Работа над звуком с использованием методики Кристин Линклейтер "Освобождение голоса"

Разделы: Внеклассная работа


  1. Музыка – искусство звука.
  2. Кристин Линклейтер и ее книга “Освобождение голоса”. Общие сведения.
  3. Работа над звуком. Общие положения.
  4. Работа над звуком с использованием методики Кристин Линклейтер.
  5. Заключение.

1. Музыка – это искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит так же ясно и понятно как говорят слова, понятия и зримые образы. А раз музыка есть звук, то главной заботой и первой обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. В современной вокальной методике эстрадного пения все чаще стирается грань между работой над голосом именно вокалиста и работой над голосом вообще людей речевых профессий, таких как актеры, ораторы, лекторы, учителя и просто люди любящие и заботящиеся о своем голосе. Именно поэтому мы решили обратиться к методике Кристин Линклейтер “Освобождение голоса”.

Рисунок 1

2. Кристин Линклэйтер ,<Рисунок 1> (Kristin Linklater) родилась 23 апреля 1936 года, она известный вокальный тренер, тренер по диалекту, преподаватель, актриса и режиссер. Ее работа направлена на освобождение природных функций голосового механизма по сравнению с развитием вокальной техники. Работы Кристин на тему голоса включают в себя “Освобождение голоса” (1976) и “Освобождение голоса Шекспира” (1992) В настоящее время Кристин является руководителем отделения актерского мастерства на факультете искусств Колумбийского Университета. Книга К.Линклэйтер "Освобождение голоса" <Рисунок 2> неоднократно выходила в крупнейших издательствах США, переведена на многие европейские языки. По методике Линклэйтер занимаются большинство театральных школ Америки. В своей работе упражнения из этой книги применяют современные эстрадные вокалисты. На русский язык книга переведена Ларисой Соловьевой, которая ведет сейчас занятия по этой методике в Москве.

Рисунок 2

Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на развитие и укрепление его, прежде всего как человеческого инструмента и как актерского. Цель метода Линклэйтер - заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи - психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.

3. Работа над звуком.

Мы знаем, что работа над звуком включает в себя несколько составляющих. Некоторые из них мы сегодня рассмотрим:

- постановка корпуса.

- дыхание

- звукообразование, звуковедение. (Виды атаки звука: твердая, мягкая, придыхательная. Середина звука. Окончание звука)

- артикуляция

Давайте подробнее остановимся на каждой составляющей части работы над звуком и над тем, что по этому поводу предлагает Кристин Линклейтер.

4. Методика Кристин Линклейтер

Постановка корпуса.

Линклейтер считает, что первый шаг к освобождению голоса — знакомство со своим позвоночником. Чем лучше Вы представляете связь движений тела с работой костей скелета, тем более экономичными будут мышечные затраты. Попробуйте провести мысленный эксперимент

Шаг первый.

Встаньте свободно, ноги на расстоянии 20 см.

Проследите за тем, чтобы Ваш вес равномерно распределился на обе ноги, сохраняйте равновесие между пальцами ног и пятками. Постарайтесь вообразить себе поочередно кости обеих ног.

Представьте, как кости голени вырастают из места, где они соединяются с лодыжкой.

Представьте, как бедро вырастает из коленного сустава.

Представьте себе место сочленения бедра и тазового пояса.

Представьте себе свой позвоночник вырастающим из поясницы, проходящим между лопатками с "плавающей" вокруг грудной клеткой и плечевым поясом на вершине.

Почувствуйте руки висящими от плечевого сустава.

Представьте себе кости рук, локтевые суставы, суставы предплечья, запястий, кости кистей и пальцев. Переместите Ваше внимание от рук к шее.

Представьте, как Ваши шейные позвонки продолжаются в черепе.

Представьте, что череп, как воздушный шар, "плавает" на вершине позвоночника.

Шаг второй.

Сфокусируйте Ваше внимание на локтевых суставах и позвольте им легко всплыть к потолку. Это движение включает в себя только верхнюю часть рук, притом мышцы предплечий, здесь как бы не участвуют.

Сфокусируйте свое внимание на запястьях и позвольте им всплыть к потолку.

Сфокусируйте свое внимание на кончиках пальцев и позвольте им всплыть к потолку.

Представьте, что кто-то слегка потянул Вас за кончики пальцев. Все Ваше туловище потянулось следом. Только ноги оставьте вне этого движения.

Теперь сделайте следующее: позвольте Вашим кистям расслабиться и повиснуть в запястьях. Обратите внимание на разность ощущений между кистью и всей рукой в целом.

Далее позвольте расслабиться Вашим предплечьям с тем, чтобы они свободно повисли от локтей. Обратите внимание на разность ощущений в предплечье, ладонях и верхних частях руки и плеч. Позвольте рукам тяжело упасть и свободно повиснуть от плеч. Ощутите тяжесть рук. Кровь быстро устремится к кистям рук и их температура изменится.

Пусть голова под своей тяжестью упадет вперед таким образом, чтобы голова и шея повисли на вершине туловища. Почувствуйте, как вес головы становится обузой для позвоночника, и он постепенно уступает этой тяжести. Ваш позвоночник начнет "разрушаться" сверху донизу, позвонок за позвонком, поддаваясь силе гравитации. Попытайтесь представить себе позвонки в этом движении один за другим.

Позвольте коленям расслабиться так, чтобы тяжесть Вашего веса сосредоточилась на середине стоп.

Проследите, чтобы вес не опрокидывал Вас назад — на пятки или вперед — на пальцы ног. Проверьте, чтобы шея не была зажата. Когда Вы почувствуете, что уже не можете поддерживать равновесие из-за возрастающей тяжести головы, отпустите позвоночник и повисните вниз головой. Представьте свое туловище висящим от копчика, поддавшимся силе гравитации. Дышите свободно. Вы делаете это упражнение для того, чтобы освободить мышцы туловища, мышцы плеч, мышцы шеи, головы и рук.

Теперь сфокусируйте свое внимание на копчике. От копчика начните "выстраивать" свой позвоночник вверх. Позвонок за позвонком, наподобие того, как Вы в детстве строили замок из кубиков, ставя один поверх другого.

Не напрягайте мышцы живота. Оставьте их свободными. Дышите.

Не выпрямляйте колени резко. Позвольте им для сохранения баланса в теле вытягиваться постепенно.

Направьте свое внимание на позвонки, которые поднимают грудную клетку.

Начиная от поясницы, "выстраивайте свой позвоночник, ставя каждый последующий позвонок на вершину предыдущего. Сейчас Вы — поднятое вверх безголовое туловище.

Сфокусируйте внимание на седьмом шейном позвонке, который "поднимает" шею, и начните постепенно достраивать остальные шейные позвонки, пока не дойдете до вершины позвоночника. Обратите внимание на новое ощущение. Вы не "поднимаете Вашу голову". В результате построения шейных позвонков Ваша голова "всплывает".

Шаг третий.

Мысленно совершите путешествие от стоп вверх по ногам к туловищу, по ходу освобождая напряженные мышцы в области желудка, ягодиц, плеч, шеи. Этим Вы переносите энергию от вышеупомянутых внешних мышц к представляемому Вами позвоночнику, постоянно работающему против сил гравитации. Ваш позвоночник — это поток движущейся вверх энергии, перераспределяемой сознанием.

Ощутите контуры тела, как бы начертанными в воздухе...

Обратите внимание на ощущения, которые вызывает воздух, касаясь Вашей кожи.

Теперь закройте глаза, направив свое внимание вовнутрь. Попытайтесь в течение 1-2 минут познать свое тело изнутри.

Потянитесь, зевните и встряхнитесь всем телом.

Шаг четвертый.

Следующее упражнение полезно делать с закрытыми глазами, поэтому, если Вы работаете самостоятельно, прочтите сначала мои комментарии.

Закройте глаза. Стойте свободно, с ощущением, будто позвоночник, вытягиваясь вверх, поддерживает Ваше тело. Для того, чтобы добиться полного расслабления внутренних мышц, позвольте себе мысленно совершить еще одно путешествие, на этот раз внутри черепа, начиная с его верхней точки и опускаясь вниз через лицо, к горлу, и ниже, к груди.

Обратите внимание на малейшие изменения Вашего дыхания по мере дальнейшего продвижения Вашего сознания вниз — в желудок, далее, сквозь кишечник, в нижнюю часть живота, в пах. Избегайте малейшего напряжения внутри тела. Снимая напряжение мышц, окружающих позвоночник, держите его устремленным вверх. В противном случае — наступит коллапс.

Позвольте всем Вашим внутренним органам способствовать Движению Вашего дыхания.

Проследите за реакцией внутри Вашего тела на непроизвольные движения дыхательного аппарата.

Ощутите глубоко внутри себя потребность зевнуть и потянуться.

Начните уступать этому желанию. Зевните, потянитесь, Отряхнитесь всем телом, так, как если бы Вы поднялись с постели в прохладной комнате. Или представьте себе, как зевает собака потягиваясь и встряхиваясь.

Отметьте, как чувствует себя Ваше тело, как Вы себя чувствуете. Из этого опыта работы Вы должны вынести знание: два контрастных чувств — релаксации и зажима, которые можно регулировать. Этот опыт развивает способность замечать зажимы во|многих частях органов тела (таких, как корень языка, центр диафрагмы, верхняя губа) и научиться снимать с них напряжение.

Способность к релаксации должна культивироваться медленно с заданной установкой. Иначе она приведет к состоянию полного упадка энергии, о чем уничижительно отозвался Е. Гротовский: "Человек не может полностью расслабиться, чему учат во многих театральных школах, потому что полностью расслабленный человек не что иное, как мокрая тряпка".

Дыхание – источник звука.

Наблюдая за процессом дыхания, нетрудно заметить: когда Вы вдыхаете — Ваш живот надувается; когда выдыхаете — он опадает. В связи с этим у Вac может возникнуть желание регулировать дыхание с помощью мышц живота. Втягивая живот в себя, Вы тем самым будете способствовать выходу дыхания, а выталкиванием мышц живота вперед - перемещению дыхания вовнутрь. Но заниматься этим — значит злоупотреблять своими наблюдениями. Дыхательные мышцы, не подчиняющиеся контролю нашего сознания, сложны, "утонченны" и находятся в глубине тела. Мышцы, которые контролируются сознанием, — "неуклюжие", большие и расположены на некотором расстоянии от легких. Сознательное контролирование дыхания разрушает его восприимчивость к изменению душевного состояния и ограничивает рефлекторную связь с дыхательным и эмоциональным импульсами. Не следует забывать, что рефлекторные реакции сымитировать невозможно. Рефлекторно только дыхание. Единственное, что Вы можете сделать для того, чтобы восстановить рефлекторный потенциал дыхания, это убрать мешающие ему мышечные зажимы, а также в процессе дыхания пробовать принимать определенные позы, которые бы этот процесс стимулировали.

Пусть Ваш рот откроется таким образом, чтобы Вы могли дышать только через него, а не через нос. Не открывайте рот слишком широко. Откройте его ровно настолько, чтобы дыхание могло свободно перемещаться. Если у Вас рот расслаблен, дыхание автоматически сопровождается звуком, напоминающим звук "ффф", который образуется где-то между верхними зубами и нижней губой.

Не произносите звук "ффф". Пусть он появится в результате перемещения дыхания изнутри через свободную полость рта.

Суть этого упражнения в том, что с помощью незначительного звука "ффф" Вы программируете освобождение дыхания из центра тела и перемещение его в переднюю часть рта. Все дыхательные упражнения, связанные с осознаванием дыхания, являются аналогичными для упражнений со звуком, поэтому все они должны делаться с приоткрытым ртом. С точки зрения гигиены и эстетики, во время отдыха или прогулки по улице практично дышать носом. Нос является фильтром для очищения и увлажнения воздуха на долгом пути к легким. В процессе речи дыхание должно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся импульсы и ему необходима прямая дорога, свободный и широкий проход. Если же Вы откроете рот слишком широко, то дыхание скорее придет к горлу, чем к передней части рта и образовавшийся звук будет походить на звук "ххх". Положение широко раскрытого рта программирует такой маршрут для звука, который акцентирует излишнее внимание на горле.

Почувствуйте, что Ваше дыхание и Ваше внимание сосредоточены в одном и том же месте — в центре тела. Представьте, что Ваше тело состоит не из двух частей, одна из которых Ваша голова, которая "комментирует" все состояния, а вторая непосредственно участвует в процессе дыхания. Представьте, что Вы и Ваше дыхание едины.

Освобождается Ваше дыхание — освобождаетесь Вы.

Теперь сообщите дыхательному центру импульс для слабого вздоха облегчения. Без звука.

Проследите за тем, как Ваше дыхание реагирует на этот импульс. Вы обнаружите, что в сравнении с привычным, биологическим дыханием, в ответ на импульс, вызывающий вздох облегчения, больший объем воздуха входит в легкие и больший объем воздуха выходит на звуке, напоминающем "ффф".

Еще раз осознанно повторите вздох облегчения. Проследите за непроизвольной реакцией дыхательной мускулатуры.

Вообразите, что Ваш разум — "диспетчер" импульсов. Ваши чувства — адресаты этих импульсов — и дыхание находятся в одном месте, в центре Вашего тела.

Вновь вызовите импульс, приводящий к вздоху облегчения. Ощутите чувство облегчения глубоко внутри своего тела. Освободитесь от этого чувства и дыхания одновременно. Расслабьтесь внутри. Позвольте дыханию переместиться.

Касание звука.

Представьте, что звук, так же, как и дыхание, начинается в центре тела. Мысленно определите связующий центр всего звукообразующего комплекса в своем организме на добрых сорок пять сантиметров ниже, чем ожидали.

вообразите, что вибрации касаются диафрагмы.

А теперь позвольте вибрациям совершить двойной "подскок" в том же ритме естественного дыхания: "Ха-ха". Коснитесь звука в центре диафрагмы: ха-ха.

Дождитесь момента, когда дыхание захочет переместиться, и уступите ему.

Дыхание входит: O (O — символ нового дыхания. Коснитесь звука: ха-ха.

Расслабьтесь внутри. Дыхание входит: O

Коснитесь звука: ха-ха.

Расслабьтесь внутри.

Дыхание перемещается: ха-ха O ха-ха O ха-ха O ха-ха O.

А сейчас изучите физическую сторону восприятия звука в центре тела. Физическое восприятие дыхания со звуком должно родниться с ощущением непроизвольного дыхания без звука. Попытайтесь не "делать" звук, а пусть он возникнет в результате "касания звука". Сравним по аналогии. Вы не создаете электричество в электролампочке. Вы нажимаете выключатель и включаете свет.

Может оказаться совсем не просто — оградить мышцы гортани от участия образования звука в этой точке. Может показаться, что звук все еще находится в гортани, однако, попытайтесь опустить его вниз. Для того чтобы сделать это упражнение без лишних усилий со стороны мышц гортани, проделайте его на полу, лежа на спине.

Когда Вы сумеете максимально расслабиться, то обнаружите, что стенки живота поддаются силе гравитации и Ваше видение и восприимчивость звука происходят в глубине тела с большей отчетливостью.

Возьмите вздох облегчения на звуке. Во время звучания потрясите свой расслабленный живот с помощью рук.

Представьте, что Вы в действительности массируете внутреннюю полость живота вибрациями, все более доверяясь ощущению, что вибрация находится, скорее, в глубине тела, нежели в горле или во рту.

Опять вернитесь к физическому восприятию звука в центре, коснувшись звука: ха-ха.

С ощущением вибраций в глубине тела посчитайте от одного до пяти.

Назовите Ваше имя. Затем, как бы на долгом выдохе, на той же высоте — удлините звук.

Повторите вздох облегчения, прозвучав на той же высоте и на этот раз на звуке сомкнув губы. Мысленно отметьте ощущение вибраций на губах. Продолжая звучать, приоткройте губы. Прервите звучание. Расслабьтесь внутри и позвольте дыханию переместиться:

Еще раз повторите это упражнение. Повторяя упражнение, не позволяйте своему сознанию оценивать качество звука. Это может Вас привести вместо открытия новых физических ощущений, в которых существующий звук не имеет особенного значения, к повтору знакомого звука. Теперь опустите звук на полтона ниже. Выдохните: "Ха-хаааааа", представляя себе поток вибраций, поднимающийся из середины Вашего тела наружу через рот. Осторожно сомкните губы на вибрациях.

Почувствуйте собирающиеся на губах и словно усиливающие друг друга вибрации.

Позвольте своим губам приоткрыться. Звук, вытекающий наружу, станет мощнее за счет экстра-вибраций, отражающихся от деки, — Ваших губ. Расслабьтесь внутри и позвольте дыханию вернуться.

Повторите весь процесс, поднимаясь и опускаясь по диапазону, звуча на высоте своего среднего регистра, на высоте, с которой Вы начинали.

Звук, образующийся при смыкании губ на вибрациях, обычно воспринимается как жужжание. Поработайте с этим звуком в части его физического осознания. Попытайтесь .воспроизвести: "Хамм", повторяя знакомое звучание не механически, а позволяя вибрациям всплыть из самой глубины тела, из его середины. Сомкните губы и, собрав эти вибрации, усильте их за счет отражения деки губ.

В этих упражнениях губы почти всегда несколько напрягаются. Это напряжение происходит либо от чрезмерных усилий, либо по привычке. Наша главная предпосылка состоит в том, что напряжение убивает вибрации. В следующем шаге посмотрим, смогут ли губы, находящиеся в состоянии наибольшей релаксации, отражать звук с большим успехом.

Шаг второй.

Выдуйте воздух сквозь губы таким образом, чтобы губы затрепетали.

Трудно описать этот сброс напряжения с поверхности губ. Лошади делают так, чтобы расслабиться. Подобное движение повторяют губами маленькие дети, изображая грузовик или легковой автомобиль. Это упражнение не является особенно важным, но освобождает от напряжения и стимулирует всю область губ, будит бездействующие вибрации и помогает сформировать звук в передней части рта. Кроме того, его просто весело делать. Делайте его со звуком и без звука, но лучше всего не вовлекая при этом в движение другие части тела. Если же Вы все еще сомневаетесь, что это за упражнение, прочтите несколько его практических описаний.

1. Приложите пальцы к углам рта и, растянув рот, тут же, отпустив пальцы, выдуйте вибрации с воздухом через губы.

2. Подняв указательный палец к передним зубам и имитируя желание чистить зубы, позвольте губам совершенно расслабиться и "упасть" на палец. Пусть вибрации струятся через рот, а Вы в это время мысленно произносите: "Хамм".

Представьте, что вибрации — это паста, а Ваш палец — зубная щетка. Начните чистить зубы, быстро передвигая пальцем вверх и вниз, оставляя при этом губы совершенно расслабленными. А теперь озвучьте эту "ясельную" игру. Сохранив губы расслабленными и убрав палец, выдуйте поток воздуха с вибрациями сквозь губы. В результате, брызгая слюной и трепеща в вибрациях, Ваши губы начнут лениво имитировать работу мотора, при этом издаваемый звук будет чем-то походить на звук "б". Дайте этому движению совершенную свободу. Вообразите, что Ваши губы начинаются от щек, и почувствуйте, как вибрации распространяются по всему Вашему лицу. Вам может стать щекотно. Чтобы убедиться, что углы рта свободны и не сморщены, поглядите на себя в зеркало.

Шаг третий.

Выдуйте воздух с вибрациями сквозь губы (для удобства используя высоту среднего регистра) и на том же дыхании сомкните губы на "хамм", после чего разомкните губы, позволив вибрациям улетучиться.

Далее описывается цепь физических действий и наблюдений, необходимых для предыдущего упражнения.

Освободите дополнительные вибрации, выдувая их через губы, а затем соберите вибрации на губах в том месте, где губы касаются друг друга и дайте им возможность исчезнуть в момент, когда Ваши губы разомкнутся.

Подкрепите это упражнение длинным, исходящим из глубины тела, вздохом облегчения.

Расслабьтесь внутри. Позвольте дыханию переместиться. Повторите это упражнение, поднимаясь и опускаясь по диапазону.

Исследование связи между способностью к восприимчивости и силой голоса посредством воображения. Встаньте в двенадцати шагах от стены, воображая, что стена — это огромный холст (до двадцати шагов в ширину), на котором Вы собираетесь нарисовать морской пейзаж. Сначала прочтите инструкции. (Приложение 1)

Все импульсы связаны с дыханием во внутреннем центре. И вместе с дыханием выходят наружу через все туловище на "фффф".

Последние инструкции перед началом: соедините вдохновение с насущной необходимостью быстро нарисовать картину на холсте. Вперед.

Артикуляция.

Слово "артикуляция" означает "сочленение", "соединение". Это сверхупрощенная оценка комплексной деятельности организма, при которой мысли трансформируются в слова. И многое здесь зависит от индивидуальности. Индивидуальность содействует этому процессу, и ей должны быть открыты самые широкие возможности.

Слово "артикуляция" означает "сочленение", "соединение". Это сверхупрощенная оценка комплексной деятельности организма, при которой мысли трансформируются в слова. И многое здесь зависит от индивидуальности. Индивидуальность содействует этому процессу, и ей должны быть открыты самые широкие возможности.

Существует один критерий для ясной речи - это ясное мышление.

5. Заключение.

Проблема поиска новых методов и приемов в области работы над голосом остается в наше время весьма актуальной. Поэтому работая над данной методической разработкой, подробно анализируя труд Кристин Линклейтер “Освобождение голоса”, явно осознаешь необходимость применения ее на практике. Хочется порекомендовать обратиться к книге Кристин Линклейтер “Освобождение голоса” учителям музыки и руководителей вокальных студий и кружков.