Имя прилагательное

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. обобщение и систематизация знаний по теме на основе умений учащихся:
    • устанавливать связи между именами существительными и прилагательными;
    • изменять имена прилагательные по числам, родам, падежам;
    • образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов;
  2. усвоение материала урока каждым учеником в зоне его ближайшего развития;
  3. развитие творческих способностей учащихся;
  4. формирование коммуникативной культуры школьников, потребности в достижении обозначенной цели.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

На доске картинки с цветами-первоцветами.

– Ребята, я прочитаю вам текст о перелеске, а вы постарайтесь определить о каком из этих растений идет речь.

Ранней весной в березовой роще можно найти милое весеннее растение. Из листьев выглядывают цветочки с лепестками. Эти звездочки – перелеска.

– Смогли вы узнать перелеску? Если нет, то почему? На столах лежат тексты. Прочитайте их. Что можете сказать? А теперь узнали цветок?

Ранней весной в березовой роще можно найти милое весеннее растение. Из плотных листьев выглядывают нежные цветочки с тоненькими лепестками. Эти синенькие звездочки – голубая перелеска.

– Какие слова помогли узнать цветок? Какая это часть речи? Какое образное сравнение использовал автор? Для чего в речи используются имена прилагательные?

– Сегодня на уроке мы побываем в стране «Имя Прилагательное». А путешествовать будем на сказочном поезде по данному маршруту. Каждая станция – это этапы нашего урока, которые позволят обобщить и систематизировать знания по теме. А вы, ребята, должны быть внимательными, слушать друг друга, активно работать.

– Дайте, пожалуйста, определение имени прилагательному.

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ» – название нашей первой станции.

Наш маршрут. Страна «Имя Прилагательное»

Названия станций появляются в течение урока.

II. Упражнение в изменении имен прилагательных по родам и числам.

– Заняли места в вагонах.

Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повез
Точно настоящий.

Пассажиры 1 вагончика (задания 1 уровня) Пассажиры 2 вагончика (задания 2 уровня) Пассажиры 3 вагончика (задания 3 уровня)
Самостоятельная работа.
– У каждого из вас текст. В тексте у имен прилагательных определите род и число.

Перелеска.
Ранней весной в березовой роще можно найти милое весеннее растение. Из плотных листьев выглядывают нежные цветочки с тоненькими лепестками. Эти синенькие звездочки – голубая перелеска.

Обратная связь.
– У всех ли имен прилагательных смогли определить род, если нет. То почему?
Работа с учителем.
«Задача-игра».
– Работаем по карточкам.
Задание 1.
Жираф
Сорока
Журавли
Лебеди
Солнце
         белобокая
белокрылые
длинношеий

длинноногий
весеннее
Соедините стрелками слова, чтобы получились словосочетания. Объясните свой выбор. Определите род и число имен прилагательных.

Обратная связь.
– Как называется связь имени существительного с именем прилагательным?
Самостоятельная творческая работа.
– Используя опорные слова, сочините четверостишие.
… подснежник

… голубой;
… валежник
… живым.

(За основу учитель взял стихотворение В. Брюсова «Веснянка»).
В душу нам глядит подснежник
Взором голубым;
Даже старый хлам, валежник
Кажется живым.

Обратная связь.
Презентация стихотворений.

Итог.

– Что повторили об имени прилагательном? Как можно назвать эту станцию?

«ИЗМЕНЕНИЕ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ»

III. Упражнения в изменении имен прилагательных по падежам.

Физкультминутка.

Загудел паровоз и вагончики повез
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

Пассажиры 1 вагончика (задания 1 уровня) Пассажиры 2 вагончика (задания 2 уровня) Пассажиры 3 вагончика (задания 3 уровня)
Работа с учителем.
– В тексте «Перелеска» определите падеж имен прилагательных, используя алгоритм.

Алгоритм.
1. Находим имя существительное, с которым в тексте согласуется прилагательное.
2. Определяем падеж у имени существительного.
3. У имени прилагательного падеж такой же.
– Запишите в тетрадь выделенные имена прилагательные в Р.п., Д.п.
Самостоятельная работа.
– Продолжаете работать по карточкам. Задание 2.
– Запишите получившиеся словосочетания с именами прилагательными мужского рода в Р.п.; женского рода в П.п.; среднего рода в Д.п.; множественного числа в Т.п.

Обратная связь.
Самопроверка по образцу.

Образец.
М.р. Р.п – ЕГО
Ж.р. П.п. – ОЙ
Ср.р. Д.п. – ЕМУ
Мн.ч. Т.п. – ЫМИ
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
– Имена прилагательные
золотые, свинцовые, говорливые, тяжелые

употребите в прямом и переносном смысле, подобрав к ним соответствующие имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания. С одним из них составьте предложение и запишите его.

Обратная связь.

Взаимопроверка.

Итог.

– Какой грамматический признак имени прилагательного вспомнили на этом этапе урока? Как назовем станцию?

«ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ»

IV. Образование имен прилагательных.

Физкультминутка.

Вот поезд наш едет.
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Пассажиры 1 вагончика и 2 вагончика (задания 1 уровня и 2 уровня) Пассажиры 3 вагончика (задания 3 уровня)
Самостоятельная работа.
Игра «Ум хорошо, а два лучше».
– По сигналу играющие начинают образовывать при помощи суффиксов имена прилагательные (1 группа с суффиксом -н, 2 группа с суффиксом -ск, 3 группа с суффиксом -ист ). По сигналу прекращают работу.

Обратная связь.
Каждая группа по очереди называет свои имена прилагательные. Побеждает та группа, которая больше составила слов.
Работа с учителем.
Работа по карточкам.
Черви (дождь), дни (дождь), приставка (игра), машинка (игра).
 
Обсудите, какое задание можно дать к этой работе.
– Запишите прилагательные в тетрадь, разберите их по составу.

Итог.

– Как образуются имена прилагательные? Как назовем станцию?

«ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Общий итог.

– Обращаясь к пройденному маршруту, расскажите, что должен знать и уметь ученик по теме «Имя прилагательное». Для чего употребляем имена прилагательные в речи?

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Имя прилагательное – очень занимательное.
Его вопросы: Чей? Какой?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает признаки предметов
И без существительного не живет при этом.
Разнообразит нашу речь,
Предмет определяет.
В речи без него никак –
Это каждый знает.

V. Контрольный срез. Работа по уровневым тестам.

После того, как учитель собрал работы, дети имеют возможность проверить свои знания по ответам, заготовленным на доске (Приложение):

1 уровень [2.1] 2 уровень [2.2] 3 уровень [2.3]
1. б) 1. б) 1. б)
2. а) 2. а) 2. а)
3. б) 3. б) 3. б)
4. б) 4. б) 4. а)