Великая Отечественная война в судьбе малой родины

Разделы: История и обществознание


Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодёжь. Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Педагогический коллектив Подгорненской средней школы, в котором я работаю 18 лет учителем истории и обществознания, использует все имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории. Одним из главных моментов является изучение истории малой Родины. Изучение истории родного края воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках -историческую память, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.

Одним из приоритетных направлений можно назвать изучение истории Великой Отечественной войны на примере участия в ней жителей станицы. Региональные исследования о Великой Отечественной войне призваны показать учащимся незабываемый с годами героизм и патриотизм жителей нашей станицы, роль и значение отдельной личности в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершенный ими подвиг не могут и не должны быть девальвированы в нашей памяти. Воспитательное значение региональных исследований велико, ибо задачи, поставленные в исследовании, еще раз обращают внимание молодежи к героизму и патриотизму предков, к лучшим традициям нашего народа. А когда речь идет о жителях станицы, в которой они проживают, может быть даже о их родственниках.

Цели и задачи региональных исследований состоят в следующем:

  • приобщить учащихся к истории своей страны, малой Родины;
  • расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны;
  • сформировать целостное представление о месте и роли их земляков в Великой Отечественной войне;
  • совершенствовать методы проектной и исследовательской работы учащихся.

В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Георгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации. В течение ряда лет учащиеся средней общеобразовательной школы № 20 станицы Подгорной Георгиевского района, под руководством Монаковой Ирины Руслановны принимают участие в туристско-краеведческом конкурсе “Отечество”. Неоднократно учащиеся становились дипломантами данного конкурса. В 2009-2010 учебном году учащаяся 10А класса Поротова Елена стала лауреатом данного конкурса, в краевом этапе Елена заняла первое место. В 2010-2011 учебном году защищала честь края на Всероссийских краеведческих чтениях юных туристов краеведов и стала дипломантом.

В районе впервые учащимися была поднята проблема детей войны, как свидетелей этого чудовищного периода в истории нашей страны.

Дети войны. Такого понятия ни в лексиконе, ни в общественном сознании, ни в специальных программах, связанных с памятью о Великой Отечественной войне не было практически до 1995 года.

Когда с годами число ветеранов Великой Отечественной войны неумолимо сокращается, тогда и приходит мысль о так называемом втором поколении войны – подростках и детях. На их слабые плечи легла непосильная ноша испытаний грозных военных лет. Они – не только свидетели, жертвы, но и активные участники событий, многие из них – полноправные защитники Родины.

С годами подвиг военного детства был несправедливо предан забвению. Мы сочли своим долгом восстановить историческую справедливость, сделать хотя бы первые шаги в этом направлении. Мы считаем необходимым воздать по заслугам самим детям войны и пробудить в сердце и сознании юных современников интерес, уважение, любовь и благодарность к своим дедушкам и бабушкам, прадедушкам и прабабушкам.

Актуальность темы заключается в том, что урок, который следует усвоить молодёжи – необходимость обеспечения неразрывной связи поколений, усвоения опыта, передаваемого нам теми мудрыми людьми, которые, пережив войну, стремятся уберечь нас от новой.

Дети войны – это целая героическая легенда, неотъемлемая от великой народной эпопеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы не можем, не должны обойти памятью их поколение. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, пионерском лагере, на переднем крае и глубоком тылу. Какие они - уже поседевшие, пожилые люди, пережившие в юном возрасте немецкую оккупацию:

Горин Виктор Фёдорович – родился в 1933 году в Кемеровской области, поселке Заково. Педагог, всю свою жизнь посвятивший детям. Именно его воспоминания легли в основу нашей работы. Полуголодное, полное лишений детство. Несмотря на все это Виктор Федорович до сих пор полон оптимизма.

Кутейников Александр Георгиевич – родился в станице Подгорной в 1935 году. Очень ярким воспоминанием о войне являются воздушные налеты немецкой авиации на город Георгиевск с целью уничтожения железнодорожных путей. Сначала войны отца забрали на фронт и маленький Саша остался главным помощником в семье.

Годы войны были тяжелыми для подгорненских ребятишек. Чтобы помочь семье, они ходили в лес за ягодами и фруктами, собирали кизил, дикие груши. В 1943 году начал обучение в школе. В школе было очень холодно, дети сидели в верхней одежде, снимая только головной убор.

Огарков Михаил Дмитриевич – родился в станице Подгорной в 1935 году. Очень хорошо помнит период оккупации, который длился шесть месяцев с августа 1942 года по январь 1943 года. Когда гитлеровцы вошли в станицу, многие жители были парализованы страхом. Оккупанты стали устанавливать свои порядки, ввели комендантский час.

По словам Огаркова Михаила Дмитриевича: ”Несмотря на все трудности бытия, мы с удовольствием ходили в школу, прилежно учились, помним всех своих одноклассников и учителей”.

Никифорова Мария Андреевна – родилась в станице Подгорной в 1924 году. С началом войны ребят постарше, женщин и стариков забирали рыть окопы в селе Отказном. Немцы пришли в станицу в начале августа 1942 года. Расположились по дворам.

В нашем доме проживало человек 10 немцев. Забирали всё: от яиц до молока и мяса, выгребли из сундуков всё зерно. Были ужасно боязливыми, опасались вшей, поэтому обмазывались специальными мазями с сильнодействующим запахом.

Во время отступления захватчики оставили часть техники и инвентаря, так как бежали. Мы со слезами радости на глазах встречали наших освободителей.

Как пишет в заключении наша ученица: “Как-то я, рассматривала в журнале старые фотографии наших солдат, дошедших до Берлина. У всех потрепанные воинские гимнастерки, у всех счастливые молодые лица. Трудно сказать, о чем они думают – но ясно, что не о тяжести пройденного пути: у всех улыбка на устах и в глазах неистребимая вера в грядущее. Только с этой верой и можно было пройти тот путь, без неё он был бы непосилен.

Как дальше сложится жизнь – не знал никто, но после свирепого ужаса войны жизнь в будущем не могла не казаться сплошным праздником. Раны заноют завтра, контузии схватят за горло потом, осознание разорения, неимоверности потерь придет позже. А сейчас жизнь обещает им быть лазурной. Ведь отстояли, победили, выжили.

Так и дети, пережившие войну. С победой перед ними открывалось счастливое, светлое будущее, в котором осуществятся все заветные мечтания”.

Великая Отечественная война и современное развитие – это этапы, ступени единого всемирно- исторического процесса. В прошлом коренятся черты настоящего, в нем закладываются предпосылки дальнейшего развития исторического процесса.

Особое место занимает урок, который является одновременно и утверждающим и обязывающим, и напоминающим: это сила патриотизма, готовность к защите Родины – на фронте, у станка, на школьной скамье. О патриотизме важно напомнить сегодня.

Как в годы Великой Отечественной, так и теперь, патриотизм – огромная сила в укреплении единства общества, формировании общенациональной идеи, решении экономических, социально-политических, правовых и других насущных проблем. Все мы вышли из прошлого, в котором наши прадеды защищали Родину, строили и укрепляли страну.

Задача нашего исследования оказалась совсем непростая. Если ветераны Великой Отечественной войны имеют свои организации, советы и даже структуры, то здесь перед нами оказался в полном смысле слова, белый лист. Тем не менее, встреча состоялась. Для нас стало чрезвычайно важным и значительным то, что отчетливо была обозначена забытая категория народа–победителя – дети войны.

Впереди предстоит ещё долгая многоплановая работа: популяризация самой идеи среди детей и взрослых, поисковые походы, активизация семей, утверждение нового в нравственной жизни школы, создание общественного формирования подростков. Есть, конечно, и творческий замысел, и просто человеческая мечта о создании новой традиции встреч детей войны и детей настоящего времени. Большая часть из поставленных целей уже выполняется. Ребята из нашей школы, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, неоднократно проводили и проводят так называемые “Неслучайные встречи” не только с ветеранами Великой Отечественной войны, но и с представителями того поколения, кто в годы войны являлся их сверстниками, детьми войны. Ребята стараются оказать посильную помощь пожилым теперь уже людям: помогают выполнить посильную работу по дому, поздравляют с праздниками. Ведь немного участия и человеческого тепла - вот что нужно нашим “невоевавшим ветеранам”. А дети имеют возможность узнать о войне не из книг, а от непосредственных очевидцев.

В работе “ Память сердца” мы пытались поднять проблему патриотического воспитания. Мы говорим о том, что в нашу жизнь возвращается понятие “патриотизм”. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики, отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Это понятие тесным образом связано с уважением истоков своей семьи. Сегодня речь должна идти в первую очередь о возрождении российских нравственных ценностей, укреплении института семьи. Семья была и остается главной сферой становления духовности. Духовность в этой связи рассматривается во взаимосвязи с генеалогической культурой. Способности, талант и лучшие качества в человеке не появляются из ниоткуда - они передаются по наследству.

Целью исследования ученица нашей школы Поротова Елена ставила: собрать материалы о членах своей семьи, являющихся участниками глобальных или локальных войн или отдавших долг своей Родине через службу в рядах Вооруженных Сил страны. Работа обусловлена осознанием обществом необходимости духовно-нравственного, патриотического воспитания. Патриотические идеалы и ценности требуют воспитания чувства достоинства, самоуважения и ответственности.

Целесообразным становится формирование на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности. Важно, в новых условиях, стремиться сохранять традиции своей семьи, помнить своих прадедов и передавать эту информацию из поколения в поколение, чтобы не потерять важную связующую нить между ними.

Все региональные исследования проводятся в станице Подгорной.

Поскольку описание не дает целостной и яркой картины, в работы ребята включают фотографические снимки, их копии, репродукции.

Естественно, что при поиске материалов возникает ряд трудностей: мало фотографических материалов, относящихся к периоду войны, находится в семейном архиве, в станице мало архивных материалов, относящихся к данному периоду. И тем не менее, ребята находят материалы и изучая историю войны поражаются ее влиянию на судьбу нашей страны.

Мы говорим о том, что в истории нашей страны не было более трагического испытания, чем война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Задуманная, как война на истребление, она поставила вопрос о нашем историческом выживании.

На первый план выдвинулись следующие задачи: пробуждать патриотизм и вдохновлять армию героическими примерами.

Преступления нацистов на оккупированной территории пробуждали ненависть к захватчикам. Эта ненависть накапливалась, возрастала и – в сочетании с постепенно усиливавшейся верой в конечный успех – становилась мощным стимулом воевать самоотверженно, стойко.

Очень важно в условиях изменяющегося мира не забывать о вкладе любой семьи в нашей стране в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Так в работе “Память сердца” Елена останавливается на двух персоналиях ее семьи. Вот выдержки из её работы: “Когда загремели первые залпы войны не остались в стороне и мои прадедушки – Поротов Семен Иванович и Мальцев Федор Трофимович. Поротов Семен Иванович.

Семен Иванович воевал под Сталинградом. В февральские дни 1943 года на берегах Волги была одержана великая победа, положившая начало коренному перелому в войне. Когда фашисты прорвались к реке Волге севернее Сталинграда и пытались ринуться на город, мужественно отражали их атаки “сталинградцы” и советские воины, среди которых был и мой прадедушка Семен Иванович. А погиб Поротов Семен Иванович, как нас стало известно, в ходе наступления Юго-Западного и Донского фронтов в декабре 1942 года.

Другой мой прадедушка Мальцев Федор Трофимович был призван в армию с начала войны. Его отправили на Дальний Восток, где он и принял присягу на верность служения Отечеству, на специальных курсах получил военную профессию стрелка-радиста боевых самолетов. По стечению обстоятельств Федор Трофимович был отправлен на защиту Сталинграда. Конечно, на этом фронте они не встретились, мои два прадедушки, но оба героически сражались. Разница лишь в том, что один так и остался лежать в земле Сталинграда, а другой продолжал дело защиты Отчизны, неся это бремя за двоих.

Мною движет простое уважение к исторической истине. Судьба Второй мировой войны решилась на русских полях, а не в африканской пустыне и не на тихоокеанских атоллах. Я принадлежу к поколению, детство которого пришлось на конец ХХ века. Я не была свидетелем войны и восстановительного периода, а также репрессий и строек первых пятилеток. Но мои близкие родственники, мои прадедушки и дедушки видели все это, и не только видели, но и были участниками всего перечисленного.

Мне отрадно осознавать, что свой вклад в дело победы внесли и мои прадеды, став примером для своих детей, внуков и правнуков. Служение Отечеству в нашем роду – дело чести”.

Одна из ученических краеведческих работ была посвящена истории казачества станицы Подгорной. Часть истории казачества непосредственно связана с Великой Отечественной войной. В ней говорится о создании добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием. Вновь сформированные части были слабо вооружены. У них не было дивизионной артиллерии, танков, противотанковых и зенитных средств, подразделений связи и саперов. В боях с хорошо вооруженным противником они несли большие потери. Были случаи, когда командование посылало казаков в атаку на вражеские танки в конном строю. В листовках военного времени можно прочитать о героизме казаков: “Они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые цели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками зажигательной смесью”. Не упоминалось только о потерях, которые они при этом несли.

В 1943 году кавалерийские дивизии стали объединять с танковыми частями. Так появлялись конно-механизированные группы. Они обладали большой подвижностью и успешно использовались во время наступательных боев Красной Армии. В это время атаки в конном строю были крайне редки. Как средство передвижения использовали в основном лошадь, в бою же кавалеристы, как правило, спешивались и действовали как обычная пехота.

Наряду с кавалерийскими были сформированы “пластунские дивизии”, которые также героически сражались с врагом. За подвиги в войне казачьи корпуса и дивизии получили звания гвардейских. Вместе с другими – победоносными полками Красной Армии казачьи части – прошли по Красной площади во время Парада Победы 24 июня 1945 года.

Человек… А что значит быть человеком? Как прожить жизнь, чтобы не бояться смотреть людям в глаза? Вопросы без ответа, но на них мы отвечаем ежедневно и ежечасно.

Прошла годовщина празднования Дня Победы. Прошло много лет, сменились поколения, что-то подвергается едкому скепсису, но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы выиграли в самой жестокой из войн, во Второй мировой войне. Наши воины победили, отомстив за униженные жертвы Порт-Артура и Брест-Литовска, за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за повешенную школьницу Зою, за выбитых напрочь войной призывников 1920-х годов рождения, за не жалующихся наших соотечественников, которых постигла лихая судьба в ХХ веке.

Мы никогда не победили бы, если бы приказы Родины не восприняли как свои солдат в окопах, летчик в небе, танкист.

Нам отрадно осознавать, что свой вклад в дело победы внесли жители нашей станицы, деды и прадеды, став примером для своих детей, внуков и правнуков. Служение Отечеству для жителей нашей станицы – дело чести.