Искусство кукольного театра. Петрушка

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: расширить знания учащихся о театре, знакомство с героями кукольного театра.

Задачи:

  • познавательная – научить самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки исследовательской и творческой работы;
  • развивающая – развитие речи, мышления, сферы чувств, логики, творческой активности учащихся;
  • воспитательная – воспитание активной творческой личности, патриотизма и любви к прекрасному.

Тип урока: урок-образ, комбинированный.

Форма урока: творческая мастерская.

Оборудование: мультимедиа, театральная ширма, иллюстрации и театральные афиши, куклы. Класс заранее поделен на 4 творческие группы и выполняет проекты к уроку.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вхождение в тему.

2.1 Беседа с учениками.

- Мы продолжаем путешествие по театрам народов мира.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (Искусство кукольного театра. Петрушка).

2.2. Работа с эпиграфом. Чтение вслух со слайда презентации.

- А в вашем понимании, что такое искусство? Подберите синонимы к этому слову. (Творчество, компонент культуры; приобщение к искусству - это самосовершенствование человека, постижение красоты и гармонии в мире).

- Читаем эпиграф 2.

- Вы согласны с высказыванием французского поэта эпохи Средневековья Пьера Ронсара?

- На уроке нам предстоит подтвердить или опровергнуть этот тезис, что весь мир театр и что урок – часть этого мира – театр. А мы все – актеры поневоле и всесильная судьба распределяет роли.

- Подумайте, какую роль играет сегодня каждый из вас. А, может быть, несколько ролей одновременно.

2.3. Игра «Ярмарка». С чем у вас ассоциируется словарный ряд: искусство, театр, кукла? (Ярмарка, балаган, веселье…)

Учащиеся делятся на 4 группы и произносят следующие слова все одновременно.

  • 1 гр. – Тары – бары – тары – бары…
  • 2 гр. – Пряники медовые…
  • 3 гр. Сбитень, сбитень, сладкий сбитень!
  • 4 гр. Ребятушки, праздник, праздник! У Петрушки праздник, праздник!

Цель игры: создать эмоциональную атмосферу ярмарки.

3. Защита творческих проектов.

– Не случайно форма нашего урока – творческая мастерская. Мы все актеры понемногу и не только актеры. В театре служат люди разных профессий, без них театр не может развиваться. И мы переходим к защите творческих проектов «Театральная афиша».

  • 1 группа рассказывает об истоках и этапах развития кукольного театра.
  • 2 группа представляет героев кукольного театра народов мира.
  • 3 группа раскрывает художественный образ Петрушки.

4. Театр – экспромт.

- Кто желает участвовать в творческом эксперименте, пожалуйста, выходите к доске. Разыгрывание сценки «Петрушка, волк, Маша, лягушка» (Куклы подготовлены учителем заранее).

- Кукольный театр продолжает жить и развиваться. «Традиции и современность кукольного театра» - тема защиты 4 творческого проекта.

5. Вывод.

- Почему так популярны и любимы кукольные театры в разных странах мира?

- Что позволяет кукольному театру идти в ногу со временем, развиваться?

- Нет больше бродячих кукольников, герои их представлений прочно обосновались на стендах музеев. Но образы их не забыты, и время от времени они снова и снова возникают на ширме, как Петрушка в нашем спектакле, только в новом обличье, в интерпретации современных режиссеров, художников, актеров. И в этом связь прошлого с настоящим, уважение к театральным традициям, народный дух современного театра кукол.

- Театр кукол живет. Правда, теперь он совсем другой, и принадлежит он 21 веку. А тот, старый – его называют традиционным, - ушел в прошлое. И все – таки мы часто вспоминаем о нем. Потому что изучение традиций расширяет наш кругозор, заставляя активнее работать мысль, фантазию – словом, влияет на всю нашу жизнь.

- Вернемся к эпиграфу урока. Какие же роли вы играли сегодня на уроке? (Режиссер, актер, художник, искусствовед, театральный историк и т.д.) Следовательно, мы согласны с высказыванием Пьера Ронсара.

6. Подведение итогов урока.

Оформление табеля с оценками за урок.

7. Задание на дом.

  • 1 вариант. Выполнить творческую работу: сочинение – размышление «Вечная тайна куклы. В чем она?»
  • 2 вариант. Реализовать свои способности в прикладном творчестве: создание театральной маски любого кукольного персонажа или куклы.  

8. Рефлексия.

- Благодарю всех за сотворчество. Творческая мастерская завершает свою работу.