Интегрированный урок изобразительного искусства и информатики

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Обобщение знаний понятия “графика”.

Задачи:

  1. Научить детей различать и применять различные виды графики.
  2. Показать учащимся разнообразие применения компьютерной графики.
  3. Научить детей самостоятельно находить области практического применения знаний и навыков изобразительного искусства в жизни человека.

Оборудование:

компьютеры, графические изображения, гравюры, этикетки, марки, открытки, пакеты, обложки книг, иллюстрации.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Вступительное слово – 5 минуты.
  3. Беседа – 10 минут.
  4. Постановка художественной задачи – 5 минуты.
  5. Самостоятельная работа учащихся / индивидуальная помощь в выборе замысла– 20 минут.
  6. Подведение итогов – 10 минут.

Ход урока

Вступительное слово:

– “ Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика – это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и чёрного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы постоянно сталкиваемся с ними в жизни.
– С какими видами графики вы знакомы? (Книжная иллюстрация, т.е. печатная графика.)
– Назовите представленные виды графики (показывают образцы и называют виды графики).
– Какие графические материалы использует художник?
(Цветные мелки, уголь, фломастеры, цветные карандаши, чаще черная тушь и перо.)

Расскажите о самом распространённом виде графического искусства.

Ученик. Это книжная иллюстрация или печатная графика. Мы с ней сталкиваемся в повседневной жизни – это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках.

Ученик. А также ещё существует промышленная графика– это всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках.

Ученик. Также существует самостоятельное произведение – гравюра на бумаге, линогравюра, т.е. станковая графика.

Учитель. – “Ребята, а какой вид графики появился не так давно? (Компьютерная графика.) Скажите, что это такое – компьютерная графика?

(Это оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; компьютерная мультипликация, компьютерные игры..

На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. А также можно создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненные в цвете.

– Ребята, посмотрите на доску, на ней вы увидите графические изображения, некоторые из них выполненные учениками нашей школы.
– Назовите, какими графическими материалами они выполнены?

Физкудьтминутка.

– Скажите, чем вы пишите на уроках? Чем вы держите авторучку?

Прошу всех встать и разойтись по классу. Сейчас мы будем с вами писать, не так как вы привыкли, а частями тела. Ваша задача выполнять мои команды.

  1. Нарисуйте свою фамилию в воздухе – коленкой.
  2. Нарисуйте своё полное имя – правой рукой.
  3. Нарисуйте своё отчество – левой рукой.
  4. Нарисуйте правым локтём – число вашего рождения.
  5. Нарисуйте левым локтём – месяц вашего рождения.
  6. Нарисуйте головой – год вашего рождения.

– Молодцы!

– А теперь приступаем ко второй части нашего урока (учитель информатики).

Учитель информатики:

В свою очередь компьютерная графика делится на два вида:

(простыми словами любой рисунок) (используется уже геометрические . элементы)

Растровое изображение формируется из точек различного цвета, которые образуют строки и столбцы. Оно очень чувствительно к уменьшению и увеличению. При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, следовательно теряет четкость мелких деталей изображения. При увеличении точки добавляются в результате несколькими соседними точкам назначается одинаковый цвет. И появляется ступенчатый эффект.

Что можно делать в растровом графике?

  1. Рисовать от руки.
  2. Использовать графические примитивы (линии, прямоугольники, эллипсы и т.д.)
  3. Вырезать, склеивать, стирать произвольные части изображения.
  4. Использовать любые краски
  5. Добавлять к рисункам текст и т.д.

Но совсем другое дело, когда мы говорим о векторном графике.

Векторная графика изображения формируется из базовых графический объектов (линии, окружности, прямоугольников и т.д.)

Для каждого объекта можно указать цвет, толщину и стиль линии его контура.

Что можно делать векторная графика?

  1. Создание, удаление, перемещение и т.д.
  2. Формирование заливок.
  3. Разнообразные методы для работы с кривыми.
  4. Богатые возможности работы с текстом.

"Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью – экран дисплея. На уроках информатики вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущество работы на компьютере – это, во-первых: скорость, во-вторых возможность варьировать изображение. перемещать его по рабочей плоскости, в-третьих: увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы. Не раз мы с вами говорили о том, что графика – это, прежде всего рисунок, линейный и четкий.

У нас рабочая плоскость – экран компьютера с монохромным изображением.

"Сегодня мы на основе сочетания плоских геометрических фигур попробуем создать графическую композицию. Каждое искусство располагает своими выразительными средствами. Живопись использует много цветов, графическое изображение ограничивает художника черным и белым цветом. Художник должен эти средства обогатить. Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Линией, контуром набрасываем свою будущую композицию. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие "пятно " (зрительный центр), сочетание элементов (белых и черных ) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, "не разваливаться" на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.

Задание :

  1. Придумать свою композицию в разных редакторах.
  2. Просмотреть мультик

Рефлексия: В правом верхнем углу своего рисунка нарисуйте солнце, если вам понравилось на уроке. Или тучку, если вам не понравилось.

Рисунки учащихся.


Рисунок 1. “У озера”.


Рисунок 2. “У новогодней ёлки”.


Рисунок 3. “Росомаха”.