Интегрированный урок (внеклассное чтение + музыка) "Богатырская тематика в народном творчестве и русском искусстве". 4-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 4


Актуальность: реализация коммуникативно - деятельностного подхода к речевому развитию младших школьников.

Тип урока: урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

Цели урока: закрепить знания по теме «Былины»;

  1. научить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять;
  2. научить вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  3. расширять знания детей о былинах;
  4. прививать интерес к истории отечества, историческим литературным произведениям, русскому языку;
  5. развивать внимание и наблюдательность, умение ориентироваться в прочитанном;
  6. развивать речь учащихся, умение общаться с собеседником;
  7. показать значение народного творчества в развитии русского искусства;
  8. развитие вокально - хоровых навыков, творческого воображения, познавательного интереса; формирование ключевых компетенций в познавательной и ценностно-ориентационной сферах

Подготовка к уроку:

  1. прочитать как можно больше былин к уроку;
  2. принести прочитанные книги на урок

Оборудование: репродукция с картины художника В.Васнецова «Богатыри»; диск «Былины»; выставка детских книг по теме; индивидуальные карточки, таблицы по теме; слайды с картинами художников; таблицы с шифровками и логически- поисковыми задачами;

Музыкальный материал: Музыкально- литературная композиция "Былины о русских богатырях"; Г.Лавров «Былина о трёх богатырях», А.П. Бородин Симфония № 2; Ю. Антонов "Родные места".

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашей школы. Сегодня у нас интегрированный урок литературного чтения и музыки.

Итак, обратите свое внимание на экран. Демонстрируется фрагмент из фильма «Илья Муромец».

Учитель нач.кл.: Ребята, скажите, просмотрев сейчас видеосюжет, по- вашему мнению, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Ответы детей.

2. Актуализация знаний  

Итак, тема нашего урока:

"Богатырская тематика в народном творчестве и русском искусстве»

Подумайте. На какой вопрос мы должны сегодня обратить особое внимание? (обсуждение)           

Проблемный вопрос: Богатырство - что это?

(Это миф, легенда или неистощимая сила, мощь русского народа, чьи благородные идеи, словно звуки гимна, отражаются в сердцах людей разных времён и поколений).

Путешествие по Картинной галерее.

Уч.нач.кл. Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, мы приглашаем вас, совершить путешествие во времени. Для этого сначала, мы, как бы, отправимся в Картинную галерею, где оживающие в воображении герои картин станут нашими спутниками. Это путешествие поможет нам понять значение народного творчества в развитии русского искусства. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема.

И так в путь!

Уч.муз. Закройте на несколько секунд свои глазки…

Представьте себя в Картинной галерее. А теперь посмотрите, перед вами репродукции картин . ( дети открывают глаза и наблюдают демонстрирующиеся слайды с репродукциями картин И. И. Левитана "Вечерний звон", "Тихая обитель"; слайды с изображением воинов Древней Руси, Древнего Киева;

(звучит фрагмент из музыкально-литературной композиции "Былины о русских богатырях"). Пройдя по залам галерее, мы познакомились с картинами, которые изображают Древнюю Русь. Но особое внимание мы обратим сейчас на картины

русского живописца – передвижника И. И. Левитаном

(слайды "Вечерний звон", "Река Истра", "Тихая обитель")

И. И. Левитан (1860-1900) - создатель "пейзажа настроения" (слайд " Автопортрет" Левитана)

-О чём поют картины Левитана?Да, конечно. Они поют о красоте и величии родной земли.

Уч.нач.кл.. Но не только великие художники прославляли красоту и величие русской земли об этом написано и много художественных и музыкальных произведений. В нашей картинной галереи, сегодня для вас открывает свои двери литературно-музыкальная гостиная.

- Давайте с вами вспомним. С каким жанром народного творчества вы познакомились на уроках чтения и музыки? /с былинами/

- Что такое былина? /Былины - это один из древних жанров русских народных песен./

- Кто является автором былин? Почему? /народ/

- Кому посвящаются былины? /Богатырям-защитникам Руси/

- Дайте определение слову богатырь.

Богатырь –

  1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
  2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

Силач, воин, защитник, витязь

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. - Помимо силы и ума, чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)

- Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?/

- Когда на Руси появились былины? (Ученые предполагают, что появились былины более тысячи лет назад.)

- Как исполнялись былины? / Исполнение былин было доступно не каждому, требовался певческий голос, хорошая память: былины иногда заключали в себя до 500 стихов. Пелись былины под аккомпанемент гуслей .

А как звали- величали людей складывающих и поющих былины. (Бояны).

Уч.муз. С конца 18 начала 19 века былины стали исполнятся и без инструментального сопровождения, самыми известными исполнителями стали- уральская песенница Елена Сапогова и Трофим Рябинин -народный певец, сказитель былин ; и в наше время Г.Лавров, Любовь Муравьёва.

У. Ребята, мы предлагаем вам сейчас послушать фрагмент былины о « Трёх богатырях» в исполнении Геннадия Лаврова.

- слушание былины.

- О чём рассказывается в былине? Какие особенности исполнения вы можете отметить?

У .: Ребята, у вас на партах лежат распечатки с записью одной из известных былин. Это былина "Про Добрыню» (слайды - Добрыня Никитич)

Обратите внимание на построение мелодии, ей характерны плавные спады и подъёмы, умеренный темп, остановка в конце фраз (наиграть мелодию).

Давайте представим себя в роли Боянов. Возьмём в руки воображаемые гусли и величаво споем былину о Добрыне.

-Исполнение былины, пение должно быть неторопливым, спокойным.

У.- Молодцы, у нас не плохо получилось, вы теперь понимаете, как сложно исполнять и петь былины?

А теперь, вновь в нашей гостиной прозвучат строчки из былины….

/Чтение четверостишия /    

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан-моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

У.нач. А каких былинных героев вы еще знаете? / Дети перечисляют былинных героев и дают краткую характеристику./ (Святогор, Илья Муромец, Алёша Попович, Вольга , Микула Селянинович).

Попробуйте отгадать, по какой былине был снят следующий фрагмент х\ф. Демонстрируется фрагмент из х\ф « Илья Муромец »-фрагмент из былины «Три поездки Ильи».

(На развилке горюч камень лежит, а на камне надпись написана:

Если прямо ехать - убитому быть,
Направо ехать - женатому быть,
А налево ехать - богатому стать. )

Ответы детей.

- Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины).

Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.

(внимание на экран) Уч.нач.кл. (выбор из слов )

3. Физминутка. (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво»)

Уч.нач.кл. - А жили ли на самом деле эти богатыри? Имена русских богатырей встречаются в древних летописях. В Киево - Печерской лавре есть гробница Ильи Муромца. За свои подвиги он причислен к лику святых, в Муроме ему установлен памятник.

Уч.муз.(работа по учебнику музыки;стр.28-29,Найти подтверждение своим словам прочитать фрагмент былины о Илье, рассмотреть репродукцию с иконы Илья Муромский Чудотворец)

Уч.н. Алёшей Поповичем мог быть ростовский воин Александр Попович, сын попа, который погиб в битве на реке Калке, где русские потерпели от татар поражение.

Добрыня Никитич был родным дядей князя Владимира, братом его матери. Вместе с ним Добрыня поехал в Новгород и много лет правил там от имени Владимира. А когда выросший Владимир сел на Киевский престол, он оставил Добрыню Никитича новгородским посадником.

В нашей картинной галереи есть репродукция с картины Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Три Богатыря», ещё раз вглядитесь в эти яркие, национальные образы, полные глубоких черт и переживаний .

У.: Как вы думаете, что символизируют эти образы?(Они символизируют величие, храбрость, красоту и силу русского народа образы.)

5. Богатырская тема в искусстве.

Уч.муз: .Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как песня-гимн силе русского народа. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. По вашему мнению, как может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?

Ответы детей.

Я представляю вам музыку великого русского композитора. Вслушайтесь в её выразительные интонации, что они вам напомнят? ( звучит "Богатырская" симфонияА. П. Бородина, без объявления). А также во время слушания, обратите внимание на репродукции с картин, представленные в нашей галерее.

(Во время звучания музыки демонстрируются слайды: "Новгородское войско", "Оборона города Владимира", "Русские воины наблюдают за движением монголо - татар", "Утро на Куликовом поле" - репродукции с картин разных художников).

-Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении ?

Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки? Охарактеризуйте первую (главную тему) и вторую (побочную тему)

Первая - волевая, решительная, интонации которой близки к былинным напевам, вторая - плавная, раздольная, лирическая, пронизанная русскими народно- песенными интонациями

-Скажите, что общего между прозвучавшей музыкой, былинными напевами и просмотренными вами картинами?

(Музыка, народное творчество и изобразительное искусство разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа).

-Ребята, какое поэтическое название можно дать только что прозвучавшему музыкальному произведению? (обсуждение)

У.муз.: Итак, мы прослушали Вторую ("Богатырскую") симфонию, которую написал русский композитор А. П. Бородин(1833-1887),учёный-химик, член "Могучей кучки".

Слайды- портреты композитора.

Один из создателей русской классической симфонии, он ввёл в симфонию образы богатырского эпоса (портрет композитора, очень тихо звучит симфония).

-Давайте вспомним, что же означает в музыке слово симфония? (Симфония - оркестровое музыкальное произведение, состоящие из нескольких частей. Это размышления об эпохе, о путях мира и жизни на земле.)

-В своей музыке Бородин во многом продолжил традиции М. И. Глинки. Вторая симфония величественным и мощным передаёт образ русского народа. Музыка полна контрастных образов могучей силы, твёрдости духа, то душевной мягкости. Так по разному, но с огромной любовью, передаёт композитор черты русского национального характера, "поёт" о силе русского народа.

-Наш современник, учёный и композитор Асафьев писал:

" Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом всё сильнее понимаю её величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны - жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси ".

У: В мировой музыке Бородин занимает место - богатыря русской музыки.

-А как прекрасна и неповторима наша земля, сколько нежных песен сложено о ней.

Чухирь Екатерина подготовила стихотворение, которое вам сейчас прочтёт

-Человеку холодно без песни, на земле открытой всем ветрам,
Я не знаю, в мире место есть ли, где не верят песням, как кострам.
Белая берёза отряхнётся ,встанет под окошком на селе,
Сердцу чьё-то сердце отзовётся, и поётся песня на земле.
Сергей Орлов.         

6. Итог урока.

Уч.нач.кл. Наше путешествие подошло к концу и вместе с ним закрываются двери нашей музыкально- литературной гостиной. Подводя итог, скажите, что объединяет все произведения искусства, о которых мы сегодня поговорили? (они связаны общей идеей - прославления силы и могущества народа нашей Родины)

Итак. Вначале урока мы поставили для себя задачу ответить на вопрос:

- Богатырство - что это?

-Готовы ли вы дать сейчас ответ?Вывод: Богатырство- это песнь, гимн силе русского народа. Это образ могучего защитника Родины. Это ум, мудрость, честь и доблесть народа. Это неиссякаемая любовь к своей земле.

На память о сегодняшнем путешествии, мы хотим, вручит каждому эмблемы, символы богатырской силы и мудрости ,всем вам- нашим будущим защитникам Руси и её народа.

-О красоте родного края рассказывается в песне современного композитора Ю. Антонова. Давайте сейчас и споём эту песню.

-исполнение песни "Родные места"