строгое определение компьютерной БД.

(Слайд 5).

Дают определение, сравнивают с текстом слайда.
10. Как осуществляется хранение БД? Для хранения БД может использоваться как один компьютер, так и множество взаимосвязанных компьютеров.
11. Если различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной базой данных.

Очевидно, информацию в Internet, объединенную паутиной WWW, можно рассматривать как распределенную базу данных. Распределенные БД создаются также и в локальных сетях.

Записывают определение распределенной базой данных.
12. Рассмотрим подробнее, что такое Реляционные базы данных.

(Слайд 6).

Записывают заголовок, определение.
13. Приведите примеры реляционной БД. Приводят примеры.
14. В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем. В общем виде это выглядит так:

(Слайд 7).

Рисуют в тетради таблицу.
15. Каждое поле таблицы имеет имя. Какие имена имеют поля таблицы “Игрушки”?

(Слайд 8).

В таблице “Игрушки” имена полей такие: название, материал, цвет, количество.
16. Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.

Приведите пример записей в таблице “Игрушки”

(Слайд 9).

Приводят примеры.
17. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей.
18. Первичным ключом в базах данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.

(Слайд 10).

Записывают определение.
19. Примеры первичных ключей в следующем слайде

(Слайд 11).

Беседа по слайду
20. С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля.

Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

(Слайд 12).

Записывают в тетрадях
21. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей:
  • числовой;
  • символьный;
  • дата;
  • логический.
Записывают типы полей.

Рефлексия

Что такое база данных?

Для чего предназначена БД?

Отвечают на вопросы
Дома: §10, выучить понятия, вопросы 11, 12 (стр. 66) устно Работа с дневниками

Литература:

  1. Учебник Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. 9 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Семакин И.Г. и др. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.