Вязаная игрушка как средство развития цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Окружающий мир для детей наполнен красками. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль страх, удивление, восторг.

На протяжении многих лет в МДОУ №26 комбинированного вида “Колобок” г.Ковдора Мурманской области ведется многогранная работа по коррекции нарушений зрения у детей. Одним из важнейших ее моментов выступает развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушениями зрения.

Для этого предлагаю использовать игрушки связанные своими руками из разноцветных ниток.

  • “Радужные человечки”
  • “Цветик-семицветик”
  • “Разноцветные колпачки”
  • “Цветочная поляна”

Вязаные пособия развивают цветовое восприятие у дошкольников, оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на коррекцию зрительных нарушений, на общее психическое развитие ребенка.

Предлагаемые пособия учитывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику развития детей с нарушениями зрения, а также задачи коррекционной работы с детьми:

  • узнавание и называние цвета;
  • соотношение объектов по цвету;
  • локализация цвета из множества;
  • фиксация по насыщенности;
  • выделение цвета (основных цветов, тонов и оттенков) в окружающем.

Использование в игре цветных вязаных фигурок является положительным эмоциональным приемом.

Игры и упражнения помогают малышам обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют взаимоотношения с взрослыми и сверстниками - участниками общей деятельности. Предлагаю следующие игры и упражнения с вязаными фигурками.

Радужные человечки

Коррекционные задачи.

  1. Закрепить знания детей о семи цветах спектра: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом.
  2. Учить соотносить объекты по цвету.
  3. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал.

  1. Карточка разделенная на три части.
  2. В верхней части контурное изображение радуги.
  3. Связанные цветные веревочки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.
  4. Внизу гномики в разноцветной одежде прикрепляются к карточке с помощью липучки.
  5. На каждой полоски радуги небольшие отверстия, а так же отверстия над гномиками, фломастеры.

Описание игры.

  1. Перед Вами карточка с изображением радуги с нераскрашенными полосками. Раскрасьте каждую полоску радуги в свой цвет. А поможет вам лучше вспомнить порядок цветов в радуге
  2. “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”.
  3. Теперь внимательно рассмотрите маленьких гномиков и соедините каждого цветной веревочкой со “своим” цветом радуги.

“В магазине”

Коррекционные задачи.

  1. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
  2. Учить обозначить результат словами “такой”, “не такой”.
  3. Учить действовать по подражанию.
  4. Познакомить с названиями некоторых цветов.

Материалы: Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов, один набор цветных лоскутков, пуговицы, по цвету соответствующих цветам лоскутков.

Описание игры.

Гномики решили сшить себе новую одежду. В магазине выбирают ткань и пуговицы. Помоги им. Ребенок должен назвать и соотносить цвет имеющихся лоскутков, пуговиц, гномиков.

1 вариант. Комплект лоскутков находится у ребенка, который должен брать из подставки цветные лоскутки по одному и называть их цвет.

2 вариант. Ребенок достает лоскуток того цвета, который называет педагог.

3 вариант. Ребенок подбирает пуговицы к лоскуткам и объясняет свой выбор.

Гномики играют в прятки

Коррекционные задачи.

  1. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
  2. Учить обозначить результат словами “такой”, “не такой”.
  3. Учить действовать по подражанию.
  4. Познакомить с названиями цветов радуги.

Оборудование.

Панно с изображением дерева, травы, цветов. Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

Описание игры.

Педагог показывает панно и просит детей спрятать гномика: посадить так, чтобы их не было видно и никто не смог их найти. Педагог рассматривает вместе с детьми гномика, обращая внимание на то, что его цвет и цвет места, где гномик спрятался, совпадают (“такой же”), Гномика не видно - он спрятался.

Разноцветные пальчики

Коррекционные задачи.

  1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
  2. Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
  3. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета и их оттенки.
  4. Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения.
  5. Развивать мелкую моторику рук.

Материал:

Макет руки, сделанный из плотного картона. Колпачки, связанные из разноцветных ниток, белый лист, фломастеры.

Описание игры.

1 вариант

Дети получают разноцветные колпачки. Педагог надевает на каждый пальчик макета руки колпачки и просит детей надевать колпачки соответствующего цвета на свои пальчики, называя цвет каждого колпачка.

2 вариант

Педагог одевает на каждый пальчик макета руки колпачки. Дети рисуют cвою руку на бумаге и раскрашивают каждый пальчик соответственно образцу.

“Помоги гномикам посадить цветы”

Коррекционные задачи.

  1. Формировать у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте: светлый, тёмный, светлее, темнее.
  2. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
  3. Закреплять представления детей с нарушением зрения о светло-тонном ряде, учить выкладывать от самого тёмного до самого светлого и наоборот.
  4. Учить локализовать оттенки до 2-х - светлый, тёмный и более до 5-6 оттенков.
  5. Осуществлять взаимосвязь занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения активизацией и стимуляцией коррекционной работы по цветоразличению и цветоощущению.

Материал.

  1. Демонстрационный. Большой фланелеграф.
  2. Фигурки гномиков.
  3. Вязаные цветы всех цветов и их оттенков - до 5–8.

Описание игры.

1-й вариант.

Дети, посмотрите на гномика. Нужно подобрать и посадить ему 3 цветочка одного цвета, но отличающихся друг от друга.

Например: светло-красный, красный и тёмно-красный. И так со всеми цветами: оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый, серый, чёрный, коричневый и т.д.

2-й вариант.

Помогите гномику посадить много-много цветочков.

Задание 1 - выложить цветочки любых цветов и назвать их.

Задание 2 - выложить 5 цветочков одного цвета, но разных оттенков.

Радужная поляна

Коррекционные задачи.

  1. Учить детей различать и называть основные цвета и цветовые оттенки.
  2. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать ориентировку в микропространстве.

Материал.

Панно голубого цвета (небо). Связанные фигурки домиков, гномиков, цветов (все объекты крепятся к панно с помощью липучек).

Описание игры.

  1. Педагог предлагает расположить домики на панно в соответствии с инструкцией. (Например: Красный домик - в левом верхнем углу, синий - в правом нижнем углу и.т.д.)
  2. Педагог предлагает поселить каждого гномика в свой домик. (По цвету)
  3. Педагог предлагает “посадить” возле каждого домика цветы, одного цветового тона разных оттенков. (Например: возле синего домика - цветы разных оттенков синего цвета и.т.д.)

“День рожденья”

Коррекционные задачи.

  1. Закрепить названия цветов спектра.
  2. Учить соотносить объекты по цвету.
  3. Учить выделять цвет в окружающем.

Материал.

Фигурки гномиков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. Предметы разного цвета.

Описание игры.

Друзья подарили гномикам на день рождения много подарков. Во время веселья все подарки перемешались. Помоги гномикам разбирать подарки (по цвету). (Например: красному гномику - красный мяч, красный зонт; желтому - желтые носочки, желтое ведерко и т.д.)

“Цветик-семицветик”

Коррекционные задачи.

  1. Закрепить названия цветов спектра.
  2. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал.

“Цветик-семицветик” с лепестками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

Описание игры.

1-й вариант

В саду у гномиков вырос чудо-цветок. Ветер подул, и лепестки разлетелись в разные стороны. Помоги гномикам собрать цветочек.

“Узнай, какое настроение”

Коррекционные задачи/

  1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках.
  2. Учить соотносить объекты по цвету.
  3. Нормировать интерес к игре с цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание.
  4. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета.
  5. Познакомить детей с разными эмоциями.

Материал.

“Цветик-семицветик”, на лепестках которого изображены разные эмоции: радость, грусть, страх, испуг, спокойствие, удивление, гномики.

Описание игры.

Ребята, давайте узнаем какое настроение сегодня у гномиков. На лепестках “Цветика-семицветика” изображены эмоции, которые испытывают гномики. Сорвите лепесток названного цвета и посмотрите, какое настроение у каждого гномик. Изобразите эти эмоции.