Развитие восприятия у детей с проблемами развития в условиях сенсорной комнаты дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст является сензитивным для развития восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь”, – отмечал Л.С.Выготский. Поэтому, очень важно при различных нарушениях особое внимание уделять сенсорному развитию ребёнка

.Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям окружающего мира. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В дошкольном учреждении в условиях группового помещения у педагогов не всегда есть возможность уделить достаточное внимание детям с проблемами познавательного и эмоционального развития. Такие дети нуждаются в тишине, снижении уровня психоэмоционального напряжения и создании положительного эмоционального состояния, стабилизации психических процессов, на основе которых познавательная деятельность становится значительно эффективнее. Важность развития детей в данном направлении привела к мысли о создании в дошкольном учреждении особых условий, оказывающих полисенсорное воздействие на весь организм ребёнка и его психическое развитие.

Выход был найден в создании в дошкольном учреждении № 45 г.Белгорода комнаты сенсорного развития, как одного из средств, направленных на укрепление психического и физического здоровья детей. В сенсорной комнате ДОУ созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогами и детьми.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Сенсорная комната, укомплектована специальным оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей и взрослых, является одним из важнейших дополнительных средств коррекции и развития .

В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов, осуществляющих массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным.

Сочетание стимулов различной модальности (музыки, света, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Игровое и релаксационное оборудование активизирует и развивает мышление ребёнка, мелкую моторику путём стимуляции его органов чувств, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.

Сенсорная комната ДОУ № 45 – это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет малышей забыть неприятности, успокаивает. Здесь созданы все условия, в которых ребёнок получает положительные эмоции, расширяет свой жизненный опыт, обогащает чувственный мир.

Яркие светооптические и звуковые эффекты способствуют развитию зрительных и слуховых ощущений, привлекают и поддерживают внимание, развивают исследовательский интерес.

В пузырьковой колонне из прозрачного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушным ни взрослых, ни детей. А угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства, отражая настоящий “водопад света”, который излучают пучки светильников из тонкого оптического волокна, меняющих свой цвет и мерцающих многочисленными звёздочками.

Малыши с удовольствием “принимают” ванны в “сухом бассейне” наполненном шариками, “сухой душ”, заходя в шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесном круге. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные “струи” сухого душа и шарики в бассейне, отдых в кресле-капельке, принимающем форму тела сидящего, стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию своего тела в этом пространстве.

Тактильную среду дополняют различные дидактические игры и пособия для развития общей и мелкой моторики.

Огромная цветная черепаха помогает научиться различать цвета, осваивать премудрости шнуровки, счёта, развивать мелкую моторику, а коврики-пазлы развивать мышление, внимание, пространственную ориентировку.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребёнка, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, а также для нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: психолог , воспитатели, инструктор ЛФК, учителя-логопеды. Поэтому в сенсорной комнате могут проводиться занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. Так тяжёлая речевая патология у детей дошкольного возраста не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность, которая связана с ограничением сенсорного потока. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт желаемые результаты. Поэтому, в качестве дополнительной стимуляции, учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности, которые имеются в детском саду, используется среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорной сферы детей и их речевой активности.

Для детей с проблемами развития речи занятия в сенсорной комнате способствуют:

  • развитию умения входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;
  • обогащению активного и пассивного словаря по изучаемым лексическим темам;
  • закреплению навыков грамматически правильной речи;
  • развитию диалогической формы речи.

Педагогом- психологом, учителями-логопедами, педагогами дошкольного учреждения проводятся специально разработанные в игровой форме занятия для детей, в том числе с проблемами в развитии, которые направлены на решение следующих задач:

1) стимуляцию всех сенсорных процессов;
2) создание положительного эмоционального фона и помощь в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
3) возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
4) стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
5) активацию различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
6) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений;
7) коррекцию игровой деятельности;
8) коррекцию психических процессов;
9) педагогическую коррекцию различных нарушений развития у детей.

Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода специалиста. Занятия могут проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом детей и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта.

Время занятий определяется специалистом с учётом индивидуальных особенностей и проблем ребёнка. Так при работе с гипервозбудимыми детьми длительность занятий должна быть сокращена, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

После посещения сенсорной комнаты ребёнок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Для работы в сенсорной комнате специалистами ДОУ используются различные коррекционные и развивающие методы: специальные упражнения для развития различных каналов восприятия, этюды, импровизация, сказкотерапия. аутотренинг и релаксация, которые успешно апробировались нами при различных нарушениях в развитии эмоциональной сферы, затруднениях в обучении, психосоматических расстройствах, трудностях адаптации.

Во всех случаях было отмечено улучшение соматического и психологического состояния ребёнка, динамика в сенсомоторном и познавательном развитии.

Эффективным является использование методик свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребёнка через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” – лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения.

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребёнка. Известны особенности воздействия на организм некоторых цветов:

  • красный – активизирует, стимулирует;
  • оранжевый – восстанавливает, согревает, стимулирует;
  • жёлтый – укрепляет, тонизирует;
  • зелёный – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
  • синий – успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
  • фиолетовый – вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны, или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений.

Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

С целью использования данного метода, в ДОУ собрана необходимая фонотека классических и специальных релаксационных музыкальных произведений, а также музыки для детей.

Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии детям предлагаем прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии малыши сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). В музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

Для детей полезно на занятиях, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки.

Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания. Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие тактильной чувствительности, так как данный вид чувствительности, являясь одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Для закрепления полученных навыков, как в сенсорной комнате, так и через некоторое время в группе воспитатель может провести занятие на развитие того или иного вида восприятия. Например, с целью развития тактильно-двигательного восприятия вне сенсорной комнаты традиционно используются различные варианты игры “Волшебный мешочек”. Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности.

Зная возможности комнаты сенсорного развития, родители могут создавать “сенсорные уголки” в домашних условиях, тем самым поддерживая положительный эффект от занятий в детском саду.

Таким образом, комната сенсорного развития является одним из важнейших дополнительных средств коррекционной и развивающей работы с детьми.

Очарование “живой сказки”, создающей радостное настроение, в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм ребёнка и развитие его восприятия, делают сенсорную комнату незаменимой в дошкольном учреждении.