Подготовка учителя и учащихся к проведению учебного исследования

Разделы: Математика

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Подготовка к проведению учебного исследования. Понятийный аппарат исследователя

Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.
Галилео Галилей

Анализ работы городских математических чтений старшеклассников показывает, что существует ряд затруднений, поджидающих учителя и ученика, решивших принять в них участие.

Для повышения качества проведения городских математических чтений старшеклассников необходимо знакомство, прежде всего педагогов, а затем и учеников с основами исследовательской работы.

Большинство затруднений связано с непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Для выявления отличий обратимся к этимологии слов «исследование» и «реферат». В школьном этимологическом словаре русского языка читаем:

  • Исследовать. Искон. Преф. производное от следовать, суф. образование от след. Буквально – «идти по следу».
  • Реферат. Заимств. во второй половине 19 в. из нем. яз., где Referat– суф. производное от лат. referre «докладывать». Реферат буквально – «доклад».

Мы видим, что в самой этимологии слова «исследовать» заключено указание на извлечение чего-то «из следа», то есть на восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам. Значит, уже здесь заложено понятие о способностях личности сопоставлять, анализировать, прогнозировать, то есть понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. И напротив, этимология слова «реферат» связана с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.

На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Суть реферативной работы состоит в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Теперь уточним понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность».

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематике.

Рассмотрим весь процесс подготовки учебной исследовательской работы. При написании исследовательской работы в любой отрасли знаний сохраняется общая логика построения.

Можно выделить следующие этапы работы:

  • прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);
  • технологический этап (проведение учебного исследования);
  • рефлексивный этап (анализ проведенной работы);
  • итоговый этап (защита результатов исследования).

Сформулируем основные определения.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность.

Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно он определяет тему работы.

Определяя предмет исследования, надо ответить на вопрос: как будет рассматривается объект именно в данном исследовании?

Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема; визитная карточка исследования.

Тема исследования не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой. Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает широкую область познания. И наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы учащегося могут включать 5-8 слов.

Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие работу.

Краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.

Проблема исследования – противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Определить проблему – это значит установить несоответствие между желаемым и действительным.

Актуальность исследования – необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе.

Изучение научной литературы начинается с составления библиографического списка источников по теме учеником и учителем (данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке).

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, можно приступить к выработке гипотезы.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении (в переводе с древнегреческого значит «основание, предположение»). Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования. Она фактически определяет основное направление исследования.

Словесные конструкции, используемые для формулирования гипотезы:

  • «если…, то…»;
  • «так…, как…»;
  • «при условии, что…».

 Цель – идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Цель – конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени.

 Можно поставить целью:

  • выявить…;
  • доказать;
  • установить…;
  • обосновать…;
  • уточнить…;
  • разработать…

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Можно поставить задачей:

  • проанализировать;
  • описать;
  • выявить;
  • определить;
  • установить.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.

Учащийся создает собственный текст, в котором подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.

Начать нужно с компоновки текста по главам в соответствии с примерной структурой работы.

После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.).

Сразу же после прочтения главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе.

Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.

Введение должно включать в себя:

  • формулировку темы;
  • проблему исследования;
  • актуальность исследования;
  • объект исследования;
  • предмет исследования;
  • цель исследования;
  • гипотезы исследования;
  • задачи исследования;
  • методы исследования;
  • этапы исследования;
  • структуру исследования;
  • практическую значимость исследования;
  • краткий анализ литературы и др. источников информации.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.

Составление списка источников информации представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, ресурсов Интернет, расположенных в алфавитном порядке по определенным правилам.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название работы должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем». Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет. Еще ниже, выравнивая по правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения.

Текст исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литература по теме исследования, ее теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Важным требованием к заключению является то, оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление списка источников информации.

Список литературы - это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

Большое значение в оформлении работы имеют приложения. К приложениям тоже предъявляются определенные требования:

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста (Приложение 1, Приложение 2, …);
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Не менее важна еще одна особая часть основного текста – примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

  • в круглых скобках;
  • подстрочно (оформляются как сноски);
  • после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

  • библиографическая ссылка;
  • определение терминов или устаревших слов;
  • справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
  • перевод иностранных слов и предложений;
  • пояснения основного текста.

После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

Существуют общие требования и правила оформления текстов (исследовательских работ, рефератов и т.п.).

Объем работы колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений).

Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы.

Исследовательская работа имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

  • подчеркнутую строгую логичность;
  • точность, отвлеченность и обобщенность;
  • объективность, недопустимость субъективизма и эмоциональности;
  • ясность;
  • краткость.

Вместо местоимения «я» и глаголов в первом лице единственного лица чаще употребляют предложения:

  • неопределенно-личные («считают, что …»),
  • безличные («известно, что …»),
  • определенно-личные («рассмотрим проблему …»).

Библиографический список

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с.80-83.
  2. Исследовательская деятельность школьников. // Математика. – 2007. - №12 (весь номер).
  3. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. / Б.А. Мартынова, Л.В. Зуева. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с.
  4. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н.И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.
  5. Как корректно провести учебное исследование. / М.М. Новожилова. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.