Методическая разработка развивающего психолого-педагогического вида для младшего и среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Малышам и все, всем, всем… (творческим воспитателям и любящим родителям)

«…Не только интеллектуальное развитие
ребёнка, но и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи».

Л.С. Выготский

В сфере дошкольного образования уровень инновационного развития определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей образовательных систем, но тем не менее все это опирается на педагогические знания и опыт.

Инновационная деятельность неотделима от творчества, оно «зависит от оригинальности и созидательности мышления… Без творчества не может нововведения» (Твисс Б 1989).
По классификации Урминой И., Данилиной Т. «Инновационная деятельность в ДОУ» (Линка-пресс, 2009) свою разработку по инновационному потенциалу мы относим к конструктивному соединению элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения).

По этой же классификации по масштабу данная разработка относится к модульным (комплекс частных, связанных между собой занятий).

Детская речь – область знания, находящаяся настыке лингвистики, психологии, физиологии, когнитивной науки, социологии. Проведённые исследования говорят о необходимости привлечения самого серьёзного внимания родителей и работников дошкольных учреждений к развитию речи у детей начиная с раннего возраста. Это крайне важно и потому, что дефекты в речи влекут за собой нарушения развития психики детей и их дальнейшую социализацию.

Теоретическая часть

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский говорил «…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психо-лингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. От того, как мы педагоги разовьём речь ребёнка, будет зависеть очень и очень многое в его будущей жизни.

Речь является высшим проявлением развития психики человека, а значит и главным средством в психическом развитии, поскольку только она позволяет осуществлять познавательное общение. Значение речи для психического развития ребенка состоит в том, что расширяется пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию детского мышления, условия для адаптации ребенка в социуме.

В отличие от модульной теории усвоения Н.Хомского, где речь представляет собой автономную когнитивную систему, мы в своей разработке учитываем концепцию Л.С. Выготского, где в основе обучения лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, обучение ведет за собой развитие, и общение происходит на фоне познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о социальном и физическом мире.

Мы предлагаем практические занятия, объединяющие не только занятия по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, но и развитие различных психофизиологических процессов, одновременно происходящих вчеловеческом организме. На занятиях используются межуровневые связи икогнитивные системы, создающие модели переработки информации. Функционально-прагматический подход связывает когнитивное исоциально-личностное развитие ребенка сиспользуемой имречью.

Данная методическая разработка составлена на стыке двух дошкольных педагогических дисциплин – логопедии и психологии. По мнению профессора Волковой Л.С. и С.Н.Шаховской развитие речи и психики тесно взаимосвязаны и взаимопроникновенны друг в друга.

Используя исследования ведущих логопедов и психологов, мы разработали цикл интегрированных занятий, развивающих параллельно речь, познавательную деятельность детей и способствовать социализации младших дошкольников.

Актуальность данной разработки мы видим в том, что на современном этапе система дошкольного воспитания строится на передаче дошкольникам знаний, а мы хотим представить разработку позволяющую развивать речь через развитие познавательных процессов. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер. Всем давно известно, что связная речь является основным показателем общего развития ребёнка и имеет особенно важное значение. Ее недоразвитие является показателем недоразвития психических процессов. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе.

Новые качества психики (а именно речи у маленьких детей) возникают тогда, когда есть «внутренняя готовность» к новообразованиям и «условия социума». Поэтому основной целью нашей работы было развить эту внутреннюю готовность и создать условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, в дошкольном возрасте, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребенка в целом, его социализации.

Кроме нарушения эмоционально-волевой, поведенческой сферы у многих детей с проблемами речи проявляются ещё и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие движения при разговоре неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания (различных видов), наблюдаются отклонения в двигательной сфере ре­бенка. Формирование двигательных функций, и коррекция моторики дошкольников спо­собствует более быстрому и эффективному преодолению их ре­чевых расстройств. Своевременная профилактика речевых нарушений детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. В нашем детском саду составлен комплексный план медико-педагогической работы, включающий лечебное, педагогическое и социальное воздействие на детей дошкольного возраста (Приложение 2). Здесь как никогда будет своевременно вспомнить о здоровьесберегабщих технологиях, т.к. главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья.

Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

Мы используем здоровьесберегающие технологии для обеспечения и поддержания реального здоровья воспитаннику детского сада.

В своей работе используем следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, а так же элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”– тифлопедагогика). Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. К здоровьесберегающим технологиям в нашей разработке можно отнести: динамические паузы, релаксацию, гимнастику пальчиковую, гимнастику дыхательную.

Практическая часть

Методическая разработка рассчитана на два года обучения от 3до 5 лет (вторая младшая и средняя группы).

Занятия проводятся подгруппами по 10-12 человек, два раза в неделю в течение учебного года, по 15 мин во второй младшей группе, 20 мин в средней.Проводятся с использованием наглядного демонстрационного материала:

  • Предметные картинки по лексическим темам;
  • Звуки-символы, картинки звуков-символов по М.Ф.Фомичёвой
  • Мнемодорожки и мнемотаблицы
  • Разрезные азбуки и карточки для чтения;
  • Использование художественного слова, стихотворный материал Н,С.Нищевой.

На занятиях используются элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Психогимнастические игры
  • релаксационные упражнения
  • имитационные игры
  • динамические паузы
  • элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой Н.
  • пальчиковые игры
  • элементы цветотерапии

Основную цель работы мы определили как: развитие осознания языковой действительности, звуковой стороны языка, его элементов, как основы коммуникативности, развития познавательных процессов.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приёмов обучения, в основном игровых и сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (педагог предлагает поиграть, посмотреть картинку, послушать сказку).

Структура занятия проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы педагога отвечают все вместе. Все занятия и игры по развитию речи построены на принципе взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей.

Все игры-занятия начинаются с приветствия (авторское), которое остается неизменным на протяжении всего учебного года, чем достигается эмоционально-положительный настрой на занятие.

Задачи первого года обучения:

  • Развитие речевых навыков и навыков мыслительной деятельности
  • на основе ассоциативных представлений,
  • Знакомство со звуками русского языка. Подготовка к практическому
  • усвоению второго языка.
  • Ранняя подготовка детей к чтению.
  • Оптимизация процесса адаптации к социуму. Обучение навыкам взаимодействия со сверстниками.
  • Развитие эмоциональной сферы детей, на основе вербального и невербального общения.

В средней же группе начинается обучение детей рассказыванию с помощью мнемотехники. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Работа с мнемотаблицами, учит детей составлять рассказы, пересказывать сказки. Это позволит детям в дальнейшем перейти к составлению творческих рассказов.

Происходит и дальнейшая работа по развитию познавательных процессов, эмоциональной сферы детей. Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, формировать навыки социального поведения и общения, воспитывать толерантность, через игры, художественную литературу, этюды и упражнения создать условия для осознанного поведения детей в окружающем мире.

Результатом занятий становится не простое обучение тому, «что такое хорошо, и что такое плохо», а научиться определять свою позицию к различным явлениям жизни, терпимость по отношению к разным людям.

Задачи второго года обучения:

  • Знакомить детей с буквами русского языка, звукобуквенным анализом, и как следствие раннее обучение чтению.
  • Развивать умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать сказки по мнемотаблице и коллажу.
  • Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников как основы психического здоровья.

Занятия состоят из нескольких частей:

1. Развитие речи с движением (координация речи и движения). Стихотворная форма словарного материала (весёлые стихи, рифмованные упражнения) влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивает интерес к русской речи и языку, поэзии. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

2. Самомассаж входит в комплексную медико-педгогическую систему. Элементы самомассажа выполняются самим ребенком. Целью его является стимуляция кинетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата. Самомассаж выполняется подгруппой детей.

3. Пальчиковая гимнастика. По словам В.А.Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие ученые (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

4. Знакомство со звуками русского языка (второй год обучения – с буквами) происходит с помощью звуков-символов. С помощью которых дети составляют слоги и пропевают их. Исследования лингвистов, психологов и педагогов-дошкольников показывают, что младший дошкольный возраст – наиболее высокой «звуковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Использование специальных символов обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений), улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи. Расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа. У детей младшего дошкольного возраста преобладает поверхностное дыхание, поэтому на занятиях с помощью игровых упражнений и ситуаций развивается длительный речевой выдох, дети знакомятся с различными видами выдоха (короткий, прерывистый).

5. С помощью речи, слов ребёнок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения. Позднее – слова обобщающего значения. Расширение словаря детей младшего дошкольного возраста проводится только с использованием наглядного материала. Расширение активного словаря по лексическим темам в младшей группе позволяет учить детей составлять простые, а затем сложносочиненные предложения.

6. Игры-имитации, развивающие воображение и эмоциональную сферу; игровые упражнения на развитие когнитивных процессов, моделирование игровых ситуаций на снятие эмоционального напряжения малышей;

7. Динамические паузы используются не только для организации смены видов деятельности, предупреждения переутомления, но и для раскрепощения детей, повышения эмоционального тонуса и для развития взаимосвязи речи с движением.

Оценка эффективности

Мы прекрасно понимаем, что важ­нейшей задачей является оценка эффек­тивности. Здесь невозможно выбрать абсолютные кри­терии. К тому же результаты данной работы, как правило, проявля­ются через годы, в период школьного обучения.

Мы предлагаем родителям наших воспитанников посетить открытое занятие по данному курсу (фотоматериалы Приложение 1). Чаще всего такое занятие проводится в декабре месяце. Целью такого открытого занятия мы ставим как презентацию курса «Малышам+», так и пропаганда среди родителей раннего развития речи детей. Родители всегда очень эмоционально воспринимают такие занятия и высоко оценивают нашу работу.

Педагогам мы тоже предлагаем анкетирование (Анкета стр. 46). И в этой позиции наблюдается положительная динамика в отношении педагогов к развитию у детей норм общения. За два учебных года мы наблюдаем рост положительной оценки нашей работы педагогами (Диаграмма № 2, стр. 46).

Результаты наблюдений и бесед с родителями и воспитателями, результаты анкетирования, говорят о том, что данный курс интересен не только нам, педагогам, но и родителям, так как их беспокоит дальнейшая адаптация детей в будущем. Полученные результаты фиксируются в «Карте наблюдения» («Карта наблюдения» стр. 47), и анализируются впоследствии качественно и количественно (Диаграмма стр. 50).

Заключение

В заключение, хотелось бы отметить следующее.

Апробация представленной разработки проводилась в младших и средних группах МАДОУ № 71 в течение 4 учебных лет, с 2006 по 2011 г. Анализ полученных нами результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с малышами. Введение данной разработки позволило повысить уровень развития коммуникативных навыков и речи у детей, оказало положительное влияние на формирование благоприятного микроклимата в группе, способствовало развитию уверенности ребенка в себе и в микросоциуме, а так же расширило кругозор детей, уменьшило количество детей, нуждающихся в помощи логопеда.

Мы стремимся показать, что приведенные в данной методической разработке игры и упражнения, адаптированы для использования не только узкими специалистами, но и педагогами-дошкольниками и родителями без специального образования.

Перспективы

На основе данной разработки в перспективе мы наметили разработать цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Культурология». Целью новой разработки будет обогащение кругозора, дальнейшее развитие высших психических процессов, обогащение словаря и обучение творческому рассказыванию. Что в итоге должно способствовать более высокому уровню готовности детей к обучению в школе.

Прилжения

Презентация