Былины. Добрыня и Змей. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: дать понятие былины, познакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.

Задачи:

  • Обучающие: формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.
  • Научить использовать Интернет-ресурсы при выполнении задания.
  • Развивающие: развивать связную речь, воображение, мышление.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
  • Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя

Техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, Интерактивная доска, Презентация "О доблестях, о подвиге, о славе". 

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

I. Проверка домашнего задания

Работа с интерактивной доской.

  1. Установи соответствие между героем и названием произведения. (Слайд 1 презентация у автора)
  2. Составь имя и дай характеристику герою. (Слайд 2)

II. Подготовка к восприятию.

На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 1, Презентация)

Что записано на доске?

Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?

Послушайте мою загадку: (Слайды 2-3)

Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. 
(Богатырь)

– Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри) (Слайд 4)

– Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 5)

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан-моря,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

(читает ученик)

Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 6)

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря. Дети читают статью:

Богатырь – 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)

Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

Силач, воин, защитник, витязь

Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. (Слайд 7)

Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)

Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?

А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

– В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?

Что такое былина? (Слайд 8)

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название (Слайд 9)

– Откройте оглавление и прочитайте названия произведений, которые включены в этот раздел.

– О чем будут эти произведения? (О воинах, о подвигах которые они совершали)

– А события, описанные в этих произведениях, будут относиться к нашему времени или к древним временам? (К древним временам)

– Давайте посмотрим, какое оружие и доспехи были у древних воинов (Слайд 10)

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ подготовленного ученика.

Наши предки-земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным испытанием были воинственные набеги соседних народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о могучих, бесстрашных защитниках русской земли (Слайд 11)

– Былины раньше пелись. Сказители-гусляры владели 1-2 мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

Рассказ про гусли (Слайд 12)

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса

В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. (Слайд 13) Звучание гуслей

2. Рассказ подготовленного ученика.

Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие о преданиях старины глубокой. Назывались старинами, старичками. Позднее появилось слово «былина» (с ударением на последний слог), что означало «быль», т.е. правдивое повествование.

Раньше в исполнении гусляров, народных сказителей былины звучали не так, как сейчас – напевно, ритмично, с древнерусскими словами, которые нам уже непонятны. Мы познакомимся с былинами, которые пересказаны для нас привычным современным языком.

(Слайд 14)

3. Чтение вступительной статьи.

Дети читают самостоятельно.

Беседа по содержанию.

– Что такое былина? (Былина – это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков)

(Слайд 15)

– Содержат ли былины вымысел или все что в них изложено реально? (В былине можно найти много исторических примет. И все же былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел. Для былин важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни).

4. Слово учителя.

Прочитайте, как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

(Слайд 16)

– Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но и те, и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.

Былины переносят нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели, сказочный характер только с течением времени.

В былинах вполне достоверно изображена Русская земля (Слайд 17)

Обычно действие происходит возле Киева – исторического центра России, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами. (Слайд 18)

Демонстрация картины Виктора Васнецова «Богатыри» (Слайд 19)

– Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Как выглядят богатыри?

– Подумайте, кто из богатырей старший на заставе? Как определили?

– Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как они изображены художником?

Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 20)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

5. Словарная работа

(Слайд 21)

  • ПАЛИЦА – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом;
  • ПАРОБОК – на Украине юноша, парень, одно из значений – оруженосец;
  • КУРЕВА – «пыльная курева» – имеется в виду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения;
  • ПРИУМАЯЛСЯ – притомился, устал;
  • ОЩЕРИТЬСЯ – оскалиться, угрожающе показать зубы;
  • ПОРЕШИТЬ – кончить, убить;
  • ДОРОДНЫЙ – рослый, крупный, полный;
  • ВЕЛИЧАТЬ ПО ИЗОТЧИНЕ – называть по отчеству, по отцу;
  • ЧАРА – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина;
  • ШПЕНЕЧКИ – небольшие шипы, стержни;
  • СТОЛЬНЫЙ ГРАД – столичный город, столица;
  • УЧУЯТЬ – почувствовать.

Начало былины читает учитель, затем она читается детьми вслух относительно законченными по смыслу частями. Все, что непонятно, тут же, по ходу работы, поясняется учителем

Когда учащиеся откроют учебник на странице 161, сначала им нужно рассмотреть иллюстрацию.

– Что здесь изображено? Где происходит действие? (Это княжеские белокаменные палаты).

– Что здесь происходит? (Идет пир, князь беседует с Добрыней.)

– Как зовут князя? (Князь Владимир).

– Где он нарисован? Покажите.

– Как вы догадались, что именно это и есть князь?

– С кем он разговаривает?

– Прочитайте разговор князя с Добрыней.

После этого былина читается дальше.

После чтения слов «...а от меньшого и ответа нет» (в конце страницы 162) учитель может задать уточняющий вопрос:

– Почему все молчат? (Боятся.)

V. Закрепление изученного материала.

– С каким новым жанром мы познакомились сегодня на уроке? (Былины)

– Какова главная идея былины?

– Что такое былина?

– Каких былинных героев знаете?

– Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

– Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

Работа с интерактивной доской. (Слайд 22)

VI. Домашнее задание.

Перечитать былину, читать другие былины про русских богатырей.