Урок литературного чтения по программе образовательной системы "Школа–2100" "Валентин Берестов "Честное гусеничное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представление о творчестве Валентина Берестова;
  • познакомить с произведением Валентина Берестова «Честное гусеничное»;
  • формировать и совершенствовать технику чтения вслух (правильность, чтения, интонирование, скорость чтения) и про себя (правильность, осознанность, скорость);
  • обучение приёмам понимания прочитанного;
  • развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения, письма);
  • воспитывать эстетические чувства; бережное отношение к природе

Оборудование: телевизор, видеофрагмент развития бабочки, магнитофон, портрет писателя, плакат с загадкой.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап
Итак, урок чтения.

II. Работа с текстом до чтения
– Внимание на доску.
1. Прочитайте загадку:
Расту червячком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу, но снова весной
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.
 
Кто это? Гусеница, куколка, бабочка
– Внимание на экран. Учащиеся просматривают фрагмент видеофильма.
– Определите, сколько и какие этапы проходит в своей жизни бабочка?
– Разделите загадку на части в соответствии с этими этапами.

3 этапа: гусеница, куколка, бабочка
– Представьте себе, что гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать?
2. Чтение фамилии автора и заглавия произведения.
– Предположите по названию, о чём мы будем читать произведение?
Сказку
– Интересное заглавие. Попробуйте закончить фразу, вставив подходящее по смыслу слово. Честное гусеничное слово
– Когда мы даём честное слово?
– Кто мог сказать «Честное гусеничное слово»?
3. Прогнозирование по иллюстрации
Когда что-то обещаем выполнить, клянёмся
– Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? О ком будем читать произведение? Где тут гусеница? Мы видим девочку и бабочку, наверно произведение будет о них.
Гусеница
– Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» Превратилась в бабочку
III. Работа с текстом во время чтения
1. Комментированное чтение сказки.
1-2 абзацы:
 
Чему радовалась Гусеница? Какая она? Она считала себя очень красивой и радовалась этому.
Согласны вы с её мнением? Плоская рожица, мохнатая спинка с двумя золотыми полосками.
О чем сожалела Гусеница?
Но однажды ей повезло…
Гусеница сожалела, что её никто не видит.
В чём ей повезло?
и стала ждать
Наконец-то её заметят, увидят
Что ожидала Гусеница?
А девочка увидела её и сказала…
Ожидала услышать слова восхищения.
Что же могла сказать девочка? Какая красивая бабочка
– Эти ли слова ожидала услышать Гусеница?
Оказывается девочка не смогла рассмотреть красоту гусеницы
…больше меня не увидит.
Нет
Так как же закончила фразу Гусеница? Почему она дала такую клятву?
…и стала ею обматываться.
Ребята, представьте себе как обматывалась Гусеница
…сделала кокон.
Гусеница решила не попадаться на глаза
– Что такое кокон?
Совершенно замоталась.
Кокон – оболочка в которой гусеница превращается в куколку?
– Легко ли было сделать кокон? Как вы понимаете замоталась? Оказывается сколько значений у этого слова?
…ужасно чесалась спина.
Очень трудно сделать кокон. Устала, утомилась и замотала себя шёлковой ниткой; она могла употребить это слово и в прямом, и в переносном смысле.
Почему у неё чесалась спина? Предположите, как она могла почесать спинку?
…не вниз, а вверх.
Начали расти крылья
О стенки кокона
Представьте себе как это может быть, «падала не вниз, а вверх»?
– Расскажите, как она выбралась из кокона?
..ту же самую девочку.
Она не падала, а поднималась на крыльях
Что испытала бабочка, увидев ту же самую девочку? Почему? Что ожидала она услышать?
…какая красивая!
Она испугалась, что не сдержала слово. Ожидала, что над ней опят посмеются.
Она ещё не знала, что превратилась в бабочку
Почему девочка восхищалась бывшей Гусеницей?
…вот и верь людям
Девочка видела бабочку
Почему так сказала Гусеница?
…Что такое?
Она не поняла, почему сначала о ней сказали гадость, а теперь восхищались
Чему удивилась Гусеница?
Какой увидела себя Гусеница в капле росы?
Чтение сказки до конца.
Она изменилась, не узнала себя
О чём Вы узнали из этой сказки?
А что ещё Вы поняли из сказки?
О том, как Гусеница превратилась в бабочку
О том, что не всегда сразу можно разглядеть красоту в обычных предметах
Природа творит чудеса
2. Деление сказки на части.
Сколько частей мы выделили в загадке?
А сколько частей можно выделить в сказке?
Разделите сказку на части так, чтобы они соответствовали частям загадки.
3. Проверка: читается 1-я часть загадки, затем 1-я часть сказки. Озаглавливание 1-й части сказки. И т.д.
 
4. Назовите ключевые слова сказки. Гусеница, девочка,
Некрасивая,
Никто не увидит
Замоталась
Кокон
Куколка
Проснулась
Та же девочка
Какая красивая
IV. ФИЗМИНУТКА ПОД МУЗЫКУ
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
 
V. Работа со сказкой после чтения.
Продолжаем работу.  
1. Формулирование главной мысли. Задание 3 в тетради на стр. 49. Природа способна творить чудеса
2. Заключительная беседа.
Прочитайте самые последние слова Бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»?
Где уже встречали эти слова?
Как много чудес происходит в природе! Каким человеком надо быть, чтобы их замечать?
«Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо»
Что Вы можете сказать об авторе произведения?
3. Рассказ о писателе.
Берестов Валентин Дмитриевич, родился в 1928, умер в 1998году. Стихи, проза, сама жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому, что главный его талант – любовь. Любовь к природе, к людям, ко всему окружающему миру. В своих стихотворениях Берестов смотрит на мир глазами детей, поэтому его произведения близки и понятны всем.
Он очень наблюдательный, внимательный человек, любящий природу
4. – Сказка В. Берестова напоминает по идее одну из сказок Г.-Х.Андерсена. Какую? Сказку «Гадкий утёнок»
VI. Итог урока
С каким произведением мы познакомились?
Какова его главная мысль?
Дома перечитайте сказку, нарисуйте портреты героини к каждой части, подпишите их словами из текста.
Валентина Берестова
«Честное гусеничное»
Для чего нужна людям красота? Что она может?
Назовите, что в окружающем мире Вам кажется красивым.
Как нужно относиться к окружающему миру?

Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Она нас восхищает, радует, поднимает настроение
Как распускаются листья, восход и закат солнца, как появляются на свет малыши
Нужно беречь и охранять природу