Практическое занятие по теме "Определение катионов и анионов". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель практического занятия: на основании знаний, полученных при изучении курса химии 8-9 классов, повторить качественное определение катионов и анионов, входящих в состав неорганических веществ.

Обучающая цель урока: проверить знания учащихся по качественному определению катионов и анионов, входящих в состав неорганических веществ; умение составлять уравнения необходимых качественных реакций; владение практическими навыками работы с химическим оборудованием и реактивами; соблюдение учащимися правил техник безопасности при выполнении практической работы.

Развивающая цель урока: развитие умения применять полученные ранее знания при выполнении заданий практической работы.

Воспитывающая цель урока: обучение учащихся работать в группах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль за результатами своей деятельности, планировать время выполнения заданий.

Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).

Наглядные средства: ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, рабочая тетрадь, раздаточный материал (текст заданий варианта, памятка по определению катионов и анионов).

Химические реактивы и оборудование: штатив с тремя пронумерованными задачами (растворами определяемых веществ), растворы соляной и серной кислот, растворы гидроксидов натрия и кальция, растворы нитрата серебра, хлорида бария, сульфата натрия, растворы индикаторов метилового оранжевого (или лакмуса), фенолфталеинового, растворы хлора и крахмала, вода, фенолфталеиновая бумага; штатив с чистыми пробирками, держатель, спиртовка, спички.

Организация практического занятия: класс заранее делится на четыре группы, в каждой из которых выбирается организатор (участвует в розыгрыше вариантов, координирует работу своей группы по выполнению заданий варианта, отчитывается сам или выбирает представителя своей группы в конце урока для отчёта о проделанной работе).

Задания вариантов:

Вариант №1 – Распознайте в трёх выданных вам пробирках растворы, содержащие ионы:

СО32– , ОН, Cl-.

Вариант №2 – Распознайте в трёх выданных вам пробирках растворы, содержащие ионы:

Ba2+, NH4+, Fe3+.

Вариант №3 – Распознайте в трёх выданных вам пробирках растворы, содержащие ионы:

42-, PО43-, I-.

Вариант №4 – Распознайте в трёх выданных вам пробирках растворы, содержащие ионы:

H+, Cu2+, Ag+.

Полный вариант содержания заданий для учащихся смотри в Приложении 1.

Ход урока

1. Оргмомент (10 минут)

– объявление учащимся темы и цели урока
– организация учащихся по принятию цели урока
– мотивация учащихся на решение цели урока
– краткий инструктаж по технике безопасности на практическом занятии

2. Основная часть урока (25 минут)

– жеребьёвка организаторов групп (выбор варианта)
– работа групп над решением поставленных задач

3. Подведение итогов практического занятия (10 минут)

– отчёт групп по проделанной работе
– подведение учителем итогов практического занятия
– сдача работ учителю
– уборка рабочих мест.

Приложение 2