Организация внеклассной работы по предмету

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Можно выделить три вида внеклассной работы:

  • Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
  • Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
  • Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:

  • Развитие и углубление знаний по программному материалу.
  • Привитие им навыков исследовательской работы.
  • Воспитание культуры математического мышления.
  • Развитие представлений о практическом применении математики.

Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.

Формы внеклассной работы:

Математический кружок.
Факультатив.
Олимпиады конкурсы, викторины.
Математические олимпиады.
Математические дискуссии.
Неделя математики.
Школьная и классная математическая печать.
Изготовление математических моделей.
Математические экскурсии.

В Ильинской школе в течение многих лет в той или иной мере используются практически все формы работы. Самой яркой и привлекательной из них является неделя математики. Одной из важнейших целей проведения предметной недели математики является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах и к осмысленной работе на уроках. У учащихся имеется желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.

Чтобы ещё более заинтересовать обучающихся, несколько лет назад в школе была разработана акция “Призвание” в номинации “Математика”, которая уже оправдала себя. Идея состоит в том, чтобы оценивать обучающегося на протяжении всего (или почти всего) учебного года. В школе ведётся мониторинг акции “Призвание”, который вывешивается на всеобщее обозрение. (Приложение 1.)Участие в кружках, ИГЗ, факультативах – заявка на участие в акции. Кроме этого, любое проявление интереса к математике также поощряется математическими акциями разного достоинства по следующим этапам:

  • Участие в кружках, ИГЗ, факультативах.
  • Четвертная оценка, переведённая в акции.
  • Участие в школьной олимпиаде.
  • Участие в районной олимпиаде.
  • Проведение открытого урока в дни самоуправления.
  • Проведение или участие во внеклассных мероприятиях.
  • Математический турнир среди победителей акции младшего, среднего, старшего звеньев.

Акции разного достоинства. На обратной стороне каждой акции задание – нарисовать рисунок не отрывая карандаш от бумаги. (Приложение 5.)

Начисление акций:

Четвертная оценка:
“3” – 1 балл,
“4” – 2 балла,
“5” – 3 балла,
За участие в мероприятии – 1 балл,
За победу – 2 балла,
Активные зрители – 2 балла.

Викторина и олимпиада по схеме:

Процент

выполнения

Баллы Процент

выполнения

Баллы
1–5 1 51–55 11
6–10 2 56–60 12
11–15 3 61–65 13
16–20 4 66–70 14
21–25 5 71–75 15
26–30 6 76–80 16
31–35 7 81–85 17
36–40 8 86–90 18
41–45 9 91–95 19
46–50 10 95–100 20

Викторина вывешивается в специальном месте сроком на 1 неделю в рамках недели математики. (Приложение 2.)

На наш взгляд одним из наиболее захватывающих мероприятий был “Морской бой” между командами старшеклассников и учителей. (Приложение 4). Ярко и познавательно прошла “Математическая гостиная” для учащихся начальной школы. (Приложение 6.) (Приложение 9.) Старшеклассники приняли активное участие в конкурсе презентаций о великих математиках. (Приложение 7.) (Приложение 8.)

В рамках недели математики подводятся итоги и выявляются победители по сумме баллов в каждой группе учащихся: 1–4 кл, 5–7 кл, 8–9 кл, 10–11 кл. Победители встречаются на последнем этапе. Последний этап проводится весной и выявляет лучшего математика школы в текущем учебном году. Проходит этот этап в виде математического турнира для четырёх участников. Для каждого из них приготовлены задания (Приложение 3.) Турнир длится 1 час. Итоги подводятся по количеству правильно решённых задач.

Кроме основной премии “Лучший математик” предусмотрены и поощрительные:

1. Математический Огонёк
(за умение зажечь своим интересом других)

2. Юный Педагог-математик
(за умение передать свои знания другим)

3. Математический Почемучка
(за огромное желание познать неизвестное)

Победители получают дипломы разного достоинства и памятные подарки. (Приложение 5.)