Рождественская неделя

Разделы: Работа с дошкольниками


“Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься”.
Русская народная пословица.

В нашей группе пятый год реализуется проект “Мастерская актера”, где в качестве приоритетного направления мы выбрали художественно – эстетическое развитие дошкольников. Наибольшее внимание уделяется театрализованной деятельности, которая, как известно близка и понятна ребенку.

Как появился наш проект?

В нашем отделении восстановительного лечения при детской городской поликлинике № 102, проходят реабилитацию дети с бронхо-лёгочными заболеваниями (от 2 до 5 месяцев). Дети, поступающие на реабилитацию, особые дети и требуют к себе особого внимания, поэтому главной задачей педагогов является создание комфортных условий для психического и эмоционального состояния детей. Наиболее сильные, положительные эмоции дети испытывают во время игры и творчества, поэтому в своей работе мы широко используем театрализованную деятельность.

Сначала это было просто увлечением: небольшие по объему сказки или сценки разыгрывались во время проведения досугов и праздников. Затем мы отметили, что дети с большим удовольствием играют в театр, но при выборе театрализованной игры не могут применять знания и умения, полученные ими ранее, распределять роли между собой, а некоторые дети чувствуют неуверенность в себе при общении со сверстниками и взрослыми. Мы решили разработать свою систему и объединить накопленный опыт – так появился наш проект “Мастерская актера”.

Основная задача – совершенствование социально-личностного развития ребенка и индивидуальных творческих способностей детей средствами театрального искусства. Для наиболее успешного решения наших задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. (Приложение 1).

Основные направления работы проекта “Мастерская актера”:

– приобщение детей к театральной культуре;
– совершенствование культуры и техники речи;
– формирование нравственных качеств дошкольников;
– развитие интереса к фольклору;
– приобщение родителей к совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка (консультация для родителей и анкета). (Приложение 2)

Позвольте представить одну из тем нашего проекта:

Тема: “Рождественская неделя”.

Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя. Для детей всего отделения мы показываем театрализованное представление “Рождественская сказка”, артистами которого являются ребята нашей группы. Проводятся колядования. Дети рядятся, надевают маски, устраивая настоящий маскарад, и под сопровождение шумовых народных музыкальных инструментов (трещетки, бубенцы, ложки, губные гармошки и др.) отправляются колядовать по группам. Во время колядования устраивают веселые розыгрыши и забавные соревнования с детьми, а в благодарность за это, как в старые добрые времена, дети получают угощения. После окончания колядок колядовщики (родители и дети) собираются вместе и устраивают пир. Надо отметить, что и родители принимают активное участие в подготовке и проведении рождественской недели: придумывают и шьют костюмы, помогают в изготовлении атрибутов; готовят интересные задания и розыгрыши. В результате праздник получается веселый, добрый и озорной.

Цель. Дать детям представление о народном зимнем празднике Рождество Христово.

Программное содержание. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет начало, это своеобразный день рождения, которое люди отмечают все вместе; это общая радость, веселье, надежда на благополучную жизнь в новом году. Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования.

Предварительная работа:

– беседа по картинам русских художников: Б.Кустодиев “Ярмарка”; А.Киевшенко “Колядки” (иллюстрация к повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”);
– ознакомление с музыкальными произведениями: П.Чайковский “Декабрь.Святки” из цикла “Времена года”; М.Глинка “Камаринская”.
– занятия по изобразительной деятельности: рисование на тему “Зимние забавы”; изготовление масок для обряда колядования; изготовление подарков и праздничных поздравительных рождественских открыток;
– ознакомление с художественной литературой: П.Бажов “Серебряное копытце”; Л.Медведев “В сочельник”; А.Плещеев “Елка в школе”; О.Ефремова “Рождество Христово”. Заучивание стихотворений: К.Бальмонт “Снежинка”, “Рождество”; заучивание рождественских песен и колядок.
– ознакомление с окружающим: “Рождественский сочельник”, “Рождество”, “Колядки”, “Ряженые”. “Энциклопедия я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи”.
– развитие речи: обогащение словаря, заключительная беседа на закрепление полученных знаний обрядово-праздничной культуры на Рождественские праздники.

Программа Рождественской недели:

  • Рождественское колядование.

(Дети с музыкальными инструментами идут по коридору и поют.)

Все:

Сегодня гулянье, гаданье, катанье,
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания,
Зима нас торопит – спешите!
Спешите видеть, слышать, участвовать!
Рядитесь из домов выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!

(Подходя к группе включаем музыку П.Чайковского “Камаринская”, дети под музыкальное сопровождение с музыкальными инструментами входят и танцуют.)

1-ый калядовщик:

Мир вам, гости дорогие, (Дети кланяются в пояс.)
Мы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Подготовили для Вас!

2-ой колядовщик:

Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две неделюшки.

3-ий колядовщик:

От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.

4-ый колядовщик:

У нас сегодня день чудес,
У нас радость до небес!

Все дети:

Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота,
Пришла Коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, Коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай!

(Приложение 3)

5-ый колядовщик:

Мы к Вам в гости пришли,
Долгожданные, да желанные. Угощенье просим!

(Дети одаривают колядовщиков. Воспитатель приглашает детей и вручает программку и билеты к постановке “Рождественская сказка.). (Приложение 4)

  • Театрализованное представление “Рождественская сказка”.

Цели и задачи:

  1. Воспитываем у детей любовь к сказкам.
  2. Приобщаем к народным праздникам и играм.
  3. Учим любить природу и всех её жителей.
  4. Закрепляем понятия о добре и дружбе.
  5. Закрепляем умения детей эмоционально играть свои роли.
  6. Развиваем чувство коммуникативности у детей.
Действующие лица:
Ведущая
Дарёнка
Снегири
Мышка
Мудрёнка
Белочка
Лиса
Волк
Зайка
Медвежата
Атрибуты:
Зимний лес
Крошки для птиц
Елка новогодняя
Елочные игрушки-самоделки
Домашняя утварь
Кормушки



 

(Под фонограмму “Рождественской песенки” “Чудесная звездочка” И.П. Синявского дети входят в зал, танцуют и садятся на стульчики.)

Ведущая: Вы, наверное, знаете, что Рождество – время чудес. Вот и мы расскажем вам одну чудесную историю. Помните ли вы девочку Даренку из сказки “Серебряное копытце”? Жила она в маленьком домике на опушке леса с дедушкой Кокованей, а с ними и кошка Мудренка. Была Даренка доброй и трудолюбивой девочкой, дружила с лесными зверями, помогала им чем могла. Старалась она не грустить, хотя одной девочке в лесу жилось нелегко. Кокованя часто уходил в лес, и Даренка оставалась одна... (Приложение 5а)

(Девочка Даренка с кошкой Муренкой убираются в доме.)

Даренка:

Для птичек-малышек
И мышки-норушки
Насыплю я крошек
Вот в эти кормушки. (Посыпает крошки в кормушки.) (Приложение 5б)
Красногрудый снегирек
Сядет на ладошку.
С нами птичка-огонек
Потанцуй немножко.

Танец Дарёнки и Мурдрёнки. (“Ритмическая мозаика” А.И.Бурениной Красный сарафан.)

Танец Снегирей. (“Музыка леса” Джаз для детей Н. Соболев.)

Снегири (хором): Спасибо, милая девочка! Поздравляем с Рождеством! (Приложение 5в)

Танец Мышки. (Полька Суворова.)

Мышка:

Что Мудренушка невесела? (Приложение 5г)
Что головушку повесила?

Мудренка:

Все у нас в порядке,
В домике нарядно,
Угощенье все готово…

Мышка: Может, Даренка нездорова?

Мудренка:

Нет, она старается
Шутит, улыбается,
Но подумайте – одной
Грустно в праздник ей такой.

1-й Снегирек:

К ней ребят позвать бы надо!
Вот Даренка будет рада!

2-й Снегирек:

Полетим скорее в лес,
Встретимся со зверями.
Может быть, придумаем
Что-нибудь с друзьями.

Мышка:

Побежим и мы, Мудренка,
Поскорее в детский сад!
Там помочь Даренке нашей
Каждый будет рад!
С ребятами поговорим,
Может, что-нибудь решим. (Убегают взявшись за руки.)

Танец Белочки. (“Ритмическая мозаика “ А.И. Бурениной.)

1-й Снегирек: Здравствуй, Белочка! С Рождеством тебя!

Белочка: Здравствуйте, дорогие друзья! И вас поздравляю с чудесным праздником!

 2-й Снегирек:

Белка прыгает так ловко!
Ищет по лесу кладовку,
Где она когда-то в спешке
Спрятала свои орешки.

Белочка: Посмотрите, к нам спешат семь веселых медвежат!

Исполняется танец “Плюшевый медвежонок” (“Ритмическая мозаика” А.И.Бурениной.) (Приложение 5д)

(Появляются Волк и Лиса. Ведут за руки Зайчика. Спорят между собой.)

Лиса: Это мой Зайчонок белый! Зря стараешься, ты Серый!

Волк: Ты, кума, бы помолчала! Кто сильнее, У-у-у видала?

Белочка:

Как же звери вам не стыдно?
Или вы не знали видно?
Что приходит праздник в дом,
Он зовется – Рождеством!

Лиса:

Что же мы с тобою, Волк, сейчас творим?
Сами-то красивые речи говорим…(Приложение 5е)

Волк:

А дошло до дела – забыли про слова,
Дракою встречаем праздник Рождества…

Лиса и Волк: Прости нас, Зайка!

Заяц: Прощаю, прощаю и на танец приглашаю!

Танец Зайца, лисы, волка и белочки. (Неаполитанская полька.)

Снегирек:

Даренке надо нам помочь помочь,
Ведь кругом зима и ночь.

Зайка:

Что нам делать, как нам быть,
Даренку как развеселить? (Приложение 5ж)

Волк:

В эту ночь, идет молва,
Люди елку наряжают,
И под елочкой справляют
Светлый праздник Рождества.

Снегирек:

Елочка на Рождество –
Для детишек торжество.
А на елочке игрушки:
Домик, шарики, хлопушки.

Лиса: А давайте пойдем в лес и принесем Даренке елочку на праздник!

Все: Давайте! Пойдем скорее за ёлочкой!

Белочка:

На небе звездочки зажгитесь поскорей,
Чтоб нам в дороге было веселей !(Уходят.)

Танец Снежинок. (Музыка из оперетты “Летучая мышь” И.Штраус.)

1-яСнежинка:

Белые, белые хлопья
Сказочно в небе летят.
Кружатся в вальсе снежинки,
Ярко сверкают, блестят.

2-я Снежинка:

Сочится синий свет в окно,
Похрустывает ельник,
Всё ожидания полно
В рождественский сочельник.

3-я Снежинка:

Встаёт звезда из-за лесов,
Сердечко так и бьётся!
Осталось несколько часов –
И Рождество начнется! (Улетают под музыку.)

(На опушке леса появляются Волк, Лиса, Заяц, Белка, Снегири. Они несут ёлочку в подарок Дарёнке.)

Все звери: С Рождеством тебя, Дарёнка! (Дарят ёлочку.)

Даренка: Спасибо, зверята! Спасибо, ребята! Сегодня такая удивительная ночь!

Говорят, что в Рождество
Что ни пожелается,
Все тот час произойдет,
Все тотчас сбывается!

Ведущая: Конечно произойдёт волшебство! Давайте ребята украсим эту ёлочку игрушками, которые мы с вами сделали своими руками. Я их захватила с собой. (Под музыку все дети украшают ёлочку.) (Приложение 5з)

Даренка: Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Ёлка! Праздник! Рождество!

(Дети исполняют песню, танцуют возле ёлочки с включенными фонариками и уходят.)

Песня “Рождество Христово”.

Тихо кружатся снежинки.
Сказка приходит к нам в дом!
Ёлка, подарки, картинки:
Зовём это всё – Рождеством!

Звездочки в небе сверкают,
Но ярче всех, лишь одна!
О радости нам возвещает,
О празднике Рождества!

В этот волшебный праздник
Всё наполнится вдруг,
Верой, Надеждой, Любовью
И светом добра вокруг!

Литература:

  1. Блинова Г.П. “Русские народные праздники”. М.: Вузовская книга, 2000.
  2. Гаврилова И.Г. “Истоки русской народной культуры в детском саду”. СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  3. Дайн Г. “Детский народный календарь”. М.: Детская литература, 2001.
  4. Доронова Т.Н.А “ Играем в театр”. М.: Просвещние, 2005.
  5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. “Народные праздники в детском саду”. М.: Мозаика-Синтез, 2008
  6. Истомин С.В. Энциклопедия “Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи”. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
  7. Капранова Л.Н. “Бабушкины забавушки”. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  8. Лялина Л.А. “Народные игры в детском саду”. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Харлицкий М.С.,Хромов С.С. “Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды”. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
  10. Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду”. М.: Мозаика-Синтез, 2008.